Аналитическая справка
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка Введение | ||
Нормативно - правовое обеспечение в межаттестационный период | ||
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | ||
Анализ результатов работы по сохранению и укреплению здоровья детей. | ||
Анализ организации образовательного процесса, как условия развития личности ребенка. | ||
Анализ реализации образовательной области « Познавательное развитие». | ||
Анализ реализации образовательной области « Художественно-эстетическое развитие. | ||
Анализ реализации образовательной области « Социально-коммуникативное развитие». | ||
Анализ результатов работы по внедрению в образовательный процесс методов и приёмов, направленных на развитие связной речи. | ||
Анализ взаимодействия с родителями. | ||
Анализ работы по творческой теме педагога. | ||
Анализ развития социально – личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма. |
Изменения в политической и экономической сферах общества привнесли изменения в систему образования, которые изложены в нормативно – правовых документах в области образования. Поэтому свою работу я осуществляла на основе документов, определяющих современные задачи образования.
Свою профессиональную деятельность в межаттестационный период осуществляла в соответствии с основными правовыми актами, регламентирующими работу дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации:
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1. 3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от17 октября 2013г.№ 1155);
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014г.);
- Письмо Минобрнауки России «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011г. № 2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях» (от 17.11.2011г. № 03-877);
- Письмо Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (от 07.06.2013г. № ИР-535/07);
В соответствии с требованиями, которые заложены в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение обязано:
• обеспечить индивидуализацию каждого ребёнка;
• обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
• реализовать право ребёнка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
• помнить, что ребёнок – активный участник образовательного процесса;
• привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
• обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребёнка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения является речь. Для ребенка правильная речь-залог успешного обучения и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспешными в школе, да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются.
Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, общаться, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, событиями, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.
Внимание к проблемам развития речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К.Д.Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т.е. умение отражать свои мысли, «учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Проблемой развития речи занимались и другие ученые: А.А.Леонтьев, А.С.Рубинштейн, О.С.Ушакова. А Л.С.Выготоский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». И в этом я полностью с ним согласна, так как своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из условий нормального развития ребенка.
К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это и ухудшение состояния здоровья детей, и существенное сужение объема «живого» общения: дети и взрослые все больше стали общаться со средствами технического прогресса, и глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, и дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.
Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
Наличие данных проблем позволило мне определить выбор направлений моей профессиональной деятельности: «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста».
Для реализации данных направления мной были поставлены следующие задачи:
- сохранить и укрепить физического и психического здоровья детей, используя элементы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- внедрить в образовательный процесс методов и приемов, направленных на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
- изучить методическую литературу по данному направлению
К работе в данной группе приступила с августа 2020 года.
Цель аналитического отчёта:
- провести анализ своей педагогической деятельности за межаттестационный период с 2018г. по 2022 г.
Задачи аналитического отчёта:
- проанализировать результат своей педагогической деятельности за межаттестационный период;
- определить условия, обеспечивающие достижение результатов;
- выявить проблемы и определить направление деятельности на последующий межаттестационный период.
Анализ результатов работы по сохранению и укреплению здоровья детей
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка.
Актуальность работы связана с реализацией новых подходов в вопросах формирования здоровья, и акцент делается на дошкольный возраст, поскольку это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни. В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на сохранение, укрепление и охрану здоровья детей; на обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки; на развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности. Введение в физкультурно-оздоровительную работу нетрадиционных форм является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения, которые не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на образовательном процессе в целом.
Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья детей использовала здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию; различные гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, физкультурные занятия, занятия по ЗОЖ. Используемые методы и приемы включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
В своей работе использовала следующее методическое обеспечение:
- Н.В.Нищева. «Подвижные и дидактические игры на прогулке».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.;
- Л Н Сивачева «Физкультура-это радость!» спортивные игры с нестандартным оборудованием «Детство - пресс» 2004г.;
- Л.Л.Соколова «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.
Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005г.;
Развивающую предметно-пространственную среду организовывала по принципу обеспечения здорового образа жизни, двигательной активности, безопасности. вариативности и гигиенического соответствия.
«Здоровьесберегающие технологии» в дошкольном образовании - можно рассматривать как совокупность определенных подходов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
В группе велась целенаправленная работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни:
- привитие культурно-гигиенических навыков;
- обучение по уходу за своим телом;
- формирование представлений о том, что полезное, что вредное для организма.
- Мониторинг освоения детьми
- образовательной области «Физическое развитие»
Мониторинг за период с 2020 по 2022 год показал, освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»: Высокий уровень, но окончание 2022 учебного года составляет 75 %,средний 25 %.
Анализ организации образовательного процесса, как условия для развития личности ребёнка.
Моя профессиональная деятельность по развитию детей строилась через реализацию рабочей программы в каждой возрастной группе с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Свою работу с детьми строила в соответствии с основной образовательной программой ДОО.
Образовательную деятельность воспитанников осуществляла в соответствии с целями и задачами образовательных областей.
В течение межаттестационного периода ежегодно проводился мониторинг развития детей по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Сбор информации осуществлялся через следующие формы работы:
- диагностические задания;
- контрольно-учетные занятия;
- педагогические наблюдения;
- анализ результатов деятельности;
- индивидуальная работа с детьми;
- массовые мероприятия: развлечения, праздники.
Анализ реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Чтобы развивать дошкольника в данной образовательной области по программе я использовала следующее методическое обеспечение образовательной программы:
- И.П.Афанасьева «Вместе учимся считать»: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений.- СПб. : .:ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2015
- Н.В.Нищева. Живая природа. В мире животных выпуск 1 и выпуск 2. Конспекты занятий к серии демонстрационных плакатов для развития первичных естественно-научных представлений у дошкольников. СПб: ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2007
На основе этого методического обеспечения мною были составлены конспекты НОД. В своей работе пополняла развивающую предметно-пространственную среду.
В развитии математических способностей мне помогало применение информационно-коммуникативной технологии (ИКТ), Блоков Дьенеша, цветных счетных палочек Кюизенера, игровых технологий и т.д.
С воспитанниками групп были достигнуты следующие результаты освоения программного содержания образовательной области «Познавательное развитие»:
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» На окончание 2022 учебного года составляет: высокий уровень 80 % ,средний уровень 20 %.
В результате применяемых технологий, пополнения и обогащения развивающей предметно-пространственной среды видна положительная динамика развития детей в образовательной области «Познавательное развитие».
Анализ реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Для того, чтобы развивать дошкольников в данной образовательной области, использовала следующую методическое обеспечение:
- Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ». Перспективное планирование, конспекты -СПб.:ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2014г.
- И.А.Лыкова. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников: учебно-методическое пособие М. : ИД « КАРАПУЗ», -Творческий центр « Сфера» 2010г.
В группе создала «Центр творчества». Данный центр обеспечила разнообразными стандартными и нестандартными материалами для художественного творчества: ватные палочки, тычки, коктейльные трубочки, нити разные по составу, штампы, трафареты, шаблоны, цветной мел, шариковые ручки, набор карточек для пластилинографии. Мы с детьми много рисовали, используя нетрадиционные техники:
- рисование пальцем;
- рисование ладонью;
- рисование ватными палочками;
- рисование мятой бумагой;
- рисование вилкой;
- рисование поролоном;
- рисование с помощью трафарета;
- рисование пластилином
Для размещения выставок детских работ использовала красочно оформленные стенды в приемной, где демонстрировались не только работы, выполненные детьми, но и семейные творческие материалы.
Немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Поэтому постаралась создать максимальные условия необходимые для организации игр - театрализаций: оформила театрализованный центр в группе, создала уголок ряженья. Дети группы занимаются в школьном театральном центре « Кулиска». Большое значение в постановке сказок, инсценировок имеет музыкальное сопровождение. Для инсценировки сказок активно использую в своей деятельности ИКТ. Для реализации музыкальных идей в группе есть необходимое музыкальное оборудование: погремушки, барабаны, дудочки и др. Познакомиться с музыкальными инструментами дети могли и с помощью дидактических игр: «Назови музыкальный инструмент», видео-музыкальные дидактические игры.
Мониторинг освоения детьми образовательной области « художественно-эстетическое развитие в конце 2022 учебного года составляет: высокий 65%,средний-35%. Применение нетрадиционных форм работы привлекало и интересовало детей. Они с удовольствием рисовали, лепили, конструировали и т.д. Поэтому применяемые мною методы и приемы показали хороший результат работы.
В данной образовательной области столкнулась с несколькими проблемами: не все дети могли правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них, слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании и аппликации, плохо развито воображение.
Анализ реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально - коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- Л М Шипицина «Азбука общения».СПб.:ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»-2003г.
- Т.А.Шорыгина Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание.-М. Книголюб, 2006г.
- Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров .-Воронеж: ООО «М- КНИГА»,2015г.
- Т.И.Данилова. Программа « Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. СПб.:ООО « Издательство « ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009 года.
- Л.В.Максимчук. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. Учебное пособие-М.: Центр педагогического образования, 2008г.
Организовывая РППС в соответствии с ФГОС ДО в группе, я учитывала, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей, а также формированием гендерной, семейной, гражданской принадлежности и патриотических чувств. Пополняла РППС разными макетами ( «Пожарная часть», «ПДД», дидактическими играми («Дорожная азбука», «Одень куклу по профессии», «Военные и т.д), оформила центр дидактических игр, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников. Также в пополнении атрибутов к сюжетно-ролевым играм оказывали большую помощь родители воспитанников.
В своей работе использовала следующие методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:
формирования социального поведения;
формирования социального сознания;
В своей работе использовала технологию проектирования, как в работе с детьми, так и в работе с родителями, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствуя развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения в сферу межличностных отношений
Усвоение образовательной области по социально – коммуникативному развитию показал следующие результаты:
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на конец 2022 учебного года показал: высокий уровень 65% средний уровень 35%. |
Из этого следует, что работа по социально-коммуникативному направлению осуществлялась в течение всего времени пребывания детей в группе. Такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствовала социализации каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей сформировалась способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Анализируя свою деятельность по социально-коммуникативному развитию детей хочу отметить, что привитие детям моральных норм и правил не в назидательной и поучающей формах, а с помощью деятельностного подхода, показа собственного примера в конкретной ситуации, поощрения, эффективного построения контактов со сверстниками и взрослыми, приносит положительные результаты. Дети общались доброжелательно, замечали проявление неконструктивного поведения у сверстников, поправляли их. В построении социальных контактов действовали увереннее, задумывались о последствиях своих поступков для окружающих.
Наблюдалась позитивная динамика развития социально - коммуникативной сферы развития детей. У детей сформированы нравственные качества личности и положительная гражданская позиция.
В работе с детьми использовала разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать непрерывную образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. В ходе режимных моментов включала речевые, словесные игры, проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения.
При проведении непрерывной образовательной деятельности использовала информационно-коммуникационные технологии. Это способствовало осознанному усвоению знаний дошкольниками и позволило достичь более высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Использование мультимедийных презентаций позволило сделать НОД эмоционально окрашенной, привлекательной, вызвать у ребенка живой интерес, являлось прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствовало хорошей результативности деятельности.
Данную технологию я активно использовала в своей работе с детьми в ходе совместной и самостоятельной деятельности. Строила свой педагогический процесс по принципу интеграции образовательных областей.
Анализ реализации образовательной области «Речевое развитие»
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О.С.)
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей старшего дошкольного возраста – явление крайне редкое. В речи детей существуют множество проблем. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Развитие речи в дошкольном детстве как овладение родным языком является процессом многоаспектным по своей природе. Это овладение составляет необходимую базу формирования полноценного мышления человека. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной и интеллектуальной сферах. Речевая недостаточность влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает развитие познавательных возможностей, нарушает процесс социальной адаптации. И только своевременное и комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность – невозможно, поэтому речевое развитие дошкольника тесно связано с познавательным развитием и внутренним миром ребенка.
Одним из важных направлений своей деятельности считаю речевое развитие дошкольников, поэтому углубленно работала по теме «Развитие речи детей по средствам проектной деятельности». В группе был реализован проект « Маленькие сказочники» ,прошел конкурс чтецов ,дети группы занимаются в школьной студии « Кулиска».в группе организуются театральные представления по мотивам различных сказок.
Данная система работы позволила сделать образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.
Также для развития речи у старших дошкольников я в своей работе использовала следующее методическое обеспечение образовательной программы:
- О.С.Ушакова. Н.В.Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. -М.: ТЦ Сфера,2003г.
- Н.В.Нищева. Развивающие сказки. Цикл интегрированных занятий для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»-2015г
Гербова В. Развитие речи в детском саду .5-6 лет. Старшая группа.
Выделила основные направления работы по развитию речи детей:
- воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматического строя;
- развитие словаря, связной речи, монологической речи
Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
1. Воспитывать у детей интерес к общению с взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь.
Данные задачи реализовала через различные виды деятельности, методы и приёмы:
- заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы;
- использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассматривание иллюстраций, картин;
- беседы, вопросы, разъяснения
В НОД включала речевые и дидактические игры, чистоговорки и скороговорки, пальчиковую и дыхательную гимнастику, что способствовало развитию связной речи дошкольников. Скороговорки помогали развивать память у детей, т.к. они направлены на развитие и тренировку речи ребенка. Чистоговорки использовала для развития чёткой дикции у детей, развития фонематического слуха, грамматики, словаря и связной речи. С помощью дидактических и речевых игр развивала речь детей, пополняла активный и пассивный словарь, способствовала его активизации, формировала правильное звукопроизношение, развивала связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Привлекая детей к участию в инсценировках, я тем самым побуждала детей повторять предложения, окрашивая их эмоционально. А активизируя фразовую речь, задавала детям вопросы причинно - следственного характера. И хотя эти вопросы еще трудны детям, я использовала в своей работе их часто, помня о том, что реальные отношения между предметами дети понимают гораздо раньше, чем могут выразить свое понимание в речи. Обучение на занятиях были направлены на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживая разговор. Большая работа проводилась по ознакомлению с произведениями художественной литературы. Сказки детям не только читала, но и рассказывала, а по ходу рассказывания детям предлагала выполнять имитационные движения. При чтении песенок, потешек старалась создавать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми, всевозможными приемами пыталась удержать внимание детей. Обучение детей родному языку на занятиях – часть работы по развитию речи, которая осуществлялась в течение всего дня. Для развития речи и пополнения активного словаря детей использовала в режимных моментах пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики, заучивание коротких стихотворений. На занятиях по пересказу сказки формировала навыки грамматически правильной, последовательной и связной речи, обогащала словарный запас детей.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе работала над формированием умения вести диалог, развивала умение слушать и понимать обращенную к ребенку речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога – умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Диалогическая речь развивается во время бесед, под руководством взрослого, поэтому организовывала постоянные беседы. Беседа – эффективный метод активизации словаря, поскольку побуждала детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. В своей работе применяла как дидактические, так и словесные игры по развитию речи.
- «Один - много»;
- «Игры по развитию звуковой культуры речи»;
- «Семья» (на развитие речи с движениями и др.) сюжетными и предметными картинками («Профессии», «Дикие и домашние животные», «Овощи, фрукты» и т.д.), красочными книгами, костюмами и т.д. При реализации НОД использовала здоровьесберегающие технологии, технологию ИКТ, игровые технологии.
В результате работы с детьми у меня получились следующие результаты: На конец учебного 2022 года высокий уровень составляет 65%,средний 35%.
Проведенная работа способствовала формированию грамматического строя речи, развитию монологической речи, воспитанию звуковой культуры речи, дети научились запоминать небольшие литературные тексты. В речи детей активизировались имена прилагательные и глаголы.
Таким образом, по каждому направлению развития воспитанников имею стабильные положительные результаты освоения основной образовательной программы.
Анализ взаимодействия с родителями
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, и большое внимание уделяет работе с родителями. Признание государством приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности между педагогами ДОУ и родителями воспитанников.
Вся моя работа строилась в тесном контакте с родителями, ведь они активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей. Родители проявляли искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители посещали родительские собрания, активно участвовали в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Работу с родителями планировала на основе их потребностей и интересов. Содержание работы с родителями реализовывала через разнообразные формы и методы.
Информационно-аналитические формы общения с родителями направляла на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
Консультации: «Семейные ценности», «Правила дорожного движения», « Одежда для детского сада» и др. Имеются архивы с фотоматериалом своих групп, которые использовала при создании своих видеосюжетов, ежедневно делилась фотоотчетами в созданную группу в Вайбер. Такой способ работы позволил наладить доброжелательные взаимоотношения. В связи со сложившейся ситуацией пандемии все утренники и мероприятия записывались на видео и выкладывались в родительский чат. И это уже является новой ступенью взаимодействия в современной информационной среде.
Традиционно в нашей группе проводились дни рождения детей с хороводом, караваем, с привлечением в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. Одной из результативных форм являлись выставки совместного творчества. Родители проявляли интерес, увлекались, создавали много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков.
Родители являлись активными участниками различных акций, конкурсов:
- конкурс рисунков « Осень»
- акция «Столовая для птиц» (изготовление кормушек, сбор корма для зимующих птиц)
- акция «Отработанная батарейка»
- конкурс «Дары осени»
- « Добрые крышечки»
-Участие в проектах «Маленькие сказочники», « Огород на подоконнике», « Люблю тебя, моя страна Россия».
Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но я уже вижу результаты: дети начали с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобрели опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом специалистов. А я как воспитатель, получила бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
В своей работе поставила цель на сплочение детского коллектива и семей воспитанников. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Коммуникативные игры оказывают практическую помощь в социальной адаптации, развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Помогают детям определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. На практике применяла игры на развитие социально-коммуникативных отношений, игры на развитие навыков общения, игру « Утро радостных встреч», игры, проводимые в ходе режимных моментов.
С помощью игр дети стали более доверительно относиться друг к другу.
В работу по социально-коммуникативному развитию детей активно включались и родители. Благодаря их помощи, центр переодевания пополнился новыми костюмами.
Из проделанной работы хочу сделать вывод: дети, которые имели проблемы в общении, стали более эффективно общаться. Работа по преодолению коммуникативных трудностей сложна и долговременна. Чудес не бывает, а проблема не пройдет за один день. Но, я считаю, что помогла создать детям атмосферу доверия и дружеского расположения друг к другу. Это мне помогло увидеть и раскрыть внутренний мир ребенка, научить детей делиться своими проблемами. Умение действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях показывает, насколько ребенок готов к новым условиям общения.
В дальнейшем буду продолжать свою работу по воспитанию и развитию творческого и всесторонне развитого молодого поколения.
Анализ развития социально – личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма
Свою педагогическую деятельность строила в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада, делилась накопленным опытом с коллегами на совете педагогов.
Принимала активное участие в жизни детского сада: в выставках детских рисунков, в выставках детских работ совместно с родителями, в детских конкурсах и утренниках.
Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Качество своего образования повышала на курсах повышения квалификации.
Но на этом мои поиски эффективных средств развития ребёнка - дошкольника не останавливаются. Следующим этапом моей деятельности станет применение новых педагогических технологий в речевом развитии детей.
Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.
На основании вышеизложенного я определила цель: в следующем учебном году буду продолжать работу над развитием связной речи детей, развивать речевую активность воспитанников через внедрение в образовательный процесс элементов технологии ТРИЗ.
На основании вышеизложенного я определила цель: развитие речевой активности дошкольников через внедрение в образовательный процесс элементов технологии ТРИЗ.
Задачи:
- формировать навыки применения знаний в речевой деятельности, развитие словарного запаса, воспитание творческой и активной личности;
- Развить единую команду (педагоги, родители), работа которой направлена на поддержку социальной и творческой активности детей;
- повысить эффективность процесса обучения;
- повысить уровень профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о педагогической деятельности
Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...
Аналитическая справка о деятельности воспитателя
В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...
Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик») ...
Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.
Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...