Формирование внутрипсихических границ у участников воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
статья
В последнее время тема границ становится все более актуальной как в мировом масштабе (особенно в свете последних событий в мире), так и в масштабе личности. В процессе воспитания важно научить ребенка чувствовать свои границы и научиться их устанавливать, а также научиться не нарушать границы другого человека. Однако, прежде чем научить этому ребенка, взрослый сам должен понимать, где проходят его собственные границы и начинаются границы другого человека. Если с границами собственного и чужого пространства у людей будет порядок, то можно надеяться, что и страны научатся уважать свои и чужие границы. Данная публикация-это мой личный и профессиональный вклад (как педагога-психолога) в формирование понятия «границы личности». И очень важно начать формировать границы с самого детства.
Итак, что же такое границы? «Граница – линия, ограничивающая пределы чьей – либо собственности, показывающая, где кончается частная собственность одного человека и начинается частная собственность другого. Если мы знаем, где проходят границы данного человека, то нам хорошо видно, что находится в его ведении, за что он несет ответственность (имеется в виду его чувства, поступки и взгляды). Ребёнок должен знать, где проходят границы его собственности, т.е. за что он должен отвечать и за что не должен. Если он знает, что существование в этом мире требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то он научиться жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложиться удачно. А вот если в детстве у ребёнка не сложилось четкого представления о том, где проходят его границы (за что он несет ответственность) и где проходят границы других (за что они несут ответственность) у него не разовьется умение владеть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни. Расплывчатое представление о допустимых границах приведет к тому, что такой человек станет требовать полного подчинения себе окружающих, и совершенно не будет контролировать себя. Дети как раз и являются такими людьми не способными контролировать себя и пытающимися подчинить себе окружающих» (Генри Клауд, Джон Таунсенд «Дети: границы, границы …», М. - 2001).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование внутрипсихических границ у педагогов и родителей в дошкольном учреждении с помощью арт-терапевтической методики «Мои границы». Рекомендации по формированию границ у детей дошкольного возраста.
В последнее время тема границ становится все более актуальной как в мировом масштабе (особенно в свете последних событий в мире), так и в масштабе личности. В процессе воспитания важно научить ребенка чувствовать свои границы и научиться их устанавливать, а также научиться не нарушать границы другого человека. Однако, прежде чем научить этому ребенка, взрослый сам должен понимать, где проходят его собственные границы и начинаются границы другого человека. Если с границами собственного и чужого пространства у людей будет порядок, то можно надеяться, что и страны научатся уважать свои и чужие границы. Данная публикация-это мой личный и профессиональный вклад (как педагога-психолога) в формирование понятия «границы личности». И очень важно начать формировать границы с самого детства.
Итак, что же такое границы? «Граница – линия, ограничивающая пределы чьей – либо собственности, показывающая, где кончается частная собственность одного человека и начинается частная собственность другого. Если мы знаем, где проходят границы данного человека, то нам хорошо видно, что находится в его ведении, за что он несет ответственность (имеется в виду его чувства, поступки и взгляды). Ребёнок должен знать, где проходят границы его собственности, т.е. за что он должен отвечать и за что не должен. Если он знает, что существование в этом мире требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то он научиться жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложиться удачно. А вот если в детстве у ребёнка не сложилось четкого представления о том, где проходят его границы (за что он несет ответственность) и где проходят границы других (за что они несут ответственность) у него не разовьется умение владеть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни. Расплывчатое представление о допустимых границах приведет к тому, что такой человек станет требовать полного подчинения себе окружающих, и совершенно не будет контролировать себя. Дети как раз и являются такими людьми не способными контролировать себя и пытающимися подчинить себе окружающих» (Генри Клауд, Джон Таунсенд «Дети: границы, границы …», М. - 2001).
В данной публикации представлена практическая арт-терапевтическая методика для педагогов и родителей «Мои границы»
Границы, хотя и ассоциируются с забором или преградой, в психике могут быть могут быть самыми различными: гибкими, проницаемыми, жесткими и мягкими.
С каждым человеком и в каждой социальной роли они будут отличаться. Поэтому перед началом задания сформулируйте свой запрос на эту тему. Какие границы, с кем и где вы хотите поисследовать?
Материалы: 2 листа бумаги А4 или А3, цветные карандаши или масляная пастель, можно краски.
Изобразите свои границы в контексте вашего запроса
Какой образ у вас получился?
Опишите, какими качествами он обладает?
Каков ваш контакт с миром и другими людьми при таких границах?
От чего эти границы оберегают вас?
Как они позволяют вам проявляться в общении, а что запрещают?
Комфортно ли вам в таких границах?
Представьте человека с такими границами: как его воспринимают другие?
Что можно в отношениях с ним, а что нельзя?
Если вы осознали, что хотите изменить свое ощущение границ, создайте новый рисунок или доработайте этот, чтобы ваши границы удовлетворяли вас и помогали достигать тех целей, которые у вас есть.
|
8.Укрепляйте свои границы! Отсутствие границ у вашего ребёнка показатель того, что ваши собственные границы недостаточно крепки. Ответьте себе честно на следующие вопросы: 1. Часто ли вы отодвигаете свои интересы и потребности на второе место после интересов и потребностей детей?; 2. В круговороте многочисленных дел и хлопот есть ли у вас немного личного времени, которое принадлежит только вам и на которое не посягают члены вашей семьи?; 3. Испытываете ли вы чувство вины, когда делаете что-то только для себя – отправляетесь на отдых с подругами, покупаете дорогую вещь и т.п. Помните о том, что самый важный пример для детей – это его родители! Взрослые, которые могут позаботиться о себе, способные жить интересной и насыщенной жизнью – лучший образец для подражания! Если же ребенок привыкает к тому, что родители все время стараются удовлетворить все его прихоти, отодвигая свои интересы на второй план, то у него невольно складывается представление о том, что весь мир крутится вокруг него. Подобное заблуждение опасно тем, что из такого малыша может вырасти эгоистичный безответственный взрослый.
И в заключении … Как уже говорилось выше, формирование границ процесс длительный и трудоемкий! Однако поверьте, это того стоит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с семьей по формированию навыков ЗОЖ у участников воспитательно-образовательного процесса.
Консультация для педагогов, работа которых направлена на оздоровление детей. В этой статье приведены основные положения определяющие направление работы с семьей, алгоритм совместных мероприятий с роди...
«Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Памятка для воспитателей......
"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"
«Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...
Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...
Статья.Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении....
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.
Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...
Проект "Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием проектной деятельности"
Проект по эффективному взаимодействию всех участников образовательных отношений...