Рекомендации для воспитателей «Ознакомление дошкольников старшего дошкольного возраста с финансовой грамотностью»
консультация (подготовительная группа)

Ватутина Наталия Борисовна

Рекомендации помогут воспитателям детского сада организовать работу с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание консультации.24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая характеристика современных технологий

1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.

Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника:

  • «Трудиться полезно и почетно»,
  • «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

3. Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

4. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

5. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

6. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

7. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Педагог, получая инструмент по конкретному практическому формированию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы, должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

8. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Средства обучения при реализации экономического воспитания дошкольников. Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.

Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);
  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Целевые ориентиры экономического воспитания дошкольников

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольная образовательная организация должна придерживаться целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности.

Ребенок:

  • овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
  • осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе,
  • обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  • различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
  • знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Данные целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации образовательной программы по экономическому воспитанию, а также от ее характера, особенностей развития детей и специфики ДОО, реализующей данную программу.

Очень важно учитывать, что используемые целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников.

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

Дошкольное образование является первым этапом в образовательном маршруте ребенка. Современная система образования провозгласила родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную ответственность за качество образования своих детей. В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка. Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

  • Кто и как зарабатывает деньги в семье.
  • Как формируется семейный бюджет.
  • Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
  • Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
  • Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

С этой целью ДОО должна:

  • быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;
  • предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
  • разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
  •  предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.

Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Таблица 2 - Направления и формы взаимодействия с родителями

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание

Предметно пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская

Рекомендации родителям по построению взаимоотношений с ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

1. Выдавайте детям карманные деньги.

Для формирования основ финансовой грамотности нужна развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать. 

2. Договоритесь с ребенком о размере и периоде выдачи карманных денег.

Карманные деньги являются предметом для обсуждения с ребенком. Необходимо в общении с ребенком рассказать о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ребенком период в который вы будете выделять определенную сумму карманных денег (один раз в неделю, по субботам и т.д.).

3. Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.

В формировании основ финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому очень важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периоду и объему денежных средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

4. Не увлекайтесь контролем расходов.

Предоставленные карманные деньги ребенку дают возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому не нужно увлекаться тотальным контролем за его расходами, позволяя ребенку самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка.

Обсудите с ребенком суть копилки. Расскажите ребенку как можно накопить денежные средства с помощью копилки. Обсудите с ребенком что бы он хотел приобрести на накопленные деньги. Это может быть: игрушка, смартфон, конструктор Lego или любая другая интересующая ребенка вещь. Составьте вместе с ребенком график накоплений. Спустя несколько недель обсудите успехи вашего мероприятия, или неудачи.

6. Договоритесь о помощи при крупной покупке.

Копить на важную вещь для ребенка нужно долгое время, и чтобы стимулировать ребенка к поставленной цели, необходимо договориться с ним о том что накопив какую то часть 30-50% от необходимой суммы вы добавите недостающую часть и он сможет купить то что было запланировано.

7. Включите в карманные деньги часть расходов.

Последующим шагом можно ввести оплату текущих расходов на ребенка в его личные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: подарки родителям и братьям, одежда, питание в школе, оплата за интернет, и т.д.. Со временем перечень расходов станет увеличиваться до тех пор, пока расходы ребенка не попадут в его зону ответственности.

8. Помогите ребенку контролировать расходы.

Расскажите ребенку о понятии контроля над расходами. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он будет контролировать свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно уменьшить, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).

9. Будьте примером.

Лучшим примером по финансовой грамотности ребенка в первую очередь являются родители, то, как они ведут семейный бюджет. Все чему вы будете учить своего ребенка теоретически, нужно подкреплять и практически, а именно быть примером для подражания.

Таким образом, при формировании образовательных программ и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети- родители-педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности....

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...