Доклад на тему: Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
материал (младшая группа)
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?
Исходя из моего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему: Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
«Детский сад №28 «Умка»
г. Камень – на – Оби Каменский район Алтайский край
Доклад на тему:
Патриотическое воспитание детей младшего
дошкольного возраста.
Приготовила:
Вагнер А.В.
воспитатель
первой кв. кат.
г. Камень – на – Оби
2022 год
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?
Исходя из моего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1. Привитие детям чувств любви к своему родному краю, своей семье, к родной природе, культуре и традициям;
2. Создавать эмоционально-благополучную атмосферу во взаимоотношениях между взрослыми и детьми;
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимания к родным людям.
Я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по патриотическому воспитанию.
В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на задачи в реализуемой программе, мной была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников младшего возраста.
Патриотическое воспитание я осуществляю в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду.
В своей работе использую такие методы и формы как:
Игры:
- Игры-беседы: "Я берегу игрушки и одежду", "Родная страна";
- Игры-посиделки: " Ладушки в гостях у бабушки".
- Игры-ситуации с использованием игрушек: "Кукла Дина стирает", "Кукла заболела", "Готовим для кукол обед" "Уборка квартиры", "Помоги маме сварить суп" и.др.
Малые фольклорные формы:
- Русские народные сказки: "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь", "Репка","Заюшкина избушка", "Кот, лиса и петух".
- Потешки :"Наша- то хозяюшка сметлива была", " Сорока- белобока кашу варила","Как у нашего кота".
- Заклички: : "Приди весна с радостью", "Весна, весна красная", "Солнышко, солнышко ведрышко.
- Народные подвижные игры:"Кошки- мышки", "Ходит Ваня", "Пузырь"
На протяжении всего года я воспитываю в детях желание радовать родителей подарками, сделанными своими руками.
К Новому году мы с детьми мастерили новогодние игрушки из бумаги, к 8 марта для наших мам и бабушек мы изготавливали открытки, для пап и дедушек мы с детьми изготавливали открытки ко дню Защитника Отечества, на Пасху раскрашиваем яйца.
Воспитывая в детях любовь к музыке, использую такие методы как:
- Прослушивание аудиозаписи: "Песенка для мамы", "Солнышко лучистое";
- Просмотр мультфильмов: "Репка", "Теремок";
- Организация досуга и утренников;
- Спортивно-речевое развлечение: "Курочка Ряба";
- Слушание народных мелодий;
- Пение песенок о членах семьи;
- Знакомство с русскими народными инструментами - свистулька, дудочка. шумелки, трещотки, деревянные ложки.
В работе с детьми использую ИКТ, что включает в себя мультимедийные пособия во время беседы, цифровой фотоаппарат, магнитофон.
Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей.
Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно.
Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, рисунков, и фотографий на тему "Моя семья», «Мой отдых на природе", "Наш праздник".
Результаты проведенной работы:
- сформированы представление у детей о родном крае, семье, детском саде;
- дети в активной речи используют потешки, считалки;
- сформировано умение играть в русские народные подвижные игры;
- расширены знания детей по сказкам и сказочных героев;
- дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют заклички, читают стихи);
- пополнены знания детей сказками и сказочными героями; сформировано умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- используют атрибуты русской народной культуры (свистульки, дудочки, шумелки, трещотки, деревянные ложки) в самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1) А.К.Бондаренко «игры в детском саду», Москва 1999г.
2)Е.В. Зворыгина. «Игра – ведущая деятельность дошкольника», пособие для воспитателей детского сада, Москва 1998 г.
3)Т.С. Ткаченко, играем речь развиваем (для детей 3-5 лет). -Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литер», 2016. - 48 с.
Адрес публикации: Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vagner-anastasiya-valerevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период"
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период. Экологические проблемы являются глобальной проблемой населения земли. Ухудшение экологии влияет на здоровье взр...
План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»
СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...
Доклад на тему "Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание ребенка - это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества....
Доклад на тему: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, и...
Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...
доклад на тему : патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма...