Сборник развивающих игр для детей дошкольного возраста с использованием игрового пособия "Дары Фребеля"
методическая разработка
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сборник развивающих игр для детей дошкольного возраста с использованием игрового набора "дары Фребеля". В сборник вошли игры на логику, мышление,внимание и память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_razvivayushchih_igr.docx | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник развивающих игр для детей дошкольного возраста
с использованием игрового пособия
«Дары Фрёбеля»
Дидактическая игра «Маленькие пекари» (Украсим торт)
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития мелкой моторики, координации движений; развития памяти, внимания.
Материал: набор №8, 9, 10, круги, вырезанные из картона диаметром 10-15 см.
Ход игры: Ребята, бабушка испекла тортик, но забыла где-то свои очки, поэтому не может красиво украсить торт, давайте ей поможем.
Дидактическая игра « Почини коврик»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для закрепления умений выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – формы и величины, формирования навыков прикладывания и накладывания для самопроверки; закрепления знаний о геометрических фигурах.
Материал: коврики основных цветов, с прорезями разной формы и размера (круг, квадрат, треугольник); геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники), походящие «для закрытия дырок» на коврике (набор № 8)
Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но мышки эти коврики испортили. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем залатать (починить) коврики. Каким цветом коврики? Какие заплатки мы положим на коврики? Детям раздаются коврик, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.
Дидактическая игра « Шерстяные мячики»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: набор № 1, ленточки разные по ширине и цвету.
Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.
-Посмотрите, здесь шерстяные мячики!
- Какие мячики?
- Какие по цвету?
Дети рассматривают мячики и называют цвет.
-Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые ленточки. Рассматриваются ленточки, дети называют цвет, величину (длинная, короткая). Подберите к каждому мячику ленточку по цвету, размеру.
Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету.
Материал: кружки разного цвета из набора №7; карточки с нарисованными ниточками и хвостиками от шариков
Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики. Подобрать к шарикам ниточку, к красному шарику найти красную ниточку, к зеленому шарику зеленую ниточку и т. д.
Дидактическая игра: «Продолжи ряд»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования умений подбирать геометрические фигуры на основе сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Материал: карточки с нарисованным рядом геометрических фигур, набор № 7, 10
Ход игры: предложить ребенку рассмотреть внимательно карточку и продолжить самостоятельно ряд нарисованных геометрических фигур или точек.
Дидактическая игра «Сделай кукле бусы»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений чередовать бусинки двух цветов; совершенствовать координацию движений пальцев, развивать глазомер.
Материал: Шнурки основных цветов, бусины.
Ход игры: К детям пришли грустные куклы, растроенные тем, что у них сорока утащила бусы. Детям предлагается сделать куклам бусы. Чередовать бусы двух цветов по желанию детей.
Бусинка за бусинкой.
Не печальтесь, крошки.
Будут всем вам бусики.
Дидактическая игра « Ателье»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету и геометрической форме.
Материал: трафарет барышни, набор № 7, 9, 10.
Ход игры: Предложить ребенку украсить платье для куклы геометрическими фигурами. Ребенок берет любой шаблон платья и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами. Со временем игра усложняется и ребенку предлагается самостоятельно создать узор платья.
Дидактическая игра «Дорожка для котенка»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету и геометрических фигур.
Материал: домики из втулок красного, белого, желтого, синего, оранжевого, сиреневого цвета, набор № 7
Ход игры: Предложить ребенку выложить дорожку для котенка. Ребенок берет «дорожку» с геометрической фигурой, того цвета, что и домик, выкладывает геометрические фигуры одной формы и одинаковые по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку, пока вся дорожка не заполнится.
Дидактическая игра «Наведи порядок»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для обучения детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику.
Материал: набор №8 (геометрические фигуры - красные, желтые, зеленые, синие); 4 цветные тарелочки основных цветов, пинцет.
Ход игры: Дети собирают рассыпанные по столу цветные геометрические фигуры и раскладывают их по тарелочкам соответствующего цвета. Проговаривая при этом цвет каждой фигуры.
Дидактическая игра «Вязаные мячики»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития мелкой моторики рук, координации движений, закрепления пространственных представлений: «право», «лево», «верх», «вниз», «сзади», «впереди».
Материалы: набор № 1.
Ход игры: в группу приходит грустный медвежонок, который не знает что такое сзади, впереди, справа, слева и как это понимать. Детям предлагаются вязанные мячики и по команде воспитателя дети перекладывают мячик, а медвежонок запоминает.
Подвижная игра «Мышкин домик»
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции по сигналу, закрепление знания цвета.
Материал: Шерстяные мячики из набора №1 и обручи (красный, синий, зеленый, желтый).
Ход игры: на полу раскладываются обручи – это домики для мышек, выбирается кот, который ловит мышек. Звучит музыка - мышки бегают врассыпную.
Ведущий: Эй, мышки-шалунишки
Бегите все под крышу (синего) цвета!
(какой показывает мячик, в тот домик мышки должны спрятаться, а кот в это время ловит зазевавшихся мышей).
Дидактическая игра «Точки»
Цель: Создание условий для игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития мелкой моторики, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Материал: набор №10, раскраска – пальчиковая дорожка.
Ход игры: Для этого упражнения понадобится заготовленная дорожка для пальчиков с раскраской. Ребенок проходит путь пальчиками по дорожке, затем выкладывает дорожку и картинку раскраски точками из набора. Например, гусеница не может добраться до дерева с листиками, помоги гусенице, покажи дорогу. Теперь гусеница может добраться до дерева, мы показали ей дорогу. Но наша картинка скучная, на ней нет красок, давай раскрасим ее.
Вариант 2: Со временем ребёнок учится сам придумывать и выкладывать узор из точек.
Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»
Цель: научить соотносить форму и вкладыш; развивать зрительно-двигательные координации, моторику, закрепить знание цветов, развивать внимание, речь.
Материал: картонные замки с контуром геометрической фигуры, набор № 7
Ход игры: педагог предлагает отправиться в сказку, но нужно сначала открыть волшебный замочек, подобрав ключик.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, закрепление геометрических фигур и цвета.
Материал: набор № 7
Ход игры: воспитатель выкладывает перед ребенком 3 квадрата синего цвета и 1 квадрат желтого цвета. Ребенок должен сказать что здесь лишнее. Вариативность меняется.
Дидактическая игра «Волшебный мяч»
Цель: Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики.
Материал: набор № J1
Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает от воспитателя шар из набора. Команды встают в две шеренги. По сигналу воспитателя дети каждой команды передают друг другу шар, перекатывая его из ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки следующему игроку. Перекидывать друг другу и ронять шар нельзя. Ребенок, кинувший шар или уронивший его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
Дидактическая игра «Лови – лови»
Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции.
Материал: наборы № 1, 2
Ход игры: к палочке из набора №2 привязывается мячик из набора №1. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку, опуская и поднимая ее, при этом кому-то из детей предлагается поймать предмет на шнурке. Заинтересовав таким образом детей самой задачей- ловить мячик, воспитатель собирает вокруг себя всю группу и предлагает встать в кружок. Затем воспитатель становится в центре и говорит: «ЛОВИ – ЛОВИ!», приближая подвешенный на палочке мячик к рукам то одного, то другого ребенка. Когда ребенок пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ловящий подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в игру всех. Допустимо, чтобы предмет ловили одновременно несколько детей. Поймавший мячик становится позади воспитателя, обхватив его обеими руками. Так постепенно вырастает целая цепочка из детей, поймавших мячик. Сделав несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места.
Вариант 2: дети ловят мячик, двигаясь друг за другом или по очереди пробегая мимо палки с подвешенным мячиком.
Подвижная игра «Ручей»
Цель: Развитие физических качеств у детей, развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкальными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей.
Материал: наборы № 1, 9
Ход игры: Дети становятся в круг и выкладывают рядом с собой большое кольцо из набора №9 (синее, фиолетовое) – это лужица. Воспитатель запевает песню про ручей:
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал...
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал...
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул...
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!
Дети в это время передают друг другу синий мячик из набора №1 – ручеек. Ребенок, в руках которого оказался ручеек при произнесении «Лежал, лежал, лежал…», старается опустить его точно в лужу. Затем передает его дальше. На словах «И сразу утонул!» ребенок кидает мячик тому, кому захочет.
Вариант 2: «лужицы» располагаются за спиной у детей; каждый ребенок получает ручеек для индивидуальной инсценировки песни; изменение ритма и громкости песни.
Дидактическая игра «Точки»
Цель: Создание условий для игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития мелкой моторики, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Материал: набор №10, раскраска – пальчиковая дорожка.
Ход игры: Для этого упражнения понадобится заготовленная дорожка для пальчиков с раскраской. Ребенок проходит путь пальчиками по дорожке, затем выкладывает дорожку и картинку раскраски точками из набора. Например, гусеница не может добраться до дерева с листиками, помоги гусенице, покажи дорогу. Теперь гусеница может добраться до дерева, мы показали ей дорогу. Но наша картинка скучная, на ней нет красок, давай раскрасим ее.
Вариант 2: Со временем ребёнок учится сам придумывать и выкладывать узор из точек.
Дидактическая игра «Волшебные палочки»
Цель: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.
Материал: набор № 8, шаблоны вариантов выкладывания палочек.
Ход игры: ребенку предлагается на выбор вариант выкладывания палочек, затем он выкладывает палочки на шаблоне, на столе, а затем можно предложить выложить фигуру самостоятельно по памяти.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал: набор № 7, изображения животных из геометрических фигур.
Ход игры: Детям предлагаются изображения представителей живой природы, различными геометрическими фигурами, которые необходимо отыскать и выложить.
Дидактическая игра «Светофор»
Цель: учить детей выкладывать силуэт светофора из кругов, называть и различать его цвета; учить характеризовать действия на улице в соответствии с цветом светофора, развивать у детей мышление, память, речевые навыки общения, сенсорные качества, чувство цвета, самостоятельность; воспитывать интерес к правилам дорожного движения, желание их соблюдать.
Материал: набор № 7
Ход игры: воспитатель читает стихотворение.
Разноцветных три кружочка:
КРАСНЫЙ светит – ПОДОЖДИ
И на ЖЁЛТЫЙ – СТОЙ, дружочек,
На ЗЕЛЁНЫЙ свет – ИДИ!
Светофор даёт советы,
Как дорогу перейти.
Пешеходу в деле этом
Лучше друга не найти!
Детям предлагается выбрать из набора кружки нужных цветов и выложить из них светофор.
Дидактическая игра «Фигура из шнурка»
Цель: учить детей выкладывать геометрические фигуры различного цвета из шнурков: круг, квадрат, треугольник; учить обследовать их по контуру, называть отличия (у квадрата и треугольника есть углы, а у круга –нет); развивать у детей логику, мышление, внимание, моторику руки; закрепить знание основных цветов; воспитывать дружелюбие.
Материал: набор № 8, 9, 12, картинки с геометрическими фигурами.
Ход игры: воспитатель читает стихи про геометрические фигуры:
-Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.
Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.
Вот овальный огуречик,
Из него и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.
Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.
Воспитатель показывает картинки с геометрическими фигурами, затем предлагает детям выложить их из шнурков, уточняя какую фигуру ребенок выкладывает и какого она цвета.
Вариант 2: предложить выложить фигуру из палочек и полуколец.
Если ребенок затрудняется можно предложить выложить фигуру путем наложения на картинку.
Дидактическая игра «Малина для медвежат»
Цель: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Материал: фигурки медвежат и медведя, корзинка, точки красного цвета из набора № 10.
Ход игры: воспитатель говорит:
- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.
Подвижная игра «Жучки на листиках»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Материал: вырезанные листики, набор № 1.
Ход игры: воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые мячики, сейчас я превращу их в жучков. Они хотят с вами поиграть. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.
Дидактическая игра «Веселые мячики»
Цель: учить детей группировать предметы по цвету, заполняя разноцветные колечки шариками в соответствии цвету колечек; продолжать развивать умение различать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый; развивать у детей чувство цвета и ритма, мышление, внимание, сенсорные качества, речевые навыки, мелкую моторику руки; воспитывать дружеские отношения, уважение к сверстникам.
Материал: набор№ 9, 11.
Ход игры: Воспитатель рассказывает стихотворение:
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
- Посмотрите, ребята, перед вами лежат разноцветные колечки – это домики для мячиков. Домики остались, а мячики разбежались, помогите вернуть каждый мячик в свой домик, соответствующего цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"
Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие; повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...
Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий
Материал включает в себя основные задачи и этапы обучения плаванию детей, посредством использования сюжетно-ролевой ритмопластики....
Методическая разработка на тему: « Развитие любознательности, познавательной активности у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий Кьюизенера, Дьенеша, Воскобовича, Венгера».
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность,а активно преобразующейее, обозначены в ряде исследований и нормативных документах.В конвен...
Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста тема: «Использование игровых приёмов и технологий по речевому развитию детей от 2-х до 7 лет в домашних условиях»
Данный материал поможет педагогам и родителям в речевом развитии детей. Предложены игры и упражнения для использования в работе с детьми. Этот материал используется в связи со следующими з...
Презентация "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий"
Развитие связной речи-одна из главных задач речевого развития дошкольников. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь-это не дар, она приобретается благодаря усилиям...
«Творчество во всем». Сборник дидактических игр для детей дошкольного возраста с использованием развивающих модулей.
Методическая разработка представляет собой оригинальную систему развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В основе предлагаемых материалов л...
Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использование игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"
Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"...