Проект в средней группе на тему: «Юные художники» (нетрадиционные техники рисования)
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность темы - Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_netraditsionnaya_tehnika.docx | 57.61 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20».
Проект в средней группе
на тему:
«Юные художники»
(нетрадиционные техники рисования)
Составила:
Малыхина В.С.
2021г.
Тип проекта: творческий.
Сроки: с 1 Сентября 2021г. по 30 Сентября 2021г.
Участники проекта: Дети средней группы воспитатели, родители.
Актуальность темы - Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки.
Проблема: недостаточное овладение детьми изобразительной деятельностью и развитие их творчества. С помощью нетрадиционных техник у детей расширяются изобразительные возможности, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний.
Цель проекта: создать оптимальные педагогические условия, необходимые для развития изобразительного творчества у детей посредством нетрадиционных техник рисования. Помочь ребенку с помощью нетрадиционного рисования раскрыть и обогатить свой внутренний мир, раскрыть потенциал ребенка — творца.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.
4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5.Совершенствать навыки свободного экспериментирования с изобразительными материалами.
Для педагога:
1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.
2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.
3.Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.
4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Ах, эти волшебные краски!».
5.Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.
Для родителей:
1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.
2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через папки раскладушки.
Основные направления реализации проекта:
- художественно-эстетическое развитие,
- творческое развитие,
- приобщение к изобразительному творчеству,
- развитие продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Увеличить динамику высокого уровня развития по изобразительной деятельности.
2. Умение применять усвоенные техники изобразительной деятельности.
3. Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
4. Создание детского альбома рисунков «Юные художники».
Нетрадиционные техники рисования: Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, ладошкой, оттиск печатками из картофеля, морковки и т. д., поролоном, смятой бумагой, восковые мелки, акварель, печать по трафарету, кляксография обычная, выдувание трубочки, рисование ниткой, отпечатки листьев, рисование пластилином и т. д.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения рук.
4. Проговаривание последовательности.
5. Педагогическая диагностика.
6. При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для овладения детьми, умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение
- листы бумаги
- гуашь
- кисточки с коротким ворсом
-ватные палочки
- поролон
- свечки
- флуоресцентный пластилин для рисования
-листы с раскрасками героев из мульт. « Смешарики» и т. д.
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный
- Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу
-изучение литературы
-подбор материала (теоретическое обоснование, разработка консультации для родителей)
-составление перспективного плана
- нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2 этап- основной
1. Развивать художественно- творческие способности у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
2. В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
3. На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
4. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой рисования ватными палочками, рисования свечей, рисование пластилином, рисование витражными красками.
Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, свечи.
3 этап- работа с родителя
- Беседы с родителями.
- Консультации для родителей.
- Оформление уголка для родителей по данной теме.
- Выставка (коллективные работы детей).
- Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
4 этап- завершающий
1. Выявить уровень художественно- творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
2. Оформление детского альбома «Юные художники».
3. Выставка работ.
План мероприятий по реализации проекта
Тема | Содержание работы | Сроки проведения |
Беседа на тему: «Кто такие художники?» | Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиях его труда. Рассматривание иллюстраций. | 1 Сентября |
Консультация для родителей «Использование нетрадиционных методов рисования». | Прививать интерес в семье к рисованию нетрадиционными техниками. | 6 Сентября |
« Елочка в снегу » | Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом. Закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком) | 13 Сентября |
«Морозный узор» | Учить рисовать узоры свечей, закрашивать белой краской узоры на темном фоне бумаги. | 15 Сентября |
«Две половинки » (кляксография обычная) | Познакомить с новой техникой- кляксография обычная. Учить детей творить, наслаждаться красотой этого действия. Развивать воображение и фантазию у ребёнка. | 17 Сентября |
Дидактическая игра: «Художники реставраторы». | Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу. | 20 Сентября |
«Вижу - дорисовываю» | Развивать у детей творческое воображение. | 23 Сентября |
«Птица Снегирь» | Научить приёмам работы в технике пластилиновой живописи. | 27 Сентября |
Рассматривание картин: А. Пластов «Первый снег». | Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин. | 29 Сентября |
Оформление детского альбома «Юные художники». Выставка работ. | Совместная работа педагога и детей. | 30 Сентября |
Результат проекта:
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.
В ходе нашего проекта детьми совместно со взрослыми было сделано много, а именно:
-Изготовлен альбом с рисунками «Юные художники».
-Изготовлены консультации для родителей, папки передвижки по ««Нетрадиционному рисованию»:
Литература:
1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО, 2008
4. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. -М. :ГНОМ и Д, 2004.
5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль:;Академия развития: Академия холдинг,2004.
6. Казакова Р. Т Занятия по рисованию с дошкольником- М. :ТЦ «Сфера», 2008.
7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. - СПб. : КАРО,2007.
Консультация для родителей «Использование нетрадиционных методов рисования»
“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Нетрадиционные техники рисования:
Рисование мыльными пузырями
Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.
Выдувание трубочкой
Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее) .
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки или свеча + акварель
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашинным.
Печать по трафарету
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Тычок жёсткой полусухой кистью
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование шерстяной ниткой
В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.
Рисование на мокрой бумаге.
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Занятия для средней группы д/с №18 В нетрадиционной технике рисования на тему: «Лето»
Создание условий для развития умений у детей доступными средствами отражать полученные впечатления; закрепления приемов рисования кистью, умения правильно держать кисть, промывать её в воде; вызывания...
Краткосрочный проект “Новогодняя открытка” для детей средней группы и родителей, с использованием нетрадиционной техники рисования солью.
Краткосрочный проект “Новогодняя открытка” для детей средней группы, с использованием нетрадиционной техники рисования солью. Актуальность темы: бумажная открытка - символ...
Конспект по рисованию в средней группе на тему: «Зимний лес» (нетрадиционные техники рисования).
Конспект по рисованию в средней группена тему: «Зимний лес» (нетрадиционные техники рисования). Цель: Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе, учить передавать в рису...
Проект для средней группы на тему: «Юные художники» (Развитие изобразительных навыков у детей)
Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться ...
Паспорт к проекту "Юные художники" (нетрадиционные техники рисования)
паспорт к проекту...
Краткосрочный проект в средней группе на тему «Юные художники»
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе....
Краткосрочный проект в средней группе на тему «Юные художники»
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе....