Консультация для воспитателей
консультация (старшая группа)

глубокая наталья николаевна

«Развитие изобразительных способностей детей в процессе интеграции игровых методов и приемов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение вида детский сад комбинированного №73 «Искорка»

г. Минеральные Воды

Консультация для воспитателей 

«Развитие изобразительных способностей детей в процессе интеграции игровых методов и приемов»

Воспитатель: Глубокая Н.Н.

2021-2022 уч. год.

                         Значение  игровых приемов обучения

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.  Игровое творчество проявляется  в поисках средств и способов для изображения задуманного.

Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия. Подобные приемы, построенные на высокоэмоциональной основе, способствуют как решению учебных задач, так и формированию у детей интереса к учебной деятельности. Использование их позволяет развивать у дошкольников устойчивость внимания, способность к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.

Можно определить их воспитательную роль следующим образом:

  • игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту),
  • позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;
  • дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;
  • играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний.

 Признаки и виды игровых приемов обучения

Одним из признаков игрового приема является игровая задача.

Игровая задача – это определение того, для чего дети будут выполнять те или иные игровые действия. Например, воспитатель предлагает детям: «Подумайте, как зайчику перебраться через речку», дети сами ставят игровые задачи. Если правильно  использовать игровые приемы можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел.

Также основой любой игры является наличие игровых действий, с помощью которых и решаются игровые задачи.  Иногда педагоги в начале занятия ограничиваются лишь постановкой  игровой задачи, например «Сделаем игрушкам подарки», а затем продолжают обычную работу: детям пообещали игру, а она не состоялась, потому что не последовало игровых действий. Подсказанный педагогом сюжет игры дети должны развивать дальше. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий, это развивает их творческие способности.

Если у детей нет интересной для них информации, которая бы помогала понять  связь содержания изображений с тем, для кого они предназначены, то дети отвлекаются, мало интересуются полученными результатами. Регулярное применение игровых приемов без учета знаний детей  приводит к  потере интереса к занятиям. Поэтому, продумывая содержание игровых приемов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученный в разных видах деятельности, в разных ситуациях, имевших место в данном коллективе.

При разработке и применении игровых приемов необходимо учитывать также уровень развития игры детей данной возрастной группы, характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся «пережить» в игре.

Использование игровых приемов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей педагог и должен предлагать  им объемные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы. При разработке игровых приемов важно думать о логике игровых действий, соответствии их реальным жизненным ситуациям. Например,   петушка приносит детям яркие платочки и дети их рисуют. Было бы правильнее нарисовать платочки для куклы или матрешки.  

Включение игровых приемов в изобразительную деятельность, не должно  нарушать ее естественного хода. На занятиях по изобразительной деятельности педагог  может применять следующие виды  игровых приемов:

- обыгрывание предметов, игрушек,  картин. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками и карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию  и способу исполнения:  узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой).

Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и   доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед    началом занятия  или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. 

Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать  его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения. 

- обыгрывание выполненного изображения;

Это прием применяется  в корце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет.  Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

- обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения;

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также  разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки?». Таким образом он ненавязчиво  подсказывает  возможность выполнения рисунка.

-  игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.

В этом случае изобразительная деятельность соотносится  с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и тд. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют  иллюстрации к одной сказке. При выполнении     взятой на себя ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

Применение игровых приемов в разных возрастных группах

Во второй младшей группе воспитатель ставит перед собой задачу вызвать у детей непроизвольный интерес к занятию. Игровые приемы используются, чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес к деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие активности. Нередко все занятие целиком проводится в форме игры. 

 Например, педагог говорит: "Дети, к нам в гости пришла матрешка. Вот она, красивая, нарядная!" Матрешка здоровается с малышами, показывает свой фартучек, платок. В игровой форме воспитатель побуждает детей рассмотреть матрешку, определить, какого она цвета, формы. Обращаясь к кукле, воспитатель продолжает: "Почему ты, матрешка, такая скучная? Скажи нам. Может быть, мы тебе поможем?" - Наклоняется к матрешке, слушая ее ответ. Затем вновь обращается к детям: "Дети, оказывается, матрешке скучно одной. Давайте нарисуем ей подружек. И тогда матрешке станет веселее. Целый хоровод матрешек у нас получится!"

Получив задание, высказанное в такой занимательной форме, малыши охотно принимаются за работу.  А для того чтобы дети рисовали аккуратно, проявляли старание, стремились добиться качественного результата, воспитатель предупреждает: "Матрешка обидится, если ее подружки будут некрасивыми. Вы постарайтесь, порадуйте матрешку. Посмотрите, как надо рисовать". Описанный прием приводит к положительному результату: дети внимательно слушают разъяснения педагога, а затем в самостоятельной деятельности проявляют настойчивость, аккуратность, старательность.

В средней группе игровые приемы также занимают большое место. Нередко весь процесс деятельности на занятии облекается в форму игры. Например, воспитатель организует игру в художественную мастерскую, изготавливающую или расписывающую дымковскую игрушку. При этом учебная задача - научить детей рисовать элементы декоративной росписи - маскируется игровым действием; входя в роль художника, ребенок стремится выполнить работу как можно лучше (он же художник!), проявляет старание, настойчиво стремится к получению качественного результата. Вот фрагмент этого занятия: 
- Дети, посмотрите, какие игрушки я принесла,- говорит педагог.- Они сделаны из глины и расписаны яркими красками. Эти игрушки создали народные умельцы. Чтобы игрушки были нарядными, красивыми, радовали нас, их расписали разными узорами. (Затем следует рассматривание узоров, объяснение способов их выполнения.) Сегодня у нас в группе тоже откроется мастерская игрушек, и все вы станете мастерами-умельцами. (Дети оживленно принимают предложение воспитателя.) Вы тоже будете расписывать каждый свою игрушку.

Далее воспитатель раздает детям вырезанные из бумаги контуры дымковских игрушек. Наряду с конкретной учебной задачей он ставит задачу формирования у детей творчества. Чтобы побуждать воспитанников к самостоятельному придумыванию узоров, педагог предлагает:
- Постарайтесь придумать разные узоры. В художественной мастерской каждый мастер рисует тот узор, который придумал сам.

В старших группах игровые приемы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Например, на занятии по изодеятельности, формируя у детей умение выбирать тему, узор, закрепляя навыки рисования элементов декоративной росписи, воспитатель использует следующий прием:  - Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся в магазине "Ткани". Давайте рассмотрим рисунки на тканях, чтобы потом можно было самим придумать узор для маминых платьев.

Воспитатель отдергивает занавес, за которым развешаны лоскутки тканей (или заготовленные заранее разноцветные полоски бумаги с нарисованными на них в разном сочетании узорами, знакомыми детям).

- А теперь пусть каждый из вас подберет цвет платья для мамы (детям предлагаются вырезанные из плотной бумаги контуры платьев разного цвета) и сам составит такой красивый узор, чтобы мама полюбила это платье, чтобы оно было нарядное, красивое. Для этого надо и фон подобрать, и узор придумать, и определить сочетание красок.

В этом примере необходимость качественного выполнения задания подкрепляется предложением сделать приятное для мамы. Выдвинутый педагогом мотив вызывает у детей желание приложить усилия, постараться.

В подготовительной к школе группе также используются игровые приемы обучения, но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приемам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче. Чаще используется  прием игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.  Игровые приемы используются в сочетании с проблемными ситуациями.    

Своеобразие использования игровых приемов на  разных этапах занятия  по изобразительной деятельности.

Соответственно этапам художественно - творческой деятельности четко определяют три части занятия:

Первая часть, во время которой организуют процесс формирования замысла рисунка. Игровые приемы эффективны для организации ориентировочно-исследовательских действий. В процессе обследования применяется прием обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь, на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходные с данными. В первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования).

Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла, оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Целесообразно использовать обыгрывание рисунков, а совет, указания, вопросы педагога, как бы завершают это обыгрывание. Обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, не навязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа. Например, выросла ромашка, а лепестков мало, наверно ветер оборвал.

В третьей части занятия воспитатель ставит задачи: « оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желания заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Таким образом, на занятиях, цель которых – упражнять детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приемов в разных сочетаниях.

Своеобразие использования игровых приемов на  разных занятиях по изобразительной деятельности.

Все занятия условно подразделяются на три типа:

Занятия по сообщению новых знаний; занятия направленные на упражнение в применении знаний и формировании навыков и творческие занятия.

Процесс обследования, выделение внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Например, в гости к детям приходит Петрушка. Ему очень хочется узнать, что дети будут рисовать; узнав, что будут рисовать огурцы, говорит, что это очень просто и рисует. Воспитатель говорит: «Нет, Петрушка это не огурцы, а больше похоже на яблоки. Огурец овальной формы. Петрушка, проведи сам по контуру огурца пальцем, а вы ребята смотрите, правильно ли он делает, и ведите вместе с ним». Петрушка проводит пальцем по контуру, таким образом, детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной связи между обследующим жестом и формообразующим движением (исследования Т.С.Комаровой).

В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием сюжетно-изобразительной игры (наибольшее применение этот прием нашел в средней группе) с целью объяснения, сосредоточения внимания на способах действия. Например, воспитатель сопровождает показ способа рисования дерева словами: «Растет дерево. Толстая веточка выросла, а вот растет еще одна. Когда я кисточку немножко наклоняю вот - так, получается толстая веточка. А сейчас будут, тонкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли тонкие веточки?

При руководстве создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения: дополнительный показ, совет и по возможности косвенные приемы вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков.

На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно.

Например, на занятие приходит печальный Иванушка. Дети узнают, что царю надо жар-птицу поймать, а Иванушка никогда ее не видел. Дети рассказывают, как она может выглядеть: « Не печалься, Иванушка, мы поможем твоему горю». Воспитатель предлагает «поймать» и подарить Иванушке красивую сказочную птицу, которую он понесет к царю. Таким образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.

При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приемах по сравнению с остальными типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше вопросы, поощрения. Игровые приемы оформляют постановку вопросов: «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное, ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?»; образные характеристики детских работ («Ух, какая красавица-птица прилетела!»). Смысл их использования заключается во «введении» детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении детей на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности. При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятий, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком.

Игры и игровые приёмы на занятиях дошкольников изодеятельностью.

Игры для знакомства с изобразительными средствами и материалами. Эти виды игр помогаю детям запомнить правила работы с различными изобразительными средствами. В игре это проходит ненавязчиво, быстро и весело.

 Игра «Королева- Кисточка». 

В гости на занятие приходит Королева- Кисточка (большая кисть, красиво украшенная). Она приводит с собой подружек- Девочек- Кисточек, раздаёт их каждому ребёнку. Затем Королева- Кисточка рассказывает, как с ней нужно обращаться:

- Кисточка любит чистоту, любит купаться (промываем кисточки в стакане)

-Кисточка любит бережное обращение, она очень нежная (несколько раз проводим кистью по тыльной стороне ладони)

- Кисточка не любит, когда её грызут, оставляют в стакане с водой, дёргают за «хвостик».

- А больше всего на свете Кисточка любит рисовать.

После того, как педагог расскажет все правила, он просит нескольких детей их повторить.

Игра «Разноцветная водичка». 

Эта игра поможет закрепить умение промывать кисть каждый раз перед использованием новой краски. Перед каждым ребёнком педагог ставит стаканы с чистой водой (4-5 шт.) и набор красок (лучше гуашь) в таком же количестве. Затем педагог предлагает «покрасить водичку в первом стакане в синий цвет». Показывает детям, как аккуратно нужно набрать краску на кисть, а затем промыть кисть в стакане с водой. Дети наблюдают, как в процессе промывания вода из прозрачной «превращается» в синюю. Упражнение повторяется несколько раз, последовательно, в итоге вся вода в стаканчиках становится разноцветной. Кисть должна остаться чистой.

Пальчиковая игра «Лошадка».

 Закрепляет умение правильно держать кисть (карандаш). Педагог показывает, при необходимости помогает каждому ребёнку правильно взять кисть в руку (между большим и средним пальцами, указательный свободно лежит сверху), все движения выполняются с кистью (карандашом). «Лошадка» скачет по дорожке - выполняется движение вверх- вниз, только кистью руки, язычком «цокаем», «лошадка» скачет по кругу - кистью выполняются круговые вращения влево и вправо.

Игра «Пошёл художник в магазин». Педагог на столе раскладывает различные предметы: инструменты, игрушки, и среди них - знакомые детям принадлежности для рисования: фломастеры, восковые мелки, акварельные краски с кистью, цветные и простой карандаши, набор гелевых ручек, набор гуашевых красок, набор пастели, альбом. Детям предлагается роль «Художника». «Художник» идёт в магазин и «покупает предмет», который нужен для рисования. Желательно этот предмет правильно назвать.

 Другой вариант этой игры - с использованием загадок о принадлежностях для рисования.

- Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы (краски)

- Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш (стирательная резинка)

- Нарисую, что хочу.

Только носик подточу (карандаш)

- Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

Довольно водит по страничке (кисть)

Игра «Волшебные краски». 

Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим. Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается оранжевый цвет. Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового цвета.

Игра «Чудесный комочек». 

Используется для знакомства со свойствами пластилина, а так же как разминка на каждом занятии лепкой. Каждый ребёнок получает кусочек пластилина, выбирая тот цвет, какой нравится. Педагог рассказывает, что внутри каждого кусочка кто-то прячется. А чтобы узнать кто, пластилин нужно согреть и размять. Можно применить «волшебные слова»: «Грейся, грейся, пластилин, у ребяток много сил!» Когда пластилин становится мягким, нужно присмотреться и прислушаться «кто же там прячется, внутри?». «Может, маленький червячок? Давайте попробуем его слепить!»

Игры для изучения свойств предметов (форма, величина и цвет).

Игры с мячом. «Что бывает такого цвета?» 

Педагог по очереди кидает детям мяч. При этом задаёт вопрос: «Что может быть жёлтого цвета?» (синего, красного, зелёного …) Ребенок должен ответить на вопрос и кинуть мяч обратно педагогу. Игра может иметь и обратную форму. Педагог задаёт вопрос: «Какого цвета лимон?» (апельсин, баклажан, огурец). Дети отвечают и кидают мяч обратно.

Игры- лото. 

Каждый ребёнок получает карточку с изображением нескольких предметов и геометрических фигур, нужно сгруппировать их по признаку «похожи по форме»- прямоугольные коврик и шоколадка, , или, наоборот «разные по величине» - высокое дерево и низкое дерево.

Более сложный вариант - выбрать изображения, заданные по нескольким признакам, например, круглый синий, или квадратный красный. Игры-лото имеют много различных вариантов. Их выбор зависит от возраста и уровня обученности воспитанников.

Игры-конструкторы. 

Каждый ребёнок получает раздаточный материал (наборы пластиковых геометрических фигур разного цвета). Педагог предлагает каждому составить из них изображение какого- либо предмета (домик, кошка, ракета, машинка). Задача ребенка - правильно назвать все геометрические фигуры, которые он использовал в своём изображении. Игры- конструкторы, как и игры – лото, очень разнообразны и имеют много вариантов применения.

Игры- вернисажи.

Эта разновидность игр используется на занятиях со старшими дошкольниками. Игры применяются для закрепления знаний о жанрах изобразительного искусства, о художниках и их произведениях, о народной игрушке, о понятиях «тёплые и холодные цвета» и т.д.

«Найди пейзаж (портрет, натюрморт)». 

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в различных жанрах. Задача игры - показать все пейзажи (портреты, натюрморты).

«Вернисаж Льдинки и Уголька». 

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в теплых и холодных тонах (ярко выраженные). Приглашаются два желающих воспитанника. Один из них - «художник Льдинка», другой - «художник Уголёк». Задача Льдинки - показать свои, «холодные» картины. Задача Уголька - показать «тёплые» картины.

«Внимательный зритель ». 

На доске размещаются репродукции известных детям картин. Задача - найти конкретную картину (например «Золотая осень» И. Левитана, «Три богатыря» Васнецова). Самый внимательный зритель получает приз.

«Найди лишнее». 

Среди репродукций или предметов, подобранных по признаку сходства, найти «лишний». Например, лишним среди портретов будет натюрморт, лишней среди предметов, выполненных гжельскими мастерами, будет дымковская игрушка и т.п.

Обыгрывание результатов изобразительной деятельности.

Очень важным моментом занятия является подведение итогов и мониторинг. Для этого тоже подходит использование игровых приёмов. Один из них - обыгрывание результатов своей деятельности.

Например, слепили с малышами Улитку. Педагог предлагает: - Давайте придумаем, как её зовут. - Моя улитка - Уля, а твоя? - Моя Улитка пошла в гости к подруге, а твоя куда? - Покажи, как быстро умеет ползать твоя Улитка, а медленно умеет? - Тебе нравится твоя Улитка? Серия подобных вопросов с ответами малышей дают педагогу представление о том, довольны ли воспитанники результатами своего труда и занятием в целом.

Интересным игровым приёмом является дополнение рисунка элементами аппликации. Например, с малышами нарисовали дождик, дополнили аппликацией «тучка», нарисовали «волны на море»- приклеили кораблик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...