Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном возрасте.
материал
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой -сохранение культурной самобытности каждого народа.
Любовь маленького ребёнка -дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушки, дедушки, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
Воспитать патриотические чувства у детей – вот главная нравственная задача. И начинать надо с раннего детства. Научить дошкольника с уважением относиться к людям, родному краю, расширять представления о малой родине, знакомить с достопримечательностями региона.
Дошкольный возраст самый благоприятный для этого, потому что он как губка впитывает в себя, все то, что видит вокруг. Наследование этических ценностей в самом раннем возрасте – это самый естественный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания любви к семье, Отечеству.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Развивая интерес и любовь к родному краю, расширяя представления о малой родине знакомим детей с профессиями, связанные со спецификой родного города Кемерово.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации, чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых родного края, о значении их труда для общества – это актуальный процесс в современном мире, который способствует социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Формирование у детей представлений о людях родного края, привитие уважения к тем людям, которые прославили нашу малую родину (шахтёры, космонавты, мастерами народного декоративно-прикладного искусства художники, изобретатели, ученые, врачи – выбор зависит от воспитателя) является особой частью работы по воспитанию любви к малой родине. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, бесценность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.) [26, с. 53].
Специфика работы заключается в том, что в этом процессе принимают участие все: дети, педагоги и родители. Совместно с родителями воспитатели создают в группах развивающую предметно-пространственную среду, которая стимулирует развитие познавательных интересов к той или иной профессии Кузбасса, знакомит детей с результатами труда (картины, книги, предметами декоративного искусства).
Знакомя детей с родной страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой» [20, с. 143]. Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т. п. Дети узнают о технической оснащенности труда, облегчающей его и делающей более производительным. Воспитатель обращает их внимание на слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру труда. Дети узнают о его общественной оценке – наградах и поощрениях.
Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, приглашение родителей, дедушек и бабушек с рассказами о своей профессии, просмотр видео экскурсий, видеофильмов, отражающих деятельность людей разных профессий. Тема труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети на праздничных утренниках. Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. «Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников детского учреждения, соседей и знакомых» [11].
Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.
Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли‑ культурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. [18]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_i_traditsionnye_tsennosti_v_doshkolnom_vozraste.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном возрасте.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой -сохранение культурной самобытности каждого народа.
Любовь маленького ребёнка -дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушки, дедушки, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
Воспитать патриотические чувства у детей – вот главная нравственная задача. И начинать надо с раннего детства. Научить дошкольника с уважением относиться к людям, родному краю, расширять представления о малой родине, знакомить с достопримечательностями региона.
Дошкольный возраст самый благоприятный для этого, потому что он как губка впитывает в себя, все то, что видит вокруг. Наследование этических ценностей в самом раннем возрасте – это самый естественный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания любви к семье, Отечеству.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Развивая интерес и любовь к родному краю, расширяя представления о малой родине знакомим детей с профессиями, связанные со спецификой родного города Кемерово.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации, чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых родного края, о значении их труда для общества – это актуальный процесс в современном мире, который способствует социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Формирование у детей представлений о людях родного края, привитие уважения к тем людям, которые прославили нашу малую родину (шахтёры, космонавты, мастерами народного декоративно-прикладного искусства художники, изобретатели, ученые, врачи – выбор зависит от воспитателя) является особой частью работы по воспитанию любви к малой родине. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, бесценность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.) [26, с. 53].
Специфика работы заключается в том, что в этом процессе принимают участие все: дети, педагоги и родители. Совместно с родителями воспитатели создают в группах развивающую предметно-пространственную среду, которая стимулирует развитие познавательных интересов к той или иной профессии Кузбасса, знакомит детей с результатами труда (картины, книги, предметами декоративного искусства).
Знакомя детей с родной страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой» [20, с. 143]. Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т. п. Дети узнают о технической оснащенности труда, облегчающей его и делающей более производительным. Воспитатель обращает их внимание на слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру труда. Дети узнают о его общественной оценке – наградах и поощрениях.
Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, приглашение родителей, дедушек и бабушек с рассказами о своей профессии, просмотр видео экскурсий, видеофильмов, отражающих деятельность людей разных профессий. Тема труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети на праздничных утренниках. Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. «Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников детского учреждения, соседей и знакомых» [11].
Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.
Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли- культурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. [18]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. – М.: Творческий центр, 2011. – 215 с
- Инновационная программа «от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Комаровой
- Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России Учебное издание [Текст]/ Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.
Министерство образования и науки Кузбасса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18
адрес: Россия, г. Кемерово, ул. Шорникова,7, телефон 8(3842) 35-93-75
e-mail: dou18-kem74@mail.ru
Патриотическое воспитание
и традиционные ценности
в дошкольном возрасте.
(Из опыта работы)
Составила:
Старший воспитатель
Галина Викторовна Матвеева
Кемерово,2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет)....
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста
В публикации раскрыта система работы нравственно-патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Методическая разработка " Проект по патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста "С чего начинается Родина""
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, мате...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Конспект по патриотическому воспитанию "Будем помнить!" для старшего дошкольного возраста
Конспект по патриотическому воспитанию "Будем помнить!" для старшего дошкольного возраста...
Актуальные проблемы современной семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста при взаимодействии с ДОУ
Являются ли современные родителями передатчиками культурных и нравственных ценностей...