Музыкально — дидактические игры в детском саду
консультация
Музыкально — дидактические игры в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdi_microsoft_word_2.docx | 24.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально — дидактические игры в детском саду
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.
Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в этом могут оказать музыкально- дидактические игры, которые являются средством обучения и сенсорного воспитания детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука.
Можно провести такую классификацию музыкально- дидактических игр:
— игры с игрушками:
— игры с картинками;
— игры хороводные;
— игры подвижные.
Музыкально- дидактические игры в Программе воспитания и
обучения в детском саду (1987 г.) включены в раздел «Игра» во всех возрастных группах, там же конкретно определены требования к детям по каждой задаче.
Практика показала, что для выполнения программных задач,
поставленных в той или иной музыкально- дидактической игре,
необходимо проводить игровые упражнения и варьировать игры,
постепенно повышая предъявляемые к детям требования.
В настоящее время большое внимание уделяется развитию
музыкально-творческих способностей детей. В магазинах и во
многих детских садах имеются различные музыкально- дидактические игры, которые способствуют сенсорному воспитанию и развитию музыкально-творческих способностей: «Музыкальная книжка», «Чья это музыка?», «Музыкальное домино», «Музыкальное лото» и др. Увеличивается ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов. Пособия и игры красочно оформляются (при этом используются рисунки и иллюстрации из старых детских книг и журналов).
Такие игры организуются и во время занятий, и в свободное
от занятий время с учетом индивидуальных особенностей детей
под руководством воспитателей. Результативность обучения в музыкально- дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится ее полноправным участником.
Игра — прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Музыкально- дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно в основном играм самых маленьких ребят (младших дошкольников). Поэтому педагог при проведении игры стремится к тому, чтобы ребенок, следуя его образцу и образцу других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.
Музыкально- дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу», «Матрешки», «Колобок», «Знакомые песни»; с подгруппой — «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живет?».
Малоактивные, застенчивые дети отказываются включаться в
игру, где участвует много детей, но зато охотно принимают участие в играх только для двоих, таких как «Кто первый?» или «Определи и повтори!».
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе должны быть «музыкальные утолки», где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально- дидактические игры данной возрастной группы. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми. Привлекаются и родители. Периодически должны проводиться смотры групп по оснащению дидактическим оборудованием, большое внимание при этом обращается на творчество в создании и оформлении пособий. Музыкально- дидактические игры в «музыкальном уголке» надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят.
Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать
стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются разные отношения между детьми, проявляются определенные черты их характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.
«Музыкальные уголки» создаются в детских учреждениях с
учетом возрастных особенностей детей. В «уголках» старших групп помещают картинку или фотографию, изображающую самостоятельную музыкальную деятельность детей: например, дети играют на дудочке или другом инструменте, танцуют или поют. Здесь же находятся музыкальные игрушки: дудочки, домры, колокольчики, балалайки, погремушки, бубны, детские пианино, металлофоны, музыкально- дидактические игры, которые обыгрывает воспитатель с детьми во вторую половину дня («Что делает кукла?». «Определи!», «Где детки?» и многие другие).
Для детей младшего возраста в «музыкальные уголки» помещают игрушки-забавы, которые также обыгрываются воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.): например, воспитатель усаживает детей полукругом, рассказывает сказку о том, как обезьянка хотела попасть в детский сад, как она долго искала его, а когда нашла, решила повеселиться с детьми. Обезьянка танцует, а дети хлопают. Затем педагог предлагает всем повеселиться с гостьей.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к
самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от
времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном
уголке, пополнять его новым оборудованием.
Все это дает возможность воспитателям интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире использовать музыкальный материал для развития сенсорных и музыкально-творческих способностей.
Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.
Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные
задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.
Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.
«Решение сенсорных задач, - пишет Н. А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально- дидактические игры.
В Программе музыкального воспитания отмечается, что назна-чение музыкально- дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Н. А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально- дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.
Музыкально- дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально- дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально- дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста.
Виды музыкально- дидактических игр и методика их проведения.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально- дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий.
Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Музыкально- дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально- дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Методика проведения музыкально- дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения игр второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве групповой комнаты, а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.
Н. А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музы-кально- дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго – элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму». Во всех видах музыкально- дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Методический материал по теме"Музыкально-дидактические игры в детском саду"(методический и практический материал)...
Музыкально-дидактические игры в детском саду (картотека игр)
Практический материал для оформления картотеки музыкально-дидактических игр в детском учреждении, рекомендуется молодым музыкальным руководителям для работы с детьми. Материал ...
Музыкально-дидактические игры в детском саду
В консультации для муз. руководителей и воспитателей ДОУ представлены не только цели и задачи МДИ но и их подробная классификация с подробным описанием и примерами...
Мастерская педагога – профессионала. Музыкально-дидактические игры для детского сада
Мастерская педагога – профессионала. Музыкально-дидактические игры для детского сада...
Музыкально — дидактические игры в детском саду
Музыкально — дидактические игры в детском саду (материал для педагогов и родителей)...
Музыкально-дидактические игры в детском саду
Музыкально-дидактические игры в детском саду...
Музыкально-дидактические игры в детском саду
Музыкально-дидактические игры в детском саду...