Мастерская педагога – профессионала. Музыкально-дидактические игры для детского сада
статья на тему
Мастерская педагога – профессионала.
Музыкально-дидактические игры для детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_pedagoga_-_professionaladid.materyaly_proekty.docx | 692.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастерская педагога – профессионала.
Музыкально-дидактические игры для детского сада
В своей работе я использую музыкально дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры развивают музыкальное восприятие ребенка, позволяют ему научиться слышать ритм музыки, ее характер, а также различать музыкальные инструменты на слух.
Игра «Волшебная котомка»
Цель: выявить умение детей сравнивать музыкальные звуки по высоте и тембру звучания и сопоставлять их со звуками окружающей среды.
Оборудование: небольшая цветная сумка, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка).
Методика проведения игры. Музыкальный руководитель из волшебной сумки достает какой-нибудь музыкальный инструмент, играет на нем и спрашивает ребенка: «Что напоминает этот музыкальный звук?»
Например:
Барабан - Гром или пение птиц?
Бубен - Шорох листьев или гром?
Металлофон - Дождик или ветер?
Колокольчик – Песня ручейка или стук молотка?
Погремушка - Скребется мышка или стучит дятел?
Игра «Что звучит?»
Цель: выявить умение детей различать музыкальные игрушки и инструменты на слух по тембру звучания, знание их названий (погремушки, бубен, барабан, металлофон, свирель, колокольчик).
Оборудование: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, свирель, колокольчик, погремушка), ширма.
Методика проведения игры. Музыкальный руководитель за ширмой играет на музыкальном инструменте и спрашивает у ребенка: «Какой музыкальный инструмент звучит?»
Если ребенок не может ответить, музыкальный руководитель еще раз предлагает послушать. Если и на этот раз ребенок не может назвать инструмент, то музыкальный руководитель предлагает найти среди музыкальных инструментов, которые разложены за ширмой, тот, который звучал.
Игра «Солнышко и дождик»
Цель: проявлять умение детей воспринимать и различать разный характер музыки (веселая, грустная).
Оборудование: картинки с изображением веселого солнышка - «веселая» музыка и облака - «печальная» музыка.
Музыкальный репертуар: «Солнышко», муз. М. Раухверга; «Прогулка и дождик», муз. А. Филипенко.
Методика проведения игры. Детям раздают по две картинки с изображением «печального» облака и «веселого» солнышка. Дети слушают музыкальное произведение, признают характер музыки (веселый или грустный), поднимают картинку, соответствующую характеру музыки.
Игра «Кукла танцует и отдыхает».
Цель: выявить умение детей различать музыку по темпу (быстрая или медленная), динамикой (громкая или тихая).
Оборудование: кукла - игрушка.
Музыкальный материал: «Колыбельная», муз. Я. Степного; «Гопак», муз. Я. Степного.
Методика проведения игры. Детям раздают игрушки - куклы. Звучит музыка. Если она тихая, медленная, спокойная, ласковая - дети колышут куклу, а если быстрая, громкая, веселая, бодрая - дети танцуют с ней.
Игра «Кто в гости пришел?»
Цель: выявить умение детей петь естественным голосом доступные по содержанию песни разного характера в диапазоне «ре - ля», четко произносить слова.
Оборудование: игрушки «котик» и «петушок».
Музыкальный репертуар: Украинская народная песня «Котик серенький», песня «Петушок», муз. В. Витлина, сл. . А. Ременной.
Методика проведения игры. Педагог приглашает детей посмотреть, кто к ним в гости пришел. Когда здороваются с котиком - звучит мелодия песенки «Котик серенький», когда с петушком - мелодия песни «Петушок». Педагог рассказывает детям, что животные пришли послушать о себе песенки. К кому прикоснется животное, тот должен спеть песенку об этом животном.
Игра «Узнай и спой песенку»
Цель: проверить умение детей узнавать знакомые песенки и передавать в пении мелодию.
Методика проведения игры.
1 этап. Педагог предлагает ребенку прослушать поочередно несколько знакомых мелодий песен. Ребенку необходимо вспомнить название музыкального произведения или какую-то фразу из песни.
2 этап. Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песню за музыкальными фразами, проявляя особенности вокальных навыков. Петь без напряжения, протяжно, не спеша, отчетливо произнося слова.
Игра «Веселый концерт»
Цель: определить навыки детей петь в ансамбле, не отставая и не опережая друг друга.
Методика проведения игры. Педагог разделяет детей на небольшие группы и предлагает провести концерт. Каждая группа детей выполняет знакомую песню с музыкальным сопровождением.
Упражнение «Дятел»
(Сл. А. Фаткин, муз. Н. Леви)
Цель: определить навыки детей различать и воспроизводить ритм музыкальной мелодии.
Методика проведения упражнения. Педагог поет песню «Дятел», дети внимательно слушают. Потом еще раз пропевает, как «стучал» дятел, а дети индивидуально за ним повторяют аплодисментами или постукиванием, передавая ритмичный рисунок мелодии.
Игра «Бегаем - шагаем - прыгаем»
Музыкальный руководитель выбирает для обследования одну из предложенных игр.
Цель: выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении, ритмично маршировать (спокойно, весело, бодро), бегать (весело, легко, мелко), подпрыгивать (как мячик).
Методика проведения игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Под музыкальный фрагмент марша детям надо энергично шагать в свободном направлении, не толкая друг друга. Под веселую музыку - легко и мелко бегать на носочках, под веселый, игривый музыкальный фрагмент - подпрыгивать как мячик.
Задачу повторяют несколько раз.
Игра «Двигаться - отдыхать»
Цель: выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении (марширование, бег, подпрыгивание).
Методика проведения игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Звучит музыкальный фрагмент марша - дети энергично шагают, на спокойную музыку - дети приседают на корточки и подкладывают ладони под щеку, отдыхают. Когда звучит веселая, легкая музыка - дети весело, легко бегут на носочках друг за другом, вновь звучит спокойная музыка - дети отдыхают. Затем раздается игривая музыка - дети подпрыгивают на месте. Игру повторяют несколько р
Игра «Птички летают»
(Муз. Г. Фрида)
Цель: выявить умение детей чувствовать начало и конец музыки, отражать это в движениях; бегать небольшими группами в разных направлениях и указанном направлении под легкую, живую музыку.
Оборудование: два обруча - «домики», эмблемы или шапочки птиц.
Методика проведения игры. Дети - «птички» размещаются в двух «домиках». Педагог напоминает детям о том, что птицы летают легко, бесшумно, поэтому надо бегать на цыпочках, легко поднимая и опуская руки - «птички смахивают крыльями». Как только зазвучала музыка, дети выбегают из своей избушки и свободно двигаются по залу. Когда музыка перестает звучать – дети приседают. Опять звучит музыка – дети свободно двигаются по залу. Музыка заканчивается – дети бегут к своим «избушкам».
Игра с цветными платочками
(Украинская народная мелодия в обработке Я. Степного)
Цель: проверить умение детей передавать характер танца движениями (танцевальный бег, разведение рук, смахивания платочком, вместе со взрослыми кружение в круге и т.д.).
Оборудование: разноцветные платочки (по количеству детей).
Методика проведения игры. Педагог предлагает детям (игру проводят с небольшим количеством детей) взять в руки платочки. Затем педагог смахивает платком и пением зовет детей встать в круг:
Все в круг скорее бегите,
Платочки вы покажите.
Платочками помашем,
Потанцуем, споем.
Воспитатель под музыку показывает танцевальные движения, а дети повторяют.
Игра «Сколько нас поет?»
Цель: развития у детей звуковысотного слуха, различать сколько звуков звучит.
Оборудование: три матрешки.
Методика проведения игры.
Педагог вносит на занятие трех матрешек, ставит их на стол и говорит:
Вот матрешки непростые, вот матрешки озорные,
Не хотят в шкафу сидеть, а хотят они вам спеть.
(напевает)
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
Отставляет одну матрешку в сторону и говорит от её имени.
А теперь я одна спою! (напевает) Одна пою.
А теперь мы вдвоем споем! (Подставляет вторую матрешку, напевает, проигрывает два звука) Вдвоем поем.
Подставляет третью матрешку. Действует аналогично.
Втроем поем.
А теперь отгадайте,
Сколько нас поет, узнайте!»
Проигрывает поочередно в разной последовательности один, два и три звука в аккорде или арпеджио.
Игра «Весёлый гном».
Цель: развитие у детей чувства ритма.
Оборудование: игрушка гном.
Методика проведения игры: предложить детям повторить за педагогом ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов, а можно все обыграть:
К детям в гости приходит Гном.
Надевает куклу «с живой рукой».
Гном: «Тили-тили-тили бом! К вам пришел веселый Гном.
Будем весело играть, будем ножками стучать.
Раз, два, три!(топает)
А ну-ка, повтори!(дети повторяют)
А если так?
А вот так?
День какой у нас хороший,
Будем хлопать мы в ладоши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!(хлопает)
А ну-ка, повтори! (дети повторяют)
А если так?
А вот так?
Молодцы!
Дидактическая игра с детскими музыкальными инструментами:
«Гном»
Цель: развитие чувства ритма .
Оборудование: Гном, карандаш, погремушка, колпачки.
Гном: Нам всем некогда скучать,
Будем с инструментами играть.
Показывает барабан.
Гном: Бум-бум, барабан.
Что за шум и тара-рам?
Бум-бум, барабан.
Просыпайтесь по утрам!
А теперь вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.
Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Дети первой группы с помощью карандашей отбивают ритмический рисунок.
Гном: Погремушки у ребят
Очень весело гремят. (2 раза)
А теперь вторая группа, отбивайте ритм этой песенки.
Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Дети второй группы с помощью погремушек отмечают ритмический рисунок.
Гном: Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок…
Тук, тук, тук, туки,
Застучали каблуки…
А теперь вместе со мной поиграет третья группа!
Для проведения подобной игры вместо фортепиано можно использовать детские музыкальные инструменты: аккордеон, триолу, синтезатор.
Игра:"Тихие и громкие звоночки"
Цель: развитие динамического слуха.
Оборудование: погремушки.
Методика проведения игры. Педагог исполняет песню, дети подыгрывают погремушками тихо и громко.
Ты звени, звонче тише, пусть тебя никто не слышит...
Ты сильней звени звонок, чтобы каждый слышать мог.
Или же:
Погремушечка звени. Тихо тихо не шали.
Погремушка громко бей, чтобы стало веселей.
Таким образом, интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальный слух, развивают познавательные интересы, влияют на сенсорное развитие, способствуют интеллектуальному развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Театрализованные игры в детском саду"
Театрализованные игры...
мастерская педагога- профессионала
разработка дидактического материала...
Мастерская педагога – профессионала.
Мастерская педагога – профессионала.(дидактический и раздаточный материал) Дидактическая игра «Пазлы настроения»Цель: развитие способности понимать эмо...
Мастерская педагога – профессионала.
Развивающий коврикРазвивающий коврик представляет собой полотно, которое выполняется из ткани или связано с использованием пряжи. Дополняется яркими аппликациями и различными подвижными элементами, с ...
Мастерская педагога-профессионала «Дидактические игры по цветоведению»
Мастерская педагога-профессионала«Дидактические игры по цветоведению»...
Круглый стол для педагогов ""Условия успешного развития игры в детском саду"
Детство - это не только беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детстве, уже не восполнить взрослому человеку. Надо помнить: отнимая у...
Мастер-класс для педагогов на тему «Театрализованные игры в детском саду»
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....