ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛНЬНОСТИ ПУТЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
статья
С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛНЬНОСТИ ПУТЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Е.В. Мокрова
воспитатель МБДОУ № 28,г. Канск
С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено, что ребенок склонен экспериментировать, наблюдать; ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Теперь главная задача подготовки ребенка к школе заключается в формировании умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома.
С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создали «Детскую научную лабораторию», а также центр экспериментирования. В лаборатории дети одевают спецодежду (шапочка, фартук). В этом специально оборудованном центре дети самостоятельно могут проводить опыты, эксперименты, наблюдения. Для оформления центра детского экспериментирования используются такие материалы и приборы: природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, шишки и т. д.; пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители; оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы; литература и картотека опытов и экспериментов; цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д. Все материалы распределены по разделам: "Песок, вода", "Металл", "Магниты", "Бумага", "Стекло". Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем.
Для установления правил работы в данном центре совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Для организации самостоятельной детской деятельности есть карточки-схемы проведения экспериментов, собран необходимый методический материал, фотографии, книги познавательного характера, тематические альбомы, иллюстрации. При оборудовании центра в группе учитывали следующие требования: безопасность, достаточность и доступность расположения.
Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это приводит к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Во время экспериментирования дети ведут дневники наблюдения, куда записывают полученные знания, свойства предметов, результат эксперимента схематичным рисунком.
Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Для этого мы стараемся обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами. При проведении опыта с магнитом и манкой ребята определяли различные свойства манки, магнита. Такой эксперимент сподвиг ребят на создание в группе макета пустыни, заполненного манкой. Дошкольники с удовольствием играли в кладоискателей и обыгрывали разные ситуации.
Таким образом, с введением ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования является любознательность. Поэтому девизом педагога, сегодня должны стать слова Сухомлинского В.А. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
Библиографический список
- ПаршуковаН.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика. 2006. № 1
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольникаприобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ поисково-исследовательской деятельности средствами экспериментирования детьми старшего дошкольного возраста
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям...
Проект в средней группе по формированию предпосылок поисково-исследовательской «Воздух вокруг нас»
Материал раскрывает содержание деятельности воспитателя с детьми при реализации проекта по формированию предпосылок поисково-исследовательской деятельности ОО "Познавательное развитие"...
Презентация Формирование основ поисково - исследовательской деятельности путем экспериментирования
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулироват...
Формирование основ поисково-исследовательской деятельности средствами экспериментирования детьми старшего дошкольного возраста
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мир...
Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...
Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...
Организация поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста в ЦЕНТРЕ НАУКИ
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуац...