Проект Интеллектуальные игры
проект (подготовительная группа)
Проблема: Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по ФЭМП позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кьюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.
Актуальность: развитие математических способностей и математических представлений у детей дошкольного возраста важно, т.к. они активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются помощью напряжения всей активности его собственной мысли. Л.С.Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2021.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеллектуальные игры»
Проблема: Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по ФЭМП позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кьюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.
Актуальность: развитие математических способностей и математических представлений у детей дошкольного возраста важно, т.к. они активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются помощью напряжения всей активности его собственной мысли. Л.С.Выготский.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей со способами и приемами счета предметов, а также с количественным составом чисел в пределах 10 из единиц с помощью счетных палочек Кюизенера.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации проекта: 3 месяца.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Задачи:
- Учить устанавливать размерные отношения между предметами разной величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- познакомить с количественным составом чисел в пределах 10;
- осваивать прямой и обратный счет;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже);
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Этапы проекта:
- Подготовительный.
- Практическая часть.
- Подведение итогов (презентация).
Предполагаемые результаты:
1. Освоение детьми математических представлений: величин, сравнения величин, состава числа, последовательность чисел натурального ряда, составом чисел, прямой и обратный счет.
2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
Схема реализации проекта:
- Подготовительный этап.
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме.
- Создание предметно-развивающей среды: палочки Кьюизенера, схемы, альбомы, картотеки игр.
- Составление перспективного плана образовательной работы с детьми и родителями на две недели.
- Написание конспектов НОД.
- Выступление на конференциях.
- Этап. Практическая деятельность.
Формы работы по реализации проекта.
- Работа с детьми.
- Проведение НОД
- Сравнивание рядом стоящих цифр в пределах 10 с помощью палочек Кьюизенера. Познакомить с составом чисел в пределах10.
- Учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади, между, рядом.
- Проведение развлечения «Путешествие в Зимний Лес».
- Чтение художественной литературы.
- Сказка «Жили – были числа» с палочками Кьюизенера.
- Сказки о цифрах.
- Стихи, Пословицы.
- Игры с палочками Кьюизенера.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Упражнения носят комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. В упражнениях предусматривается перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.
4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.
6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.
9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.
12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.
13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.
14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.
15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.
16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.
17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.
18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.
19. «Измерь длину стола». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.
- Перспективное планирование дидактических игр на две недели.
Для успешной реализации проекта был составлен перспективный план работы, в котором были распределены игры и упражнений с палочками Кьюизенера в логической последовательности. Работа велась согласно перспективному плану.
Сроки реализации | Чтение сказки с математическим текстом. | Индивидуалная работа | Игровая деятельность с ди | Развивиющие игры по развитию памяти, мышления, внимания | Использование палочек в НОД |
1-3 нед | Сказка «Жили были числа» | Ди «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. | «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами. | «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать. | |
4-6 нед | «Соседи». Цель: учить определять соседей числа. «Считай-не ошибись». Цель: закрепить умение счета в пределах 10. | «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой | «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10. | 1. Занятие 1. Сравнивание рядом стоящих цифр в пределах 8 с помощью палочек Кьюизенера. Познакомить с составом числа 5. 2. Занятие 2. Изучение понимать отношения между рядом стоящими числами 8 и 9. Познакомить с цифрой 6. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади, между, рядом. | |
5-8 нед | «Считай в обратном порядке». Цель: закрепить навыки счета в обратном порядке. | «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера. | «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10. | ||
9-10 нед | «Что выше». Цель: закрепить умение сравнивать предметы по высоте. | «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет. | «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10. | ||
11-12 нед | «Составь число». Цель: закрепить состав числа. | «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа. | «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера. |
В процессе выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
По завершении проекта предполагается проведение мастер - класса родителям по использованию палочек Кьюзинера дома для игр с детьми. А также изготовление и раздача буклетов родителям «Игры с палочками Кьюзинера»; проведение НОД «Путешествие в волшебный лес».
- Работа с родителями.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей по ФЭМП с использованием палочек Кьюизенера.
- Проведение мастер-класса по использованию палочек Кьюизенера.
- Размещение и распространение буклетов родителям «Игры с палочками Кьюизенера».
- Участие в проведении развлечения «Путешествие в Волшебный Лес».
3 . Этап. Подведение итогов.
Результаты проекта.
- Детьми освоены такие математические представления как: величины, сравнения величин, количественного состава чисел из единиц, прямой и обратный счет с использованием палочек Кьюизенера.
- Дети имеют конструктивные способности, умеют преобразовывать одни математические объекты в другие с помощью палочек Кьюизенера.
- Слушают и понимают взрослого, действуют по образцу в разных видах образовательных деятельности: ФЭМП, конструирование.
Результат (продукт) проектной деятельности:
1. Создание буклета для родителей «Игры с палочками Кьюизенера»;
2. Развлечение «Путешествие в волшебный лес». ДОУ
- Проведение НОД на город «Приключение девочки Жени».
- Печать в городской газете «Когалымский вестник» на тему : «Развиваем логику играя».
- Печать в окружной газете : Югория «Играем в математику».
- Презентация проекта на МО.
- Выступление на конференции «Реализация инновационной политики. Опыт. Практика. Тенденции».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Интеллектуальные игры как средство познания мира математики"
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...
Конспект открытого занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Конспект открытого занятия...
ПРОЕКТ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА В ШАШКИ»
Игра в шашки гениальна. Ее можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра приближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуаль...
ПРОЕКТ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА В ШАШКИ»
Игра в шашки гениальна. Ее можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра приближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуаль...
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Конспект интеллектуальной игры
Цель:1. Учить детей работать в микрогруппе, уметь предлагать несколько вариантов ответов2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.3. Умение отвечать четко, яс...
Инновационный проект "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ."
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Цель проекта – на основе практики командной работы при проведении интеллектуальных игр и викторин развить у детей социально-психологические предпосылки их успешной социализаци...
Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »
Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...