Консультация для педагогов « Эффективная система воспитательно – оздоровительных мероприятий в организации режима дня»
консультация

Александрова Елена Евгеньевна

Консультация

для педагогов

« Эффективная система воспитательно – оздоровительных

 мероприятий в организации режима дня»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №25 »






Консультация

для педагогов

« Эффективная система воспитательно – оздоровительных

 мероприятий в организации режима дня»

Выполнила воспитатель:

Александрова Е.Е.

г. Заволжье

2020 г.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывать время пребывания ребенка в детском саду.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.

2. Подготовка к завтраку, завтрак.

3. Игры и детские виды деятельности.

4. Организованная образовательная деятельность.

5. Подготовка к прогулке, прогулка.

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед.

7. Подготовка ко сну, дневной сон.

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

9. Игры, самостоятельная деятельность детей.

10. Подготовка к ужину, ужин.

11. Игры, прогулка, уход детей домой.

Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.

Прием детей, осмотр, игры

Как день встретишь, так его и проведёшь.

Русская пословица

Народная мудрость права — от первых минут пребывания ребёнка в детском саду зависит весь его дальнейший день. Поэтому так важно создать благоприятный эмоциональный фон в группе, настроить малышей на положительный лад, дать понять, что в детском саду им рады, а впереди ждёт много интересного и весёлого. Доброжелательная улыбка воспитателя, ласковый тон речи, неподдельный интерес к состоянию малыша позволят провести утренний приём без слёз и грусти даже в младшей группе, где детям ещё очень тяжело расстаться с родителями хотя бы на полдня.

Чтобы ребёнок охотно шёл в детский сад, можно использовать:

  • Яркую, красивую игрушку, которую располагают у двери в раздевалке и обращают на неё внимание воспитанников: «У нас сегодня гость, весёлый Зайка. Он ждёт вас, чтобы скорее поиграть».
  • Сюрпризные моменты: воспитатель может спрятать в игровом уголке или в уголке природы среди растений фигурку гнома, феи, забавного зверька и сообщить малышу, что в группе кто-то спрятался, ждёт, чтобы его нашли.
  • Для совсем маленьких — новую куклу, машинку. Главное, чтобы предложение поиграть с ними было сделано доброжелательным тоном, а ребёнок вошёл в группу, держась за руку воспитателя, доверяя ему и привыкая к общению с ним. Мама может находиться рядом, но воспитатель как человек, который будет с малышом весь день, должен побуждать ребёнка к взаимодействию, эмоциональному отклику на свои слова.

Дети постарше, которые привыкли к детскому саду, доверяют воспитателю, обычно идут в группу охотно, радуются встрече с товарищами, спешат поделиться новостями, сразу же вступают в беседу, игру. Но и у воспитанников старших групп бывает плохое настроение и нежелание идти в детский сад. Их также можно увлечь новой игрой (конструктором, пазлами), заинтересовать трудовым поручением, новым необычным делом: «Что-то наши цветы стали грустными, наверное, их нужно полить. Поможешь мне?» или: «Сегодня мы будем рисовать очень красивые картины, я не могу сказать, какие, это секрет, но они порадуют наших мам и бабушек. Ты ведь тоже хочешь нарисовать?».

Иногда дети плачут по утрам из-за семейных неурядиц, ссор между родителями. Такие семьи необходимо направить к практикующему в дошкольном учреждении психологу. Утренний приём станет легче и радостнее, если воспитатель подарит малышу картинку, нарисованную собственноручно или вырезанную из журнала, смайлик, наклейку с изображением мультяшного персонажа. Проявление внимания покажет ребёнку, что он необходим и любим в детском саду, небезразличен воспитателю.

Старшие дошкольники очень любят психогимнастику в виде «минутки доброты» или «круга дружбы», когда все товарищи по группе встают в круг вместе с воспитателем, говорят друг другу тёплые слова и дарят улыбку. Это способствует не только благоприятному проведению утреннего приёма, но и воспитанию дружбы, товарищества, доброжелательности.

Стихи для «минуток доброты» в старшей и подготовительной группах

  • Вот мы встали в дружбы круг,
    Сколько тут ребят вокруг!
    Я улыбку подарю,
    Громко другу говорю:
    «С добрым утром!
    С новым днём!
    Хорошо в саду моём!».
  • Ну-ка, за руки возьмись,
    Всем ребятам улыбнись
    И скажи: «Привет, друзья,
    Очень рад вас видеть я!».
  • Игра «У меня в ладошках солнце».
    Дети стоят в кругу, один ребёнок в центре. Ребёнок обходит всех детей по кругу, прикасаясь руками к их сложенным лодочкой ладошкам.
  • У меня в ладошках
    Солнышка немножко.
    Я дарю его друзьям:
    Оле, Тане, Саше, Ире… (Называются все имена друзей в кругу. Когда ребёнок обойдёт круг, он становится возле воспитателя).

Все дети:

  • Вот и стало нам светло,
    В гости солнышко пришло! (Хлопают в ладоши, поднимают руки вверх).

Утренняя гимнастика

Цель: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность организма, способствовать формированию правильной осанки.

Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Гигиенические процедуры, самообслуживание

Выполнение этих режимных моментов в разных группах тоже имеет некоторые отличия:

  • Задачей гигиенических процедур в младших группах является обучение детей навыкам ухода за собой, а в старшем возрасте полученные навыки закрепляют и формируют умение выполнять их самостоятельно, без напоминания, на основе представлений об их необходимости и пользе.
  • Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков для разных возрастов отличаются. Наиболее уместны в группах раннего и младшего дошкольного возраста:
  • показ;
  • объяснение;
  • непосредственное руководство действиями (воспитатель закатывает рукава малышам; намыливает им руки; держа в своих руках ладони ребёнка, совершает ими круговые движения, вырабатывая двигательный навык);
  • использование художественного слова, фольклора;
  • игровые приёмы (к детям приходит кукла или другой герой, которому они показывают, как правильно умываться, одеваться на прогулку, складывать одежду).
  • Старшим школьникам уже не нужно показывать все этапы умывания, одевания, для них достаточно вопроса, напоминания, поощрения, похвалы. Для закрепления знаний о пользе гигиенических процедур детям старших групп можно показать фрагмент мультфильма «Мойдодыр» или же использовать слайды, мультимедийную презентацию о средствах гигиены, предметах одежды в зависимости от технического оснащения группы.
  • Приём поощрения, похвалы актуален во всех возрастных группах, а вот сравнение с другими детьми нежелательно. Сравнивать допустимо только достижения самого ребёнка, прошлые и настоящие, подчёркивая прогресс: «Вчера у тебя не получилось, а сегодня ты сам закатал рукава, чисто вымыл руки, аккуратно вывернул и сложил одежду, молодец!».
  • Старшие дошкольники должны не только уметь самостоятельно раздеваться ко сну и одеваться на прогулку, есть ложкой, вилкой, пользоваться ножом. Они также самостоятельно приводят в порядок свою одежду, завязывают шнурки, застёгивают пуговицы, следят за своим внешним видом и устраняют беспорядок: причёсываются, поправляют воротник, заправляют рубашку, футболку в колготы или брюки. В младшей и средней группах большинство процедур по уходу за внешним видом воспитанников осуществляют педагог и его помощник, постепенно приучая к этим действиям детей.

Организованная образовательная деятельность

Цель: всестороннее развитие детей, передача педагогом ребенку знаний, умений, навыков.

ООД способствует формированию новых знаний, умению наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подражать его действиям. В результате совместной деятельности во время ООД у детей формируются положительные взаимоотношения. Воспитатель обеспечивает целостность образовательного процесса путем реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

При организации образовательной деятельности воспитатель использует динамические паузы, пальчиковые игры, которые снимают напряжение, помогают переключиться с одного вида деятельности на другой.

Подготовка к прогулке

Цель: напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате, формировать у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании.

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда».

Прогулка

Прогулка в режиме дня дошкольного учреждения необычайно важна, а её польза для детей неоспорима по таким причинам:

  • Пребывание на свежем воздухе насыщает организм кислородом, укрепляет и закаливает благодаря естественным факторам (перепад температур по сравнению с помещением, ветер и т. д.).
  • Дети имеют возможность свободно двигаться на просторном участке, бегать, выполнять физические упражнения, которые в группе не всегда уместны (игры с мячом, катание на велосипедах, самокатах).
  • Любящим пошуметь ребятам не нужно сдерживать себя, ведь на прогулке разрешено и покричать, и поиграть в шумные игры, что не приветствуется в помещении. На прогулке шалуны, которым приходилось сдерживать себя, получают эмоциональную разгрузку.
  • Помимо физического развития, прогулки приносят пользу и в познавательном плане. Ведь во время них дети имеют возможность наблюдать за явлениями природы, животными, растениями, трудом взрослых, транспортом, домами, прохожими, а также заниматься исследовательской деятельностью. Организует её, конечно, воспитатель.
  • Малышам можно предложить простые эксперименты: рисование узоров на влажном песке, следов на снегу, занесение снежка в группу.
  • Старшим дошкольникам будет интересно наблюдать за изменением длины тени в течение дня или же проследить, что случится с конфетой, если оставить её возле муравейника.

Поводом отменить пребывание на свежем воздухе может служить мороз ниже -15о С и скорость ветра больше 12 м/сек, а также сильный ливень и гололёд. В небольшой дождь дети могут гулять под навесами, в павильонах, которые должны быть на каждом участке.

Прогулка включает в себя такие составляющие:

  • Наблюдение.
  • В младших группах организуют наблюдения за крупными, яркими, имеющими чёткую форму объектами в непосредственной близости от детей. Это могут быть деревья, кустарники, цветы, травянистые растения, птицы, бабочки, грузовой и пассажирский транспорт, оборудование участка. Воспитатель вносит разнообразие и обогащает наблюдения объяснениями, рассказом о свойствах наблюдаемого объекта, стихотворениями, загадками. Поскольку дети третьего-четвёртого года жизни не обладают достаточно развитой памятью, наблюдения имеют краткосрочный характер.
  • Долгосрочные наблюдения за ростом растений, поведением животных, изменениями в окружающем мире в течение 1–2 недель начинают в средней группе. Тогда же можно предлагать детям нарисовать объект наблюдения.
  • Старшие дошкольники способны не только наблюдать явления и объекты, но и обнаруживать взаимосвязи между ними, пояснять причины происходящего: «На земле, которую освещает солнце, изморози уже нет, она растаяла. А под навесом павильона ещё есть, потому что там тень и холодно». С детьми шестого и седьмого года жизни можно проводить занимательные наблюдения в виде игр «Найди, чего вокруг вчера не было, а сегодня есть», «Найди вокруг предметы зелёного, красного, белого цвета», «Найди вокруг помощников человека и поясни, как они помогают». Такие задания не только развивают наблюдательность, но и повышают интерес к наблюдениям, формируют привычку подмечать интересное и необычное в окружающем мире, тренируют память, внимание.
  • Подвижные игры. На прогулке в первой-второй младших группах следует проводить 2–3 подвижные игры, в старших — 3–4.
  • Планируя игры, воспитатель подбирает их таким образом, чтобы они служили развитию различных физических качеств. Например, сочетают игры с бегом, заданиями на ориентирование в пространстве и координацию движений («Воробышки и автомобиль», «Найди, где спрятано» и «Сделай, как я»).
  • Малыши очень любят подвижные игры-забавы, в которых воспитатель поёт или читает слова игры, а дети выполняют соответствующие движения («По лесной лужайке разбежались зайки», «Мы идём, мы идём, звонко песенку поём»). Разучить такие игры можно на занятиях музыкой, а потом повторять на прогулках.
  • В старшей и подготовительной группе дети могут организовывать и проводить подвижные игры самостоятельно, при небольшом контроле педагога. Нравятся старшим дошкольникам разнообразные эстафеты, соревнования.
  • Дидактические игры. Они носят как групповой, так и индивидуальный характер, и чаще всего сочетаются с темой наблюдения, проводимого на прогулке, но могут служить и определённой, поставленной педагогом задаче (развитие связной речи, звукопроизношения, навыков счёта, закрепление знаний об изученном на занятии). Чем старше дети, тем абстрактнее и отвлечённее от происходящего на прогулке может быть дидактическая игра. В младшем возрасте она опирается на конкретные знания и представления детей («Назови детёнышей», «С какой ветки эти детки»), в старшем приветствуется подключение фантазии, воображения, нестандартного мышления («Придумай несуществующее животное», «Что было бы, если…»).
  • Превосходным дополнением прогулки будет творческая игра — воображаемое путешествие на корабле, самолёте, машине в лес, на море, даже в космос. Пункт назначения путешествия и увиденное там зависит от возраста детей. Чем они старше, тем большей будет доля воображаемого и фантастического.
  • Индивидуальная работа. О ней также не стоит забывать. Отработка двигательных навыков, речевое развитие, развитие памяти, мышления, внимания, воображения, воспитание культуры поведения, дружбы, бережного отношения к природе — всему этому педагог может уделить внимание в работе с одним-двумя дошкольниками, пока остальные заняты самостоятельной игровой деятельностью.
  • Трудовая деятельность. Помощь дворнику в уборке территории, работа на огороде, в цветнике подарят не только бодрость и силу, но и радость детям, потому что они хотят быть нужными, делать общественно значимое, полезное.
  • Нормировать нагрузку и следить за состоянием детей — обязанность педагога. Воспитанники не должны поднимать тяжести, долго находиться в статичных позах, наклонившись, присев на корточки, а также пользоваться опасными инструментами.
  • Малышам можно поручить расчистку дорожек от снега, уборку крупных листьев с территории участка.
  • Старшим под силу полноценная уборка участка, сбор урожая на грядках, рыхление земли, полив клумб.
  • Лучшими приёмами руководства трудовой деятельностью являются поощрение, личный пример воспитателя, коллективное обсуждение результатов труда. Младшим дошкольникам результат проделанной работы обрисовывает воспитатель, от старших следует добиваться самостоятельной оценки проделанной работы («Мы собрали хороший урожай огурцов с грядки, теперь отнесём его на кухню, и для всех ребят в детском саду приготовят витаминный салат. Мы сделали полезное, хорошее дело»).

Прием пищи

Рациональная организация питания в детском саду в первую очередь зависит от чёткого выполнения режима. Завтрак, обед, полдник должны проводиться в одно и то же время каждый день, без задержек, поскольку длительное ожидание может снизить аппетит детей. За полчаса до еды прекращают шумные и подвижные игры, лучше почитать детям книгу, поиграть в настольные игры.

Ребят обязательно знакомят с меню, сообщают, что будет подано: это расширяет их кругозор, обогащает словарь и, конечно же, вызывает аппетит. Многие воспитанники обожают меню дошкольного учреждения и просят дома приготовить еду «как в садике». Здесь срабатывает психология, ведь есть в коллективе, с друзьями гораздо интереснее, чем дома со взрослыми. Большую роль в положительном восприятии еды играют прогулки на свежем воздухе, после них всё кажется вкуснее.

Приём пищи — прекрасный повод для воспитания культурно-гигиенических навыков. Дети младшей группы учатся садиться за стол с чистыми руками, сидеть ровно, не вертеться, принимать пищу не торопясь, не крошить хлеб, доедать всю порцию. Их также учат пользоваться салфеткой, а во втором полугодии — вилкой. Ножом воспитанники детских садов учатся владеть в старшей группе.

Важным элементом воспитания культуры приёма пищи является дежурство по столовой. Его вводят во второй младшей группе в виде поручений (расставить чашки, тарелочки для хлеба) и полностью доверяют сервировку столов детям старших групп (дети расставляют всю посуду, салфетницы, а после убирают со стола). Организовывать дежурства нужно так, чтобы дежурные не опаздывали ко сну и не уходили слишком рано с прогулки. Этого можно достичь, ставя в пары тех, кто умеет быстро накрывать на стол, и более медлительных детей. Дежурство по столовой воспитывает ответственность, аккуратность, умение рационально и быстро выполнять порученное дело

Подготовка ко сну, сон, постепенный подъём

Длительность дневного сна находится в пределах от 2,5 (младшая группа) до 2 часов (старшая и подготовительная). Чтобы и малыши, и более старшие дошкольники уснули в положенное время и крепко спали да самого подъёма, необходимо соблюсти ряд правил:

  • Во время укладывания создаётся доброжелательная, спокойная атмосфера, раздевание проводят без спешки, окриков, детей не нужно подгонять. Ясельных детей раздевают взрослые, со второй младшей группы ребятам можно предоставлять самостоятельность, предлагая снять колготы, штанишки, рубашку. Напоминают, что нужно аккуратно сложить одежду на стульчик. Старшие воспитанники раздеваются самостоятельно и приводят одежду в порядок.
  • Необходимо проследить, чтобы все дети перед сном посетили туалет.
  • Готовя спальню ко сну детей, помощник воспитателя делает сквозное проветривание (во время прогулки). Когда дети спят, открытой оставляют форточку, но так, чтобы не было сквозняков.
  • Детям младших групп можно спать с любимой игрушкой, от этой привычки их постепенно отучают к средней группе.
  • Перед сном допустимо прочитать стихотворение, колыбельную, сказку спокойного содержания, без опасных приключений и погонь. В некоторых садах практикуют музыкотерапию — засыпание под негромкую размеренную музыку.
  • Во время сна воспитатель или помощник воспитателя находится в спальне и следит, чтобы дети не лежали, укрывшись с головой или уткнувшись лицом в подушку. Оставлять детей в спальне без присмотра нельзя.
  • Как укладывание, так и подъём после сна проводят постепенно, сперва поднимая тех, кто проснулся сам, а после будят спящих детей.

Чтобы малыши как следует проснулись, снова стали бодрыми и весёлыми, проводится гимнастика после сна, которая настраивает организм ребёнка на активную деятельность. Упражнения «гимнастики пробуждения» начинают в кровати (потягивания, повороты головы, движения руками и ногами), постепенно переходя к движениям более активным (ходьба, лёгкие наклоны). Бег и прыжки использовать не рекомендуют, поскольку после недавнего сна вестибулярный аппарат детей к ним не готов.

После сна проводят и некоторые закаливающие процедуры: ходьбу по рельефным коврикам, солевым дорожкам, сухой массаж тела индивидуальными мягкими рукавичками. Старшие дети могут проводить точечный самомассаж, массаж лица, ушных раковин, надбровных дуг, кистей рук, запястий в игровой форме (нарисуем себе усы, брови, сделаем браслеты).

Игры и детские виды деятельности

Цель: Развивать у детей интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игр; побуждать к активной деятельности.

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, организует предметно – пространственную среду.

Уход детей домой

Воспитатель может проинформировать родителей о достижениях в развитии, успехах в группе, демонстрирует работы детей, хвалит ребенка в присутствии родителей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим вопросам. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

«Хорошие новости». Дети отвечают на вопрос: «Что хорошего произошло с ними за прошедший день в детском саду?»

Вопросы могут быть и другими: «Какое занятие было самым приятным для тебя сегодня?», «Какой интересный или смешной случай произошел с тобой сегодня?», «Как ты помог другу?».

Каждый ребенок должен высказаться и быть услышанным. Лучше, если дети будут высказываться по кругу, передавая из рук в руки какой-то привлекательный предмет (колокольчик, красивый шар и т.п.). Время высказывания (30 сек) должно быть ограничено звуковым сигналом.

«Волшебный ящик». Дети приносят из дома маленькие сюрпризы: мелкие игрушки, конфеты, орешки и т.п. и складывают в коробку. В конце дня каждый из детей может с закрытыми глазами вытащить один из сюрпризов и взять с собой домой. Воспитатель может сам раскладывать сюрпризы из коробки на колени детям или прятать их в складках одежды, пока глаза детей закрыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей .Тема: «Значение и организация режима дня в группах детей раннего возраста»

Режим – основа нормального развития и правильного воспитания  маленького ребёнка. В  консультации  представленны  методы работы, которые могут помочь в правильн...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Организация режима дня дома»

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Организация режима дня дома»...

Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».

В основу ФГОС ДО  заложен системно-деятельностный подход, который  базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям,...

Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"

Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"...

Консультация для педагогов ДОУ «СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Взаимодействие с одаренными детьми — это постоянный процесс, требующий от педагогов личностного роста, постоянного обновления знаний в области психологии одаренных детей, тесного сотрудничества ...