Конспект мероприятия «Русские народные традиции»
материал (старшая группа)
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.
Задачи: 1.Образовательные:
-познакомить с традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.
-дать понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.
-расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях,
2.Развивающие:
-Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами фольклора.
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
-обогащать словарный запас детей;
-развивать связную речь, внимание, познавательную активность, память.
3. Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа.
-способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.
Материал и оборудование: презентация, компьютер, телевизор, пианино, магнитофон, каравай, скатерть, стол, самовар, чайничек, чашка, блюдце, травы, мешочки, ленточки, печка
Ход мероприятия.
Звучит русская народная музыка, дети стоят в полукруге, их приветствует воспитатель в русском костюме.
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям хозяюшка рада!
Основная часть
Хозяюшка: Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит. Красному гостю – красное место, присаживайтесь и вы на лавочки. Дети проходят, садятся на лавочки.
Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Дети:да
Хозяюшка: Сядем рядком, да поговорим ладком.
Звучит медленная русская народная музыка.
Воспитатель – Хозяюшка начинает беседу.
В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. А называлось это- посиделками.
Рассказ воспитателя с показом презентации.
Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.
Презентация «Посиделки в старину»
Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.
Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки».
Хозяюшка: А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это душа народа. Без нее человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
И я хочу начать наши посиделки русской народной песней.
Русская народная песня «На горе-то калина» (исполняет воспитатель)
Снова звучит лирическая русская народная музыка.
Хозяйка: Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
А поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.
Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Рождество?
Дети: ходим колядовать
Хозяйка: А на Мясленицу?
Дети: печем блины
Хозяйка: А на Пасху?
Дети: красим яйца, печем куличи, пироги
Хозяйка: В нашем детском саду тоже есть свои традиции.
Как мы поздравляем именинника?
Дети: мы водим хоровод «Каравай»
Хозяйка: Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.
Традиция – гостеприимство.
Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.
– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?
Дети. Это значит гостей принимать.
Хозяйка - А что значит «Принимать»?
Дети: - встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.
Хозяйка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.
Инсценировка приема гостя. Выбираются дети для показа сцены гостеприимства.
Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?
Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».
Хозяйка: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?
Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»
Хозяйка: На Руси всегда любили принимать гостей.
Традиция – хлебосольство.
Хозяйка: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: хлеб и соль.
Хозяйка: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)
Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
Инсценировка хлебосольства.
Выходят девочка с караваем и мальчик в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.
Мальчик:
Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого до нашего.
Девочка с караваем:
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Кланяются друг другу.
Хозяйка: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
Мальчик отламывает кусочек хлеба, макает в соль и съедает. Кланяются, садятся.
Презентация «Встреча с хлебом, солью».
Хозяйка: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.
Традиция народное гулянье.
Xозяйка. Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.
Xозяйка. А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!
Физкультминутка. Игра «Горелки».
Хозяйка: Ой как хорошо поиграли, молодцы.
Традиция- чаепитие.
Xозяйка. Да девчата все у нас примечательные.
И ребята все у нас замечательные.
А успех их здесь не мелочный,
Значит вкусен русский чай- посиделочный.
Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.
По ходу рассказа воспитатель накрывает стол и расставляет атрибуты.
Стол накрывался скатертью (накрывает стол скатертью).
На середину его ставили самовар ( ставит самовар).
Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками (ставит чайник, затем сахарницу).
Затем баранки, бублики, сладости (ставит бублики, баранки, сушки).
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.
(ставит чашку, показывает как наливался чай )
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.
(обратить внимание на иллюстрацию).
Xозяйка. В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки. Давайте пройдем, и посмотрим, сколько я заготовила на моей печке разных трав.
Проходят к печке. Воспитатель показывает травы и дает понюхать.
Xозяйка. Посмотрите это цветы липы. Понюхайте, как они замечательно пахнут. Цветы липы помогают людям от простуды и укрепляют организм.
А это чабрец или еще называют тимьян. Он очень приятно пахнет и помогает вылечить кашель, применяют при болях в животе, и имеет многие другие лечебные свойства.
Это мята. Она тоже имеет очень приятный и запоминающийся запах. Мята очень хорошо успокаивает, чай с мятой пьют обычно на ночь.
Ребята, я хочу предложить сделать с вами травяные мешочки, я их называю «Мешочками здоровья». Вы хотите сделать со мной такие мешочки?
Дети: хотим.
Xозяйка. Ребята, подходите к столам. Перед вами на столе подготовлены мешочки, ленточки и травы: мята, липа, чабрец.
Продуктивная деятельность «Мешочки для хранения лечебных трав к чаю». Работа за столами. Во время работы звучит лирическая русская народная музыка.
Посмотрите, какие у вас получились замечательные мешочки, а как они хорошо пахнут. Молодцы. Вы все хорошо потрудились. Давайте, пройдем и положим их на печку.
IIIэтап: Итог занятия.
Дорогие мои ребята, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.
Xозяйка. Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.
Xозяйка. Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место, красный угол.
Xозяйка: С какими традициями русского народа мы познакомились?
Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.
Xозяйка: Ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше мероприятие закончено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Русские народные традиции» | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия «Русские народные традиции»
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.
Задачи: 1.Образовательные:
-познакомить с традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.
-дать понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.
-расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях,
2.Развивающие:
-Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами фольклора.
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
-обогащать словарный запас детей;
-развивать связную речь, внимание, познавательную активность, память.
3. Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа.
-способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.
Материал и оборудование: презентация, компьютер, телевизор, пианино, магнитофон, каравай, скатерть, стол, самовар, чайничек, чашка, блюдце, травы, мешочки, ленточки, печка
Ход мероприятия.
Звучит русская народная музыка, дети стоят в полукруге, их приветствует воспитатель в русском костюме.
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям хозяюшка рада!
Основная часть
Хозяюшка: Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит. Красному гостю – красное место, присаживайтесь и вы на лавочки. Дети проходят, садятся на лавочки.
Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Дети:да
Хозяюшка: Сядем рядком, да поговорим ладком.
Звучит медленная русская народная музыка.
Воспитатель – Хозяюшка начинает беседу.
В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. А называлось это- посиделками.
Рассказ воспитателя с показом презентации.
Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.
Презентация «Посиделки в старину»
Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.
Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки».
Хозяюшка: А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это душа народа. Без нее человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
И я хочу начать наши посиделки русской народной песней.
Русская народная песня «На горе-то калина» (исполняет воспитатель)
Снова звучит лирическая русская народная музыка.
Хозяйка: Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
А поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.
Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Рождество?
Дети: ходим колядовать
Хозяйка: А на Мясленицу?
Дети: печем блины
Хозяйка: А на Пасху?
Дети: красим яйца, печем куличи, пироги
Хозяйка: В нашем детском саду тоже есть свои традиции.
Как мы поздравляем именинника?
Дети: мы водим хоровод «Каравай»
Хозяйка: Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.
Традиция – гостеприимство.
Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.
– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?
Дети. Это значит гостей принимать.
Хозяйка - А что значит «Принимать»?
Дети: - встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.
Хозяйка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.
Инсценировка приема гостя. Выбираются дети для показа сцены гостеприимства.
Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?
Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».
Хозяйка: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?
Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»
Хозяйка: На Руси всегда любили принимать гостей.
Традиция – хлебосольство.
Хозяйка: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: хлеб и соль.
Хозяйка: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)
Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
Инсценировка хлебосольства.
Выходят девочка с караваем и мальчик в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.
Мальчик:
Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого до нашего.
Девочка с караваем:
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Кланяются друг другу.
Хозяйка: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
Мальчик отламывает кусочек хлеба, макает в соль и съедает. Кланяются, садятся.
Презентация «Встреча с хлебом, солью».
Хозяйка: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.
Традиция народное гулянье.
Xозяйка. Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.
Xозяйка. А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!
Физкультминутка. Игра «Горелки».
Хозяйка: Ой как хорошо поиграли, молодцы.
Традиция- чаепитие.
Xозяйка. Да девчата все у нас примечательные.
И ребята все у нас замечательные.
А успех их здесь не мелочный,
Значит вкусен русский чай- посиделочный.
Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.
По ходу рассказа воспитатель накрывает стол и расставляет атрибуты.
Стол накрывался скатертью (накрывает стол скатертью).
На середину его ставили самовар ( ставит самовар).
Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками (ставит чайник, затем сахарницу).
Затем баранки, бублики, сладости (ставит бублики, баранки, сушки).
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.
(ставит чашку, показывает как наливался чай )
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.
(обратить внимание на иллюстрацию).
Xозяйка. В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки. Давайте пройдем, и посмотрим, сколько я заготовила на моей печке разных трав.
Проходят к печке. Воспитатель показывает травы и дает понюхать.
Xозяйка. Посмотрите это цветы липы. Понюхайте, как они замечательно пахнут. Цветы липы помогают людям от простуды и укрепляют организм.
А это чабрец или еще называют тимьян. Он очень приятно пахнет и помогает вылечить кашель, применяют при болях в животе, и имеет многие другие лечебные свойства.
Это мята. Она тоже имеет очень приятный и запоминающийся запах. Мята очень хорошо успокаивает, чай с мятой пьют обычно на ночь.
Ребята, я хочу предложить сделать с вами травяные мешочки, я их называю «Мешочками здоровья». Вы хотите сделать со мной такие мешочки?
Дети: хотим.
Xозяйка. Ребята, подходите к столам. Перед вами на столе подготовлены мешочки, ленточки и травы: мята, липа, чабрец.
Продуктивная деятельность «Мешочки для хранения лечебных трав к чаю». Работа за столами. Во время работы звучит лирическая русская народная музыка.
Посмотрите, какие у вас получились замечательные мешочки, а как они хорошо пахнут. Молодцы. Вы все хорошо потрудились. Давайте, пройдем и положим их на печку.
IIIэтап: Итог занятия.
Дорогие мои ребята, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.
Xозяйка. Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.
Xозяйка. Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место, красный угол.
Xозяйка: С какими традициями русского народа мы познакомились?
Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.
Xозяйка: Ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше мероприятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного с родителями мероприятия «Русская народная игрушка» (в рамках реализации проекта «Родительский клуб») в подготовительной, логопедической группе.
Цель: формирование коммуникативной компетентности участников образовательного процесса (педагоги, родители, дети) через воспитание любви к народной культуре, знакомство с образом народной куклы....
Конспект НОД «Русские народные традиции»
Конспект НОД «Русские народные традиции»...
Конспект ООД "Русские народные традиции"
Приобщать детей к истокам русской культуры...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Конспект НОД « Хранитель народных традиций»
Конспект НОД "Хранитель народных традиций"Цель: Приобщать детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре башкирского народа.На занятии ребята услышат стихотворение &q...
Конспект мероприятия "Русская зима" творческая встреча с юными армейцами СОШ, старшая группа.
Мероприятие проходит в канун Нового года, в детский сад к ребятам из старших групп приходят юные армейцы из СОШ. В творческой встрече под названием "Русская зима" дети совместно вспоминают п...
Конспект занятия. «Русские народные традиции и фольклор».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор»....