Конспект ООД "Русские народные традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Приобщать детей к истокам русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkie_narodnye_traditsii.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 125

Конспект ООД  в средней группе «Знайки»

«Русские народные традиции»

воспитатель: Миронова Л.В.

г. Калининград

2021год

Тема: «Русские народные традиции»

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие;

-дать понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше;

- продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством, народно-прикладным искусством);

-расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях,

Развивающие:

-продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами фольклора;

- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

-обогащать словарный запас детей;

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать внимание, познавательную активность, память.

Воспитательные:

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа;

- мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций;

-способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

Оборудование: книги русских народных сказок, звукозапись русских народных песен-хороводов, каравай, самовар, предметы народно-прикладного искусства, предметные картинки.

Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, русских народных песен, игр, беседа о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, знакомство с элементами традиций: гостеприимство, хлебосольство, посиделки.

Ход ООД

Воспитатель: Совсем недавно у нас с вами прошли весенние посиделки. Мы с вами говорили о талантах русского народа. В чем же он проявился? Что русский народ умел делать очень хорошо? Что вы сами любите с детства слушать? (Ответы детей)

Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)

(Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками)

Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)

Воспитатель: Русский народ сочинял красивые песни, русские люди любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поводим хоровод, как это делали наши прабабушки и прадедушки.

(Воспитатель включает запись русского народного хоровода)

Физкультминутка - хоровод

Солнышко, солнышко, в небе посвети!

(потянуться руками вверх, подняться на носки)

Яркие лучики к нам протяни.

(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

(разбиться на пары, взяться за руки)

Нас покружи, оторвав от земли.

(покружиться парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(перестроиться в цепочку)

Там все мы встанем дружно в кружок.

(встать в круг)

С песнями водим мы хоровод, солнышко с нами по кругу идет

(идти по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки

(хлопать в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки

(идти быстрым шагом)

солнышко скрылось, ушло на покой

(присесть, голову закрыть руками)

Мы же на место сядем с тобой.

(тихо сесть на свои места)

Воспитатель: Слава нашей стороне, слава русской старине!
                         И про эту старину, я рассказ свой поведу.
                         Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
                         А поговорим мы с вами о русских народных традициях.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (ответы детей).

Воспитатель: Традиция – слово в переводе оно означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.

Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье?(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 марта дарить всем женщинам цветы и подарки. Во всех странах мира существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи. А есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней.

Давайте вместе вспомним, какой праздник отмечают русские люди в конце зимы – начале весны? Что это за традиция? (Праздник Масленица). Что вы о нем помните? (Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами).

Воспитатель: Правильно, этот праздник с песнями, хороводами и блинами. А какая традиция, возникшая очень-очень давно, сохранилась до наших дней и связана со службой в армии? (Проводы в армию)

Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.

Традиция – гостеприимство.

Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

Дети: Это значит гостей принимать.

Воспитатель: А что значит «Принимать»?

Дети: Встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Воспитатель: С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?
Дети: 

- Для дорогого гостя и ворота настежь.
- Гость доволен – хозяин рад.
- Гостю щей не жалей – погуще налей.

Воспитатель: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Инсценировка приема гостя. Выбираются дети для показа сцены гостеприимства.
Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?

Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».
Воспитатель: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?
Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»
Воспитатель: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

Традиция – хлебосольство.

Воспитатель: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: Хлеб и соль.

Воспитатель: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Воспитатель: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

Воспитатель: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Традиция народное гулянье.

Воспитатель: Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

Воспитатель:  А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!
                                            Игра «Горелки».

Воспитатель: А еще есть вкусные традиции, связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. У каждого народа, обязательно есть какое-нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране.

Например, в Китае и Японии выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Ответы детей)

Дети: Овощи, фрукты, пшеницу, рожь.

Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай ... Например, только в России пекут знаменитые куличи (Показ картинки)

Воспитатель: Какие кушанья из муки готовят у вас дома? (Ответы детей)

Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи?

(ответы детей)

Воспитатель: Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи, которые хорошо у нас растут.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (овощи)

У нашего народа есть поговорка «Щи да каша - пища наша». Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу).

Физкультминутка «Кашка-малашка»

Кашка-малашка,                         Одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю,

Ты так хороша,                         другой рукой помешиваем.

Если добавить                         «Наливаем молоко».

Стакан молока.

Сахар и соль

Мы щепоткой кладем,                 Соответствующие движения.

Кашку-малашку

Мы деткам даем.                         Дающее движение рук.

Кашка-малашка,

Ты так хороша,

Если добавить

Кувшин молока.                         «Держим кувшин двумя руками».

Сахар и соль

Мы ложкой кладем,                 Соответствующие движения.

Кашку-малашку

Мы мамам даем.                         Дающее движение рук.

Кашка-малашка,

Ты так хороша,

Если добавить

Ведро молока.                         «С трудом наливаем».

Сахар и соль

Мы горстями кладем,                 Соответствующие движения.

Кашку-малашку

Мы папам даем.                         Дающее движение рук.

Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?

Дети: Из крупы.

Воспитатель: Назовите крупы.

Дидактическая игра: «Какая каша?»

(Из манки – манная, из пшена – пшенная, из гречки – гречневая, из риса - рисовая, из кукурузы – кукурузная, из ячки - ячневая.)

Воспитатель: В России все четыре времени года сменяют друг друга, и зимой бывает очень холодно, а летом – жарко. Как вы думаете, какой русский напиток хорошо утоляет жажду. (Ответы  детей)

Воспитатель: Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали согревающий при морозе напиток из меда – горячий сбитень.

Воспитатель: Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси гостей встречали.

Воспитатель: Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: Посиделки.

Воспитатель: Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: Красное место, красный угол.

Воспитатель: С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье.
Воспитатель: А вы хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?
Дети: Да.

Xозяйка: Правильно, ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Вам понравилось наше занятие? Молодцы, спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Конспект НОД "Народные традиции и культура"

Объяснить понятие традиции русского народа...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Конспект ООД "Народные традиции и музыка" старший дошкольный возраст

Весенние традиции, как ,впрочем,  и любые сезонные традиции  русского народа неразрывно связаны с музыкой. Песня сопровождает людей  и в печали , и в радости, и на прогулке, и  в т...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Конспект "Русские народные традиции и фольклор"

Конспект ООД "Русские народные традиции и фольклор"...