Конспект ООД "Русские народные традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Приобщать детей к истокам русской культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkie_narodnye_traditsii.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 125
Конспект ООД в средней группе «Знайки»
«Русские народные традиции»
воспитатель: Миронова Л.В.
г. Калининград
2021год
Тема: «Русские народные традиции»
Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие;
-дать понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше;
- продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством, народно-прикладным искусством);
-расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях,
Развивающие:
-продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами фольклора;
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
-обогащать словарный запас детей;
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать внимание, познавательную активность, память.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа;
- мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций;
-способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.
Оборудование: книги русских народных сказок, звукозапись русских народных песен-хороводов, каравай, самовар, предметы народно-прикладного искусства, предметные картинки.
Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, русских народных песен, игр, беседа о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, знакомство с элементами традиций: гостеприимство, хлебосольство, посиделки.
Ход ООД
Воспитатель: Совсем недавно у нас с вами прошли весенние посиделки. Мы с вами говорили о талантах русского народа. В чем же он проявился? Что русский народ умел делать очень хорошо? Что вы сами любите с детства слушать? (Ответы детей)
Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
(Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками)
Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)
Воспитатель: Русский народ сочинял красивые песни, русские люди любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поводим хоровод, как это делали наши прабабушки и прадедушки.
(Воспитатель включает запись русского народного хоровода)
Физкультминутка - хоровод
Солнышко, солнышко, в небе посвети!
(потянуться руками вверх, подняться на носки)
Яркие лучики к нам протяни.
(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(разбиться на пары, взяться за руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(перестроиться в цепочку)
Там все мы встанем дружно в кружок.
(встать в круг)
С песнями водим мы хоровод, солнышко с нами по кругу идет
(идти по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки
(хлопать в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки
(идти быстрым шагом)
солнышко скрылось, ушло на покой
(присесть, голову закрыть руками)
Мы же на место сядем с тобой.
(тихо сесть на свои места)
Воспитатель: Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
А поговорим мы с вами о русских народных традициях.
У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (ответы детей).
Воспитатель: Традиция – слово в переводе оно означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.
Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье?(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 марта дарить всем женщинам цветы и подарки. Во всех странах мира существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи. А есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней.
Давайте вместе вспомним, какой праздник отмечают русские люди в конце зимы – начале весны? Что это за традиция? (Праздник Масленица). Что вы о нем помните? (Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами).
Воспитатель: Правильно, этот праздник с песнями, хороводами и блинами. А какая традиция, возникшая очень-очень давно, сохранилась до наших дней и связана со службой в армии? (Проводы в армию)
Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.
Традиция – гостеприимство.
Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.
– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?
Дети: Это значит гостей принимать.
Воспитатель: А что значит «Принимать»?
Дети: Встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.
Воспитатель: С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?
Дети:
- Для дорогого гостя и ворота настежь.
- Гость доволен – хозяин рад.
- Гостю щей не жалей – погуще налей.
Воспитатель: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.
Инсценировка приема гостя. Выбираются дети для показа сцены гостеприимства.
Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?
Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».
Воспитатель: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?
Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»
Воспитатель: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.
Традиция – хлебосольство.
Воспитатель: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: Хлеб и соль.
Воспитатель: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)
Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
Воспитатель: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
Воспитатель: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.
Традиция народное гулянье.
Воспитатель: Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.
Воспитатель: А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!
Игра «Горелки».
Воспитатель: А еще есть вкусные традиции, связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. У каждого народа, обязательно есть какое-нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране.
Например, в Китае и Японии выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Ответы детей)
Дети: Овощи, фрукты, пшеницу, рожь.
Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай ... Например, только в России пекут знаменитые куличи (Показ картинки)
Воспитатель: Какие кушанья из муки готовят у вас дома? (Ответы детей)
Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи?
(ответы детей)
Воспитатель: Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи, которые хорошо у нас растут.
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (овощи)
У нашего народа есть поговорка «Щи да каша - пища наша». Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу).
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, Одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю,
Ты так хороша, другой рукой помешиваем.
Если добавить «Наливаем молоко».
Стакан молока.
Сахар и соль
Мы щепоткой кладем, Соответствующие движения.
Кашку-малашку
Мы деткам даем. Дающее движение рук.
Кашка-малашка,
Ты так хороша,
Если добавить
Кувшин молока. «Держим кувшин двумя руками».
Сахар и соль
Мы ложкой кладем, Соответствующие движения.
Кашку-малашку
Мы мамам даем. Дающее движение рук.
Кашка-малашка,
Ты так хороша,
Если добавить
Ведро молока. «С трудом наливаем».
Сахар и соль
Мы горстями кладем, Соответствующие движения.
Кашку-малашку
Мы папам даем. Дающее движение рук.
Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
Воспитатель: Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша?»
(Из манки – манная, из пшена – пшенная, из гречки – гречневая, из риса - рисовая, из кукурузы – кукурузная, из ячки - ячневая.)
Воспитатель: В России все четыре времени года сменяют друг друга, и зимой бывает очень холодно, а летом – жарко. Как вы думаете, какой русский напиток хорошо утоляет жажду. (Ответы детей)
Воспитатель: Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали согревающий при морозе напиток из меда – горячий сбитень.
Воспитатель: Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси гостей встречали.
Воспитатель: Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: Посиделки.
Воспитатель: Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: Красное место, красный угол.
Воспитатель: С какими традициями русского народа мы познакомились?
Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье.
Воспитатель: А вы хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?
Дети: Да.
Xозяйка: Правильно, ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
Вам понравилось наше занятие? Молодцы, спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Конспект НОД "Народные традиции и культура"
Объяснить понятие традиции русского народа...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки их традиции, их обычаи»...
Конспект ООД "Народные традиции и музыка" старший дошкольный возраст
Весенние традиции, как ,впрочем, и любые сезонные традиции русского народа неразрывно связаны с музыкой. Песня сопровождает людей и в печали , и в радости, и на прогулке, и в т...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Конспект "Русские народные традиции и фольклор"
Конспект ООД "Русские народные традиции и фольклор"...