Статья на тему: «Основные педагогические идеи Монтессори»
статья

Митюшева Анна Владимировна

Содержание статьи раскрывает  основные педагогические идеи Марии Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osnovnye_pedagogicheskie_idei_montessori_.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Основные педагогические идеи Монтессори»

Педагогика Монтессори, также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.

Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

В системе Монтессори задачей педагога является опосредованное руководство, обучение должно осуществляться на основе автодидактизма (самообучения), для того чтобы взрослые не навязывали детям собственные установки и не тормозили этим их естественное развитие. В качестве базы рассматривается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний является попутной.

Свобода и спонтанная активность ребёнка

По утверждению Монтессори, с момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план должны быть индивидуально ориентирован. Воспитатель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. Однако ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Монтессори использовала несколько понятий, чтобы описать работу ребёнка, в том числе впитывающее сознание, сензитивные периоды, нормализация.

Монтессори заметила у детей от трёх до шести лет психологическое состояние, которое она назвала «нормализация». Нормализация начинается с фокусирования внимания детей на какой-то деятельности, направленной на их развитие, и характеризуется способностью концентрироваться, а также «спонтанной дисциплиной, способностью продолжительно и радостно трудиться, стремлением помочь другим и способностью сочувствовать»

Подготовленная среда

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.

Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Дети должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.

Планировка Монтессори-класса должна отвечать определённым критериям. Основная цель — обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. Помещение должно быть просторным, светлым, выдержанным в спокойных цветах. В Монтессори-классе обязательно должен быть доступ к воде. Раковины должны быть в зоне доступа ребёнка, унитазы — на доступной для ребёнка высоте либо оснащены подставками. В группе Монтессори на доступной для ребёнка высоте всегда присутствуют комнатные растения, чтобы дети могли ухаживать за ними.

Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своём окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Итого: в данном подходе принято уважать ребенка и его индивидуальность уже с первых дней жизни. Соответственно ребенок должен иметь право выбирать себе занятие и самостоятельно заботиться о себе, и это должно быть предусмотрено средой:

  • Педагогика Марии Монтессори невозможна без правильно подобранной мебели, сантехники и инструментов: подходящие по размеру и другим физическим характеристикам, преимущественно из натурального материала. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно пользоваться всеми своими вещами и необходимыми зонами как дома, так и в детском центре
  • Среда по Монтессори должна быть не только функциональной, но и красивой. В соответствии с идеями М. Монтессори для оформления пространства подойдёт минималистичный дизайн и сдержанные светлые оттенки, деревянные элементы естественных цветов, натуральные ткани
  • Очень важно при оформлении пространства подготовить достаточное, но не избыточное количество предметов: помещение не должно быть перегруженным и отвлекать внимание ребенка на себя

Роль взрослого в педагогике Монтессори

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает, как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Кратко о подготовке взрослого к работе по Монтессори технологии

Профессионалы обычно проходят официальный тренинг по Монтессори подходу, на котором изучают возрастные особенности детей и их образовательные потребности. Также многое педагогам приходится узнать о составление учебных планов, диагностике и работе с конкретными материалами. В идеале взрослый, сопровождающий ребенка в его развитии должен отвечать следующим качествам:

  • Понимает психологические и физические особенности детей в зависимости от возраста,
  • Мягко и уважительно помогает справиться с трудностями как в работе с материалом, так и в общении, но не приказывает и не делает работу за ребенка,
  • Точно знает способ работы с каждым материалом и порядок демонстрации его ребенку,
  • Наглядно демонстрирует принцип работы с материалом, но не вмешивается в занятие ребенка,
  • Поддерживает порядок в комнате, но мотивирует детей убираться самостоятельно,
  • Уважительно и спокойно общается как с взрослыми, так и с детьми

Краткое описание зонирования пространства

по  технологии Монтессори

Монтессори активности обычно располагаются в различных зонах, объединённых общей целью и знакомящих ребенка с конкретной областью человеческих знаний или свойствами мира.

Зона упражнения практических навыков – визитная карточка идей Марии Монтессори. Она первая обратила внимание, что детей нужно учить, как правильно ухаживать за собой и поддерживать порядок. Помимо пользы для моторики и когнитивного развития, упражнения практических навыков позволяют ребенку стать более независимым, эффективно общаться с людьми и относительно быстро освоить базовые правила этикета.

Зона сенсорного развития ещё один важный пункт Монтессори педагогики. Ребенок в первые годы жизни как бы настраивает все свои органы чувств: учится воспринимать визуальную картину мира, тренирует остроту слуха, знакомится с разнообразием вкусовых и тактильных ощущений. Все, даже самые высшие мыслительные функции, в первую очередь связаны с точностью интерпретации ощущений, поэтому сенсорное развитие занимает особое место в Монтессори методе.

Зона русского языка расширяет словарный запас ребенка, а в старшем возрасте знакомит с чтением и письмом. В обучении письму Монтессори технология часто использует шершавые карточки и письмо по песку, это дает ребенку возможность запомнить очертания букв. Также в этой зоне много карточек, развивающих фонетический слух и готовящих к чтению.

Зона математики – это первые уроки математики и логики, где дети связывают понятия числа и количества, осваивают числовой ряд, порядки, базовые операции с числами. Даже такая абстрактная наука в Монтессори подходе изучается на основе практического опыта с помощью счетных цилиндров, бусин и так далее.

Зона наук об окружающем мире. Здесь происходит много интересного: изучается биология,  химия, физика и науки об обществе. Всё также в формате мини-проектов и практических занятий.

Методический материал в Монтессори педагогике

Монтессори материал – это все те увлекательные задания, которые ребенок выполняет  в период свободной работы в Монтессори пространстве. Материал может быть как приобретенным в детских магазинах, так и сделанным в домашних условиях, главное, чтобы он соответствовал идее Марии Монтессори о развитии ребенка:

  • Активность имеет определенную развивающую цель и ценность,
  • Направлена на конкретную сферу развития ребенка,
  • Ребенок сам может заметить свои ошибки при выполнении и исправить их,
  • Набор существует в единственном экземпляре,
  • Активность развивает мышление ребенка, а не использует зазубривание и механическое заучивание действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МАРИИ МОНТЕССОРИ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»

Теперь мно­гие, и я в их числе, полагают, что наиболее важный отрезок жизни приходится не на сту­денческие годы, но скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда фо...

Статья на тему: Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей...

Статья в сборник "Панорама педагогических идей"

Статья "Взаимодействие с семьей". В статье описаны формы взаимодействия с семьей воспитанников....

Статья на тему: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.

Статья на тему:ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24022511","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Презентация для РМО на тему "Воплощение педагогических идей по направлению патриотического воспитания дошкольников посредством привлечения социальных партнеров – Воронежской кадетской школы им. А.В. Суворова"

1  слайд - Тема: "Воплощение педагогических идей по направлению патриотического воспитания дошкольников посредством привлечения социальных партнеров – Воронежской кадетской школы им. А...

Методическое объединение по теме: "Ярмарка педагогических идей по ТРИЗ технологии"

14 апреля 2023 года воспитатели средних и младших групп поделились  своим опытом работы  по изготовлени игр по ТРИЗ технологии в работе с дошкольниками....