Статья на тему: Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников
статья
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat.docx | 226.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления:
- Развитие воображения
- Развитие мышления
- Формирование качеств творческой личности
- Формирование культуры общения, поведения, чувств.
Необходимо уточнить, какие конкретные педагогические задачи ставятся в процессе развития и формирования психических процессов и качеств личности дошкольников.
В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Известно, что творческое продуктивное воображение характеризует умение направлять свои представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Поэтому важнейшая стадия в развитии воображения – это развитие направленности, управляемости воображения.
Определяя задачи по развитию мышления, мы, в первую очередь, уделяем внимание формированию качеств мышления, которые развивают креативность, или «творческость», - способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Давая определение творческого мышления, американский психолог Дж. Гилфорд связывает креативность с развитием качеств дивергентного мышления.
Дивергентное мышление – целостное, интуитивное, релятивное – опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей. В отличии от конвергентного мышления, предполагающего единственный правильный ответ, дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько или даже множество правильных ответов.
Дивергентное мышление является важнейшим элементом творческой деятельности и характеризуется следующими качествами:
быстротой - способностью высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а количество;
гибкостью – способностью высказывать многообразные идеи;
оригинальностью – способностью порождать новые, нестандартные идеи (может проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми);
- точностью (законченностью) – способностью совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.
Одним из важных направлений в развитии креативности дошкольников является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение следующих задач.
- Формирование независимости мышления, т.е. умения находить собственное мышление, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение.
- Развитие целеустремленности и настойчивости при поиске решения проблем, стремление доводить начатое дело до конца.
- Формирование умения принимать критику без обид, а также способности находить недостатки в собственных сужениях и оценках, с позитивных позиций высказывать критику в адрес других людей с желанием помочь.
- развитие умения сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые нас окружают.
- Поощрение в ребенке инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в своих силах и способностях.
- Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников "
Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками....
Статья на тему: «Взаимосвязь в работе по развитию творческих способностей с другими специалистами».
Творчество детей дошкольного возраста содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых: создавать собственную ска...
Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников
В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения...
Опыт работы по теме: «Музыкально-ритмические движения — способ развития творческих способностей дошкольников»
laquo;Самое лучшее, что есть в жизни - это свободное движение под музыку.А. И. Буренина.ВведениеБольшое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному...
Буклет на тему "Основные направления работы по развитию связной речи у дошкольников"
Связная речь — развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.Известны два основных вида речи &md...
План работы по самообразованию на 2021-2022г. Тема: Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников.
Цель: Выяснить роль и значение дизайн-деятельности в развитии творческих способностей дошкольников. Объединить усилия педагогов и родителей по развитию творческих способностей дошкольников, формирован...
Статья на тему: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.
Статья на тему:ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24022511","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...