Режим дня в адаптационный период детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Режим дня в адаптационный период детей младшего дошкольного возраста
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольное учреждение. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова, врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- длительный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
- резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
- особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптирующегося ребенка отличает:
- преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
- нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
- утрата навыков самообслуживания;
- нарушение сна;
- снижение аппетита;
- регрессия речи;
- изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
- снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
- в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
- начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
- обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
- в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).
Педагог
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса. Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Кому адаптироваться легче?
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
- Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
- Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
- Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:
- Возраст;
- Состояние здоровья;
- Уровень развития навыков самообслуживания;
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- Сформированность предметной и игровой деятельности;
- Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
- Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
- Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка
- необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
- каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
- Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
- в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
- частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
- ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
- сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.
Рекомендуется:
- как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
- когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?
В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Педагоги дошкольного учреждения безусловно помогут вашему ребёнку без стресса пройти период адаптации используя свой педагогический опыт путём организации воспитательно - образовательной среды и адаптационных игр с детьми младшего дошкольного возраста. Как только малыш проникнется атмосферой дошкольного учреждения, осознает значимость своего нахождения и времяпровождения в группе, почувствует доброжелательную атмосферу, обзаведётся друзьями и будет уверен в том, что в конце дня его родители придут за ним и он сможет поделиться с вами своими впечатлениями и открытиями, все тревоги и сомнения перерастут в положительный жизненный опыт и процесс адаптации к дошкольному учреждению будет успешно завершён.
Удачи вам в ваших начинаниях!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-83307-1586182908.jpg)
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс группы комплекса адаптационных игр.С поступле...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/19/picture-323952-1524119154.jpg)
Игры в адаптационный период в младшем дошкольном возрасте.
рекомендации для поведения игр в адаптационный период....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-544957-1417968148.jpg)
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей...
Комплекс адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста
Примеры адаптационных мероприятий для детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/27/picture-803586-1469622710.jpg)
Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1456329-1675745378.jpg)
Картотека игр для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста
В картотеке представленна подборка игр с детьми в период адаптации к ДОУ....
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕАннотация: в статье рассматриваются особенности адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста.Ключевые слова: адаптация, дошкольное образователь...