АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 7.99 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье рассматриваются особенности адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: адаптация, дошкольное образовательное учреждение, пси-хическое напряжение, эмоциональное напряжение, младший дошкольный возраст.
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособле-ние к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитив-ным результатам, или негативным (стрессу).
Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей младшего воз-раста – это проблема адаптации к детскому учреждению. Окружающая среда ребен-ком воспринимается настороженно или враждебно: все – незнакомо – дети и взрос-лые, игрушки, обстановка. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. От того, как пройдет привыкание ре-бенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, зачастую этот процесс протекает сложно и болезненно. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих людей, в незнакомой обстановке. Из-за слез, капризов, отказов идти в детский сад процесс адаптации может значительно затянуться.
Специалисты выделяют три основных вида адаптации:
‒ легкая адаптация (поведение ребенка нормализуется в течение 10–15 дней);
‒ адаптация средней тяжести (продолжительность периода около месяца);
‒ тяжелая адаптация (продолжительность периода около полугода).
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
‒ от особенностей нервной деятельности ребенка;
‒ от уровня социализации;
‒ от состояния здоровья и уровня развития ребенка;
‒ от степени психологического развития.
Отсутствие правильного режима дня, достаточного сна также являются фак-торами, влияющими на процесс адаптации ребенка к ДОУ. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие, – заболевание. Характерной особенностью детей, ко-торые с большим трудом привыкают к детскому саду, является слабая сформиро-ванность действий с предметами, они не умеют сосредотачиваться на игре, мало инициативны в выборе игрушек, не любознательны. Такие дети испытывают трудности общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, раз-нообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие, и в случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Для ре-бенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт со взрос-лым, так как он владеет средствами необходимыми для этого.
Заключение.
Таким образом, очень важно, чтобы период адаптации был плавным, мяг-ким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя от-ветственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Нужно постараться сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей со-здать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с пер-вых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Именно поэтому необходима такая организация жизни ре-бенка в детском учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, по-чти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы фор-мировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Список литературы
1. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.
3. Волошина Л.Д. Современная воспитательная система детского сада / Л.Д. Волошина, Л.И. Кокунько //Дошкольное воспитание. – 2004. – №3. – С. 12–17.
4. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. –192 с.
5. Особенности адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/19/picture-323952-1524119154.jpg)
Игры в адаптационный период в младшем дошкольном возрасте.
рекомендации для поведения игр в адаптационный период....
Комплекс адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста
Примеры адаптационных мероприятий для детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/27/picture-803586-1469622710.jpg)
Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/27/picture-1074920-1540661779.jpg)
Консультация для родителей: «Адаптационный период у детей дошкольного возраста»
Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано ...
Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-1179561-1673393446.jpg)
Режим дня в адаптационный период детей младшего дошкольного возраста
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкив...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1456329-1675745378.jpg)
Картотека игр для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста
В картотеке представленна подборка игр с детьми в период адаптации к ДОУ....