АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья (младшая группа)

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье рассматриваются особенности адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: адаптация, дошкольное образовательное учреждение, пси-хическое напряжение, эмоциональное напряжение, младший дошкольный возраст.
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособле-ние к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стрессу).
Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей младшего возраста – это проблема адаптации к детскому учреждению. Окружающая среда ребенком воспринимается настороженно или враждебно: все – незнакомо – дети и взрослые, игрушки, обстановка. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, зачастую этот процесс протекает сложно и болезненно. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих людей, в незнакомой обстановке. Из-за слез, капризов, отказов идти в детский сад процесс адаптации может значительно затянуться.
Специалисты выделяют три основных вида адаптации:
‒ легкая адаптация (поведение ребенка нормализуется в течение 10–15 дней);
‒ адаптация средней тяжести (продолжительность периода около месяца);
‒ тяжелая адаптация (продолжительность периода около полугода).
 
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
‒ от особенностей нервной деятельности ребенка;
‒ от уровня социализации;
‒ от состояния здоровья и уровня развития ребенка;
‒ от степени психологического развития.
Отсутствие правильного режима дня, достаточного сна также являются факторами, влияющими на процесс адаптации ребенка к ДОУ. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие, – заболевание. Характерной особенностью детей, ко-торые с большим трудом привыкают к детскому саду, является слабая сформиро-ванность действий с предметами, они не умеют сосредотачиваться на игре, мало инициативны в выборе игрушек, не любознательны. Такие дети испытывают трудности общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, раз-нообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие, и в случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт со взрослым, так как он владеет средствами необходимыми для этого.
Заключение.
Таким образом, очень важно, чтобы период адаптации был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя от-ветственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Нужно постараться сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Список литературы
1. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.
3. Волошина Л.Д. Современная воспитательная система детского сада / Л.Д. Волошина, Л.И. Кокунько //Дошкольное воспитание. – 2004. – №3. – С. 12–17.
4. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. –192 с.
5. Особенности адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_doshkolnom_vozraste.docx7.99 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: адаптация, дошкольное образовательное учреждение, пси-хическое напряжение, эмоциональное напряжение, младший дошкольный возраст.

Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособле-ние к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитив-ным результатам, или негативным (стрессу).

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей младшего воз-раста – это проблема адаптации к детскому учреждению. Окружающая среда ребен-ком воспринимается настороженно или враждебно: все – незнакомо – дети и взрос-лые, игрушки, обстановка. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. От того, как пройдет привыкание ре-бенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, зачастую этот процесс протекает сложно и болезненно. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих людей, в незнакомой обстановке. Из-за слез, капризов, отказов идти в детский сад процесс адаптации может значительно затянуться.

Специалисты выделяют три основных вида адаптации:

‒ легкая адаптация (поведение ребенка нормализуется в течение 10–15 дней);

‒ адаптация средней тяжести (продолжительность периода около месяца);

‒ тяжелая адаптация (продолжительность периода около полугода).

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

‒ от особенностей нервной деятельности ребенка;

‒ от уровня социализации;

‒ от состояния здоровья и уровня развития ребенка;

‒ от степени психологического развития.

Отсутствие правильного режима дня, достаточного сна также являются фак-торами, влияющими на процесс адаптации ребенка к ДОУ. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие, – заболевание. Характерной особенностью детей, ко-торые с большим трудом привыкают к детскому саду, является слабая сформиро-ванность действий с предметами, они не умеют сосредотачиваться на игре, мало инициативны в выборе игрушек, не любознательны. Такие дети испытывают трудности общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, раз-нообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие, и в случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Для ре-бенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт со взрос-лым, так как он владеет средствами необходимыми для этого.

Заключение.

Таким образом, очень важно, чтобы период адаптации был плавным, мяг-ким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя от-ветственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Нужно постараться сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей со-здать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с пер-вых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Именно поэтому необходима такая организация жизни ре-бенка в детском учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, по-чти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы фор-мировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Список литературы

1. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.

3. Волошина Л.Д. Современная воспитательная система детского сада / Л.Д. Волошина, Л.И. Кокунько //Дошкольное воспитание. – 2004. – №3. – С. 12–17.

4. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. –192 с.

5. Особенности адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в адаптационный период в младшем дошкольном возрасте.

рекомендации для поведения игр в адаптационный период....

Комплекс адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста

Примеры адаптационных мероприятий для детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Адаптационный период у детей дошкольного возраста»

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано ...

Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...

Режим дня в адаптационный период детей младшего дошкольного возраста

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкив...

Картотека игр для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста

В картотеке представленна подборка игр с детьми в период адаптации к ДОУ....