Технология ТРИЗ в дошкольном образовании
материал
Технология ТРИЗ в дошкольном образовании.
Каждый ребенок изначально
талантлив и даже гениален, но его
надо научить ориентироваться в
современном мире, чтобы при
минимуме затрат достичь
максимум эффекта.
Г.С. Альтшуллер
Дошкольное детство - это тот особый период, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это период, когда появляется способность творчески решать проблемы, возникающие в конкретной жизненной ситуации.
В последнее десятилетие в России были опубликованы различные инновационные программы и технологии в области дошкольного образования. Они направлены на решение различных задач традиционной педагогической системы.
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированных к дошкольному детству, является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе дошкольного.
Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют учителям учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт работы в разных странах: Азии, Европе и Америке и показывает полезность и эффективность предлагаемых моделей ТРИЗ для решения различных задач.
Обучая детей, учитель должен исходить из их природы. А также позиция Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. [7]
Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими советами для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Дошкольный возраст уникален, потому что по мере формирования ребенка такой и будет его жизнь. Поэтому важно не пропустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен "глубоким жизненным опытом" и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть прямыми и непредсказуемыми, замечать вещи, на которые мы, взрослые, долгое время не обращали внимания.
Цель использования технологии ТРИЗ в детском саду - развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, последовательность, диалектичность; с другой стороны, поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение. [6]
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других значений:
- Обучение детей методам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, потому что каждая идея проверяется на нравственность и на возможность реализации в реальности.
- Систематическое изучение методов ТРИЗ и их применение на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника.
* ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
* Методы ТРИЗ являются идеальными инструментами для проблемного развивающего обучения. Они также делают традиционное обучение образовательным.
* Мотивация детей чрезвычайно важна в дошкольном возрасте. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовать детей, но и помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а затем грамотно применять их в жизни.
* ТРИЗ - педагогика помогает воспитывать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования - одна из важнейших задач педагогов, поскольку решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свои силы (интеллектуальные, творческие), становится более уверенным в себе, повышается мотивационный аспект.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не менять основную программу, а максимально повысить ее эффективность. [6]
Методология ТРИЗ - это школа творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в методах его решения, в изложении материала. Здесь нет методов в обычном смысле этого слова, есть инструмент, с помощью которого учителя и родители сами "изобретают" свою собственную педагогику, освещенную светом детских идей. Здесь также нет образования в его обычном понимании, есть способ овладеть навыками, которые позволяют всем жить вместе и творить себя интересным образом: и учителю, и родителям, и детям.
Согласно Л.С. Выготскому, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть ребенок будет гением, лишенным всех стереотипов о своих знаниях о мире.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, розыгрыш. Здесь их учат придумывать свои собственные сказки, и не одну, а столько, сколько людей в группе, и даже больше. Дети учатся и учатся сравнивать физические и природные явления, но таким образом, что не замечают, что учатся, но каждую минуту делают для себя открытия. Занятия по Триз в изобразительной деятельности включают использование различных нестандартных материалов.
Занятия по методу ТРИЗА в комплексе (музыка, развитие речи, ознакомление с окружающей средой) и планируются в свободное время, во второй половине дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики используются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень полезно для ребенка как в школе, так и во взрослой жизни. "Пусть будет как можно больше творческих людей, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" (Л.Е. Белоусова).
Таким образом, можно отметить, что его дальнейшая социализация будет зависеть от того, как ребенок научится ориентироваться в современном мире, поскольку обществу нужны люди интеллектуально смелые, независимые, оригинально мыслящие, творческие, способные принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря использованию педагогами технологии ТРИЗ, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может быть оптимальным решением для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в плане подготовки их к школе.
Именно поэтому необходимо использовать технологию ТРИЗ, адаптированную к дошкольному возрасту, в совместной и свободной деятельности.
Список литературы.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.
- Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. – 356 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
- Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.
- Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010. – 299 с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_triz_v_dou.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология ТРИЗ в дошкольном образовании.
Каждый ребенок изначально
талантлив и даже гениален, но его
надо научить ориентироваться в
современном мире, чтобы при
минимуме затрат достичь
максимум эффекта.
Г.С. Альтшуллер
Дошкольное детство - это тот особый период, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это период, когда появляется способность творчески решать проблемы, возникающие в конкретной жизненной ситуации.
В последнее десятилетие в России были опубликованы различные инновационные программы и технологии в области дошкольного образования. Они направлены на решение различных задач традиционной педагогической системы.
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированных к дошкольному детству, является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе дошкольного.
Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют учителям учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт работы в разных странах: Азии, Европе и Америке и показывает полезность и эффективность предлагаемых моделей ТРИЗ для решения различных задач.
Обучая детей, учитель должен исходить из их природы. А также позиция Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. [7]
Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими советами для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Дошкольный возраст уникален, потому что по мере формирования ребенка такой и будет его жизнь. Поэтому важно не пропустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен "глубоким жизненным опытом" и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть прямыми и непредсказуемыми, замечать вещи, на которые мы, взрослые, долгое время не обращали внимания.
Цель использования технологии ТРИЗ в детском саду - развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, последовательность, диалектичность; с другой стороны, поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение. [6]
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других значений:
- Обучение детей методам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, потому что каждая идея проверяется на нравственность и на возможность реализации в реальности.
- Систематическое изучение методов ТРИЗ и их применение на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника.
* ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
* Методы ТРИЗ являются идеальными инструментами для проблемного развивающего обучения. Они также делают традиционное обучение образовательным.
* Мотивация детей чрезвычайно важна в дошкольном возрасте. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовать детей, но и помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а затем грамотно применять их в жизни.
* ТРИЗ - педагогика помогает воспитывать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования - одна из важнейших задач педагогов, поскольку решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свои силы (интеллектуальные, творческие), становится более уверенным в себе, повышается мотивационный аспект.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не менять основную программу, а максимально повысить ее эффективность. [6]
Методология ТРИЗ - это школа творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в методах его решения, в изложении материала. Здесь нет методов в обычном смысле этого слова, есть инструмент, с помощью которого учителя и родители сами "изобретают" свою собственную педагогику, освещенную светом детских идей. Здесь также нет образования в его обычном понимании, есть способ овладеть навыками, которые позволяют всем жить вместе и творить себя интересным образом: и учителю, и родителям, и детям.
Согласно Л.С. Выготскому, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть ребенок будет гением, лишенным всех стереотипов о своих знаниях о мире.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, розыгрыш. Здесь их учат придумывать свои собственные сказки, и не одну, а столько, сколько людей в группе, и даже больше. Дети учатся и учатся сравнивать физические и природные явления, но таким образом, что не замечают, что учатся, но каждую минуту делают для себя открытия. Занятия по Триз в изобразительной деятельности включают использование различных нестандартных материалов.
Занятия по методу ТРИЗА в комплексе (музыка, развитие речи, ознакомление с окружающей средой) и планируются в свободное время, во второй половине дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики используются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень полезно для ребенка как в школе, так и во взрослой жизни. "Пусть будет как можно больше творческих людей, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" (Л.Е. Белоусова).
Таким образом, можно отметить, что его дальнейшая социализация будет зависеть от того, как ребенок научится ориентироваться в современном мире, поскольку обществу нужны люди интеллектуально смелые, независимые, оригинально мыслящие, творческие, способные принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря использованию педагогами технологии ТРИЗ, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может быть оптимальным решением для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в плане подготовки их к школе.
Именно поэтому необходимо использовать технологию ТРИЗ, адаптированную к дошкольному возрасту, в совместной и свободной деятельности.
Список литературы.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.
- Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. – 356 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
- Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.
- Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010. – 299 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.
Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...
Технология ТРИЗ в дошкольном образовании
Описание использования технологии ТРИЗ( теория изобретательских задач) в дошкольном образовании...
Научная статья ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования
В данной статье автор затрагивает проблему совпадения в подходах ТРИЗ-РТВ и ФГОС ДО к решению задач познавательного развития до-школьников. Взгляд, представленный в работе, может быть интересен с...
Цель и значение технологии Триз в дошкольном учреждении
Материал для воспитателей...
«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»
Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации ФГОС ДО. Предлагается авторское видение создания и разработки информационых программ...
Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «ТРИЗ» в дошкольном образовании
Методические рекомендации по использованиюпедагогической технологии«ТРИЗ»в дошкольном образовании...
Буклет Игры разума использование приемов и методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовании
ТРИЗ теория решения изобретательских задачØ - это возможность научить детей мыслить творчески и креативноØ - основы системного-функционального подхода, диалектического, образно-ассоц...