Цель и значение технологии Триз в дошкольном учреждении
статья по математике на тему
Материал для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_i_znachenie_tehnologii_triz_v_doshkolnyh_uchrezhdeniyah.docx | 269.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель и значение технологии ТРИЗ в дошкольных учреждениях
ТРИЗ или теория решения изобретательских задач в наше время стала очень популярной технологией в дошкольной педагогике. Автором её является Генрих Саулович Альтшуллер, изобретатель, писатель-фантаст, создатель первого в мире центра по изучению ТРИЗ — Школы молодого изобретателя.
Первоначально ТРИЗ была разработана как инструмент совершенствования мышления изобретателей на основе развития творческих способностей, вооружения их знаниями о законах и правилах развития технических систем (объектов, созданных руками человека), опоры на многовековой опыт изобретательства со всеми его удачами и ошибками. Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты. Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее.
Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике. Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, «технарём» или «гуманитарием», быстрота и правильность в принятии решений в современной жизни ему обязательно пригодятся.
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Генрих Альтшуллер был убеждён в гениальности детства и заботился о судьбе будущих поколений
Какие же идеи Генриха Альтшуллера могут быть применимы в дошкольной педагогике? В первую очередь, это его представление о творческих и интеллектуальных способностях человека, и их роли в решении задач изобретательства:
Творчество — процесс не хаотичный, а научно обоснованный. Метод проб и ошибок — устаревшая техника творчества. Современный, активно мыслящий человек в своём преобразовании мира опирается на знание его систем, то есть предметов и объектов, и взаимосвязей между ними.
Решая задачу, нужно поставить перед собой цель (идеальный результат) и стремиться к его достижению.
Для приближения к идеальному результату следует максимально использовать все имеющиеся материальные и энергетические ресурсы.
Чтобы изменить (улучшить) систему, нужно знать, по каким законам она развивается, какой была в прошлом и станет в будущем.
Изобретательство — это разрешение противоречий. Применительно к дошкольникам под «изобретением» можно подразумевать интересные идеи, способы исследования мира, отражение впечатлений об окружающем в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, словесной. Главное, чтобы это было ново для самого малыша и являлось результатом его умственных и волевых усилий.
Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников.
Детям предстоит жить в сложном и непредсказуемом мире будущего, поэтому уже сейчас следует вооружить их всеми возможными средствами для понимания и преобразования этого мира на пользу всему человечеству
Цель использования технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении — сформировать у детей навыки самостоятельно поиска оптимальных решений на основе знаний и представлений о системах (предметах и объектах) окружающего мира. Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в среднем и старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Но и с детьми 3–4 лет можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие нестандартного, креативного мышления, которые станут базой для решения более сложных задач.
ТРИЗ нельзя назвать чисто эвристической технологией, поскольку ей присущи прагматичные (опирающиеся на практику) черты: нацеленность на результат, использование максимума ресурсов для получения практической пользы, опора на опыт практиков. Но гений Г. Альтшуллера состоит в том, что ему удалось объединить в своей теории творческое и прагматичное начало, поставить фантазию и воображение на службу обществу. В этом отличие ТРИЗ от остальных подобных методов, не имевших установки на получение быстрого и качественного результата.
Использование ТРИЗ в детском саду помогает решить такие образовательные задачи:
Развитие гибкости и неординарности мышления ребёнка, формирование всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции.
Совершенствование речи, умения чётко, связно, обоснованно высказать свою мысль, смело выступать перед слушателями.
Содействие становлению свободной личности, раскрепощённой в творческих проявлениях, разноплановой и креативной в поиске решений поставленной задачи и способов их воплощения в реальность.
Воспитание уважения к себе и окружающим, умения отстаивать собственные интересы не в ущерб общественным.
Последовательность работы над проблемой по технологии ТРИЗ
В классической ТРИЗ существует чёткая система последовательных шагов, направленных на решение проблемы. Для дошкольной педагогики они будут преобразованы в цепочку методических приёмов.
Таблица: этапы решения проблемы и используемые в них приёмы
Этап решения проблемы | Приёмы, используемые в ДОУ |
Изобретательская ситуация | Постановка проблемной ситуации, озвучить её может как воспитатель, так и персонаж (в аудиозаписи, письме, загадке); приход сказочного героя, персонажа любимых произведений с просьбой о помощи; обнаружение загадочного предмета, посылки, картинки, рассматривание которого приводит к постановке проблемы. |
Изобретательская задача | Вопрос воспитателя; пояснения; опрос детей о том, какую, по их мнению, задачу необходимо выполнить, чтобы решить проблему. |
Модель изобретательской задачи | Моделирование ситуации (воспроизведение с использованием наглядных средств); обсуждение; обращение к опыту детей: не встречались ли им подобные трудности, как они с ними справлялись. |
Идеальное решение | Полилог (общие высказывания); обсуждение; поиск аналогий и подобий; обращение ко мнению детей: какое решение проблемы было бы наилучшим. |
Физическое и техническое решение. Поиск ключевого противоречия. | Внесение предложений; совместное обсуждение; совет воспитателя; опора на жизненный опыт детей. |
Анализ | Рефлексия: что понравилось, запомнилось, удивило, порадовало; вопросы к детям. |
На всех этапах используются | Художественное слово, малые фольклорные формы; сюрпризные и игровые моменты; наглядные пособия (рисунки, модели, предметы, схемы). |
Приходить к решению сообща — одно из полезных умений, которое формирует ТРИЗ
В работе с дошкольниками идеальное и физическое решение могут совпадать, чего в жизни практически не случается. Но детство — время чудес и радости, поэтому почти все проблемные ситуации заканчиваются, как и предполагалось, с отличным результатом. Исключение составляют такие специально подобранные ситуации, неполное соответствие которых идеалу служит поводом для нравственной беседы, моральных выводов.
Например, в лесу зимой заболел злой Волк. Лучшее решение: поскорее дать ему чай с малиной. Где взять ягод для лечебного чая? Их могла бы дать Белочка, но она обижена на Волка, который отобрал у неё летом корзинку с малиной. После того как Волк обещает исправиться и просит прощения, Белочка делится малиной. Моральная оценка ситуации: если бы Волк не был злым и не обижал зверят в лесу, он бы получил лекарство гораздо быстрее, ему не было бы так стыдно.
Первоначально под технологией ТРИЗ для дошкольных учреждений подразумевался комплекс упражнений и игр, в которых нужно было найти решение проблемы и прийти к результату, максимально близкому к идеалу. Но таких заданий не очень много, и чтобы разнообразить технологию, её обогатили родственными по смыслу и идее эвристическими (поисковыми) методами. Все они выполняют одинаковые задачи:
Развивают фантазию, нестандартное мышление.
Раскрывают индивидуальные способности, таланты каждого ребёнка и учат применять их на общую пользу.
Учат общаться, обговаривать ситуацию или проблему, находить верное решение и вместе радоваться результату.
Учат не бояться высказывать своё мнение, потому что иногда самое странное и необычное решение есть единственно правильным.
Стимулируют самостоятельное интеллектуальную и творческую деятельность.
Воспитывают смелость, товарищество, интерес к познавательной деятельности, любознательность и пытливость.
Системный анализ как один из основных методов ТРИЗ
Системный анализ использует ключевое понятие ТРИЗ — систему. Это объект, предмет, явление, которое состоит из подсистем-частей и объединяется с другими системами в надсистему. Системный анализ (без употребления терминов) применяют, чтобы сформировать у детей целостное представление о картине мира, закрепить знания о роли и месте каждого объекта, о связях между ними. Системами могут быть и живые существа, поэтому системный анализ широко используют на занятиях по экологии, особенно в старших группах.
Один и тот же объект может выступать и как система, и как подсистема, и как надсистема в разных рассматриваемых случаях. Это приводит детей к пониманию многообразия мира и неразрывной связи всех его составляющих.
Возьмём систему «дерево». Подсистемой будут части дерева: ствол, ветви, корень, листья и плоды. Надсистемой — лес, парк, сад. Но если мы возьмём систему «лес», то подсистемой её будут деревья, кустарники, травы, животные, а надсистемой — мир природы нашей планеты.
Систему можно рассматривать и в её движении по шкале времени. Подсолнечник в прошлом был маленьким семечком, которое посадили в землю, поливали, оберегали. В будущем подсолнечник даст много семян, из которых появятся новые растения. Так дети усваивают связь между прошлым и будущим в живой природе. Изменения неживых объектов природы, связанные со временем, проще всего проследить на примере капельки: в своём путешествии она успевает побывать частью надсистем «туча», «лужа», а сама состоит из подсистемы «вода».
На системном анализе базируется метод девяти экранов. Девять экранов расположены в определённом порядке.
Таблица: девять экранов мышления по Г. Альтшуллеру
Прошлое | Настоящее | Будущее | |
5. Надсистема в прошлом | 2. Надсистема в настоящем | 8. Надсистема в будущем | Надсистема |
4. Система в прошлом | 1. Система в настоящем | 7. Система в будущем | Система |
6. Подсистема в прошлом | 3. Подсистема в настоящем | 9. Подсистема в будущем | Подсистема |
Экраны мышления применяют так:
В работе с детьми пятого года жизни используют три экрана: система, надсистема, подсистема или система в настоящем, прошлом, будущем.
Старших дошкольников знакомят с пятью.
Девять экранов применяют в индивидуальной работе с детьми, проявляющими интерес и желание узнать больше нового.
Порядок ознакомления со всеми девятью экранами может быть произвольным. На таблице указан рекомендованный самим автором теории. В практике дошкольных заведений часто используют другую схему: в ней поменялись местами надсистема и подсистема во всех трёх временных отрезках.
В развивающей среде группы экраны мышления оформляют в виде домика с окошками, телевизора, можно заключить таблицу в нарядную рамку. Чтобы малыши заинтересовались этим пособием, его не только привлекательно оформляют, но и дают понятное и интересное название. Надпись «Многоэкранка» или «Пятиэкранка» мало что скажет детям, а будет понятна только педагогам. Лучше назовём эти экраны неординарно: «Волшебный домик мыслей», «Сказочные экраны», «Что есть, было, будет?» Ребёнок непременно спросит, что здесь написано. И мы сможем ему пояснить: этот домик (картина) придуманы для того, чтобы помогать нам мыслить, искать связи между предметами, выяснять, какими они есть сейчас, а какими были и будут.
Хорошо овладев методом системного оператора, дети и сами могут составлять цепочки из системы, подсистемы и надсистемы
Взяв в качестве системы любимого героя детворы Колобка, воспитатель может построить работу с пятью экранами в таком порядке:
Колобок в настоящем сидит на окне.
Надсистема, жилище Колобка — избушка.
Подсистема (части): туловище, глаза, рот, нос.
Прошлое Колобка — он из теста мешён.
Будущее — Колобок встретил Лису. Все этапы понятны и интересны детям, даже на пятом году жизни ребёнок может их отследить и описать.
Мышление по пяти экранам на примере любимой сказки не вызовет трудностей у старших дошкольников
Метод фокальных объектов
«Фокальный» означает «центральный», «находящийся в фокусе». Суть метода состоит в том, что для работы берутся один центральный объект и 1–2 вспомогательных. К центральному объекты, сохраняющему свои основные характеристики и форму, мысленно «присоединяют» функции и признаки второстепенных, выбранных случайно (их назовут и дети). Образующиеся объекты или явления обговаривают, придумывают, где и как они могли бы использоваться, их можно попытаться нарисовать, сочинить сказку об их приключениях, спеть песенку от имени нового персонажа.
Обыгрывание, импровизация, шутливые дополнения самого воспитателя оживят и украсят использование этого метода. Нельзя забывать, что мы имеем дело с малышами, которые всё постигают в игре.
Итак, возьмём фокальный объект «тарелка» и два случайных: «слон» и «шуба». Слон большеухий, толстоногий, с хоботом. Шуба тёплая, с пуговицами. Присоединяя эти признаки к предмету «тарелка», получим новые предметы, которым нужно найти применение, обосновать его, а также обыграть.
Таблица: пример использования метода фокальных объектов
Предмет | Применение | Обыгрывание |
Большеухая тарелка | Тарелка с большими ушами, за которые её удобно брать и переносить, как кастрюлю. | Можно слепить из пластилина и использовать в сюжетной игре. |
Толстоногая тарелка | Тарелка на ногах сама приходит, когда её позовёшь. | Можно разыграть сценку, в которой дети зовут тарелку, а она прибегает (импровизация воспитателя). |
Тарелка с хоботом | Тарелка набирает хоботом воду из раковины и сама себя моет, как слон. | Игра с водой, кукольной посудой и игрушкой-слоником. |
Тёплая тарелка | Глубокая тарелка, всегда тёплая, чтобы суп в ней не остывал. | Это можно нарисовать, выполнить в технике обрывной аппликации. |
Тарелка с пуговицами | К такой тарелке можно пристегнуть ложку и вилку на петлях, чтобы они не потерялись. | Можно придумать сказку: «Жила-была тарелка, которая очень любила своих друзей, вилку и ложку. Но они часто терялись, и тарелка грустила. И вот однажды ей встретился волшебник…» |
Идея тарелки на ножках не так уж нова, и, возможно, появилась в результате использования «фокального метода»
Морфологический анализ
Морфология — наука о строении, форме. В основу морфологического анализа положен принцип образования всех возможных вариантов решения задачи путём поочерёдного сопоставления объектов из двух и более групп, а также их признаков, свойств. Когда все варианты составлены, их рассматривают и отбирают наиболее подходящие. Если берутся только две группы, то составляется морфологическая таблица, а три и более различных групп уже образуют морфологический ящик, по аналогии с настоящим ящиком, у которого есть три измерения — длина, ширина, высота.
Использовать метод морфологического анализа можно практически в любом виде деятельности, вплоть до подготовки к занятиям, изготовления кукольной одежды и подарков малышам ясельной группы. К примеру, дети решили подарить младшим товарищам поделку — аппликацию «Цыплёнок на лугу». Они определяют, что в состав поделки будет входить фон (травка), фигурка цыплёнка, фигурка жучка на траве, три цветка. Воспитатель сообщает детям, что из материалов для поделок можно взять нитки, ткань и картон. Все эти материалы могут быть разных цветов. Образовались три группы: деталь поделки, материал, цвет. С помощью воспитателя составляется морфологический ящик (на практике его записывают в виде таблицы).
Таблица: отбор материала для поделки с использованием морфологического анализа, первый этап
Цвет/материал | Нитки | Ткань | Картон |
Синий | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Красный | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Зелёный | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Белый | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Жёлтый | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Чёрный | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Педагог озвучивает детям все образовавшиеся варианты, вычёркивая те, которые отвергаются в результате обсуждения: «чёрный цветок» (некрасиво), «цыплёнок из картона» (не будет видно, какой он пушистый). В итоге остаются приемлемые варианты.
Таблица: окончательный вариант поделки, полученный в результате морфологического анализа
Цвет/материал | Нитки | Ткань | Картон |
Синий | цветок | ||
Красный | цветок | ||
Зелёный | трава | ||
Белый | цветок | ||
Жёлтый | цыплёнок | ||
Чёрный | жук |
Дети отобрали оптимальный вариант: трава и цыплёнок будут изготовлены из зелёных и жёлтых нарезанных ниток, цветы — из красной, синей и белой ткани, а жук — из чёрного картона.
Метод морфологического анализа можно обыграть, использовав любимые детьми сказочные сюжеты. Причём не только на занятии, но и во время прогулки, в виде дидактической игры, поскольку для этой деятельности нужны минимальные материалы и оборудование.
Пример простой морфологической таблицы, в которой объединены форма и цвет
Таблица: конспект дидактической игры с элементами морфологического анализа «Загадки Рассеянного Короля» в средней группе ДОУ, составила М. В. Корж
Этап игры | Содержание этапа |
Задачи | Учить детей элементарному анализу свойств и действий объекта. Закрепить знания о человеке, его поведении, о животном мире, повадках животных, отличии людей от животных. Упражнять речевой аппарат в чётком произношении звуков. Развивать любознательность, творческое воображение, нестандартное мышление, память и внимание, чувство юмора. Воспитывать послушание, ответственное отношение к своему здоровью, любовь к родным и близким. |
Материал | Текст письма, красивый конверт, картинка с изображением печального короля. |
Вступительная часть. Сообщение темы игры. | Воспитатель показывает детям конверт. |
Ознакомление с правилами. | — В письме наверняка есть подсказка, где искать принцессу. Слушайте внимательно, не перебивайте, а когда я прочитаю, отвечайте на вопросы, и мы обязательно найдём маленькую принцессу. Будьте внимательны к другим ребятам, дайте ответить и им. |
Выполнение игровых действий | Воспитатель: |
Подведение итогов | — Рассеянный Король скоро получит наше письмо и обрадуется! Как вы думаете, дети, он потерял свою дочку или она сама ушла в лес? (Сама). Зачем же она так сделала? (Захотела поесть земляники). Но разве она правильно поступила? (Нет). Почему? (Маленьким детям нельзя убегать из дому, может случиться беда, родители будут волноваться). Правильно, ребята! Из дому нельзя уходить ни в коем случае, это опасно, кроме того, ваши родные будут очень переживать. Когда мы встретим маленькую принцессу, мы обязательно расскажем ей об этом. |
Круги Луллия
Краткому описанию жизни и трудов Раймундо Луллия Г. Альтшуллер отвёл место в своей книге «Найти идею. Введение в ТРИЗ». Луллий проповедовал идею о том, что все знания мира можно отразить в небольшом числе понятий, комбинируя их в свободном порядке. Чтобы подтвердить свою правоту, Луллий строил приборы в виде концентрических окружностей. Самая крупная конструкция состояла из 14 кругов. Круги разделялись на секторы, каждый из которых обозначался латинской буквой. Букве соответствовало понятие: «мудрость», «вечность» «доброта» и т. д. Вращаясь, круги каждый раз образовывали новое сочетание понятий. На основе их Луллий построил своё учение «Великое Искусство».
В современном детском саду используют прибор Луллия, состоящий из 2 и 3 кругов. В секции вклеивают картинки с изображением животных, предметов обихода, сказочных героев. Пары и тройки картинок, которые образуются в результате вращения кругов, объединяют в логическую связку при помощи вопросов: «Что будет, если Красная Шапочка найдёт Золотой ключик?», «Что случится, если к маме-зайчихе попадёт в нору лисёнок?» и анализируют создавшуюся ситуацию.
И морфологический анализ, и круги Луллия применяются в ДОУ в максимально упрощённом виде, тем не менее они учат малышей основам комбинаторики — раздела математики, который изучает перестановки, сочетания, перемещения и перечисления элементов множеств.
Для изготовления кругов Луллия подойдут старые виниловые пластинки: они легки и не представляют опасности для детей
Мозговой штурм и синектика
Эти методы близки между собой. Целью и того, и другого является ускорение отбора нужного решения среди множества вариантов, «вытаскиваемых» из подсознания человека.
Отличительные черты мозгового штурма:
Направлен на всестороннее рассматривание проблемы и озвучивания как можно большего числа решений.
Проводится с группой людей, обладающих знаниями в различных областях.
Не допускает критики высказываемых идей.
Не предполагает обсуждения в процессе, оно происходит после.
С детьми дошкольного возраста проводится одной подгруппой, число участников может быть различным, но желательно не более 8, поскольку большее число детей неизбежно приведёт к шуму, неразберихе, что сведёт на нет результат. Выдвинутые детьми идеи педагог кратко записывает, а после все вместе их обсуждают, выбирая ту, которая наиболее близка к идеальному результату.
Схема мозгового штурма в ДОУ:
Формулируем проблему.
Определяем цель (идеальный результат).
Вспоминаем, как решалась эта проблема раньше, в том числе в художественной литературе.
Определяем, что нужно изменить или усовершенствовать.
Генерируем идеи.
После штурма:
Дети «защищают» свои решения.
Отбирают оригинальные решения, которые можно реализовать.
Применяют идеи на практике.
Слово «синектика» переводится как «объединение разнородных элементов». Суть метода в том, чтобы сгенерировать как можно больше идей, соединяя, казалось бы, несовместимые свойства различных материалов, предметов и даже живых существ. Метод синектики был изобретён, чтобы усовершенствовать мозговой штурм. В нём разрешено:
Критиковать идеи (но не самих участников группы).
Обсуждать предложения, сразу отбрасывая явно невыполнимые и далёкие от идеала.
Создатель метода Д. Гордон выделял два вида творчества, необходимого для генерации идей:
Неуправляемое (внеоперационное), основанное на вдохновении и интуиции.
Управляемое (операционное). Оно основано на поиске аналогий.
Пониманию детей пятого года жизни доступны такие виды аналогий:
Прямая. Определяется по следующим критериям:
форма (круг — часы, тарелка, колесо);
структура (вата — облако, трава — ворс ковра);
функциональность (машина и муравей перемещают тяжести, туча и лейка поливают клумбу);
цвет (снег — вата, небо — василёк, солнце — лимон);
ситуация (мама улыбнулась — солнышко взошло);
материал (резина — шина, пупс, шапочка для бассейна).
Бывают и комбинированные ассоциации, когда проводят аналогию сразу по нескольким признакам, но дошкольникам ещё сложно их осмыслить. Им комбинирование ассоциаций подают в виде игры «Цепочка слов», когда слова объединяются в линейку не по первому слову, а по последнему: «Конфета — обёртка — шуршит — лист — дерево — лодка — река». Чем шире кругозор детей и свободнее он себя чувствуют, тем дальше по смыслу будет отстоять конечное слово от исходного.
Личная (эмпатия). В ней нужно представить себя на месте «проблемного» объекта. «Цветочек привял. посмотри внимательно, почему это случилось. Что бы ты сказал на месте цветка, о чём попросил?» Эмпатию можно направить не только на поиск творческого решения по проблеме, но и на развитие умения сопереживать, воспитание чуткости, отзывчивости.
Фантастическая. Обожаемый детьми вид аналогии. Фантазируя и наделяя объекты (и себя) нереальными свойствами, возможностями, совершая удивительные поступки, маленькие фантазёры осуществляют свои самые сокровенные мечты и желания. Применяя фантастическую аналогию, воспитатель должен ознакомить детей с главным правилом: «Не навреди и будь полезен». То есть, если ты волшебник и можешь совершать чудеса, то пусть они будут добрыми. Если герой, наделённый сверхсилой — строй дома, прокладывай дороги, туши лесные пожары, но никому не причиняй зла. Большие возможности — большая ответственность.
Аналогии окружают дошкольников повсюду: даже в сюжетно-ролевой игре они проводят аналогию между собой и взрослыми
Мониторя фантазии детей, воспитатель может обнаружить проблемы у самих воспитанников (мальчик вообразил себя огромным динозавром, наступает на игрушки, кукол, хотя ему и говорили, что они плачут; девочка представила себя феей с крылышками и заявила, что улетит далеко-далеко и не вернётся). В таких случаях следует обратиться за помощью к психологу и вместе с ним помочь малышу решить проблему, которая направляет его фантазию на нежелательный путь.
Игры по использованию прямых аналогий проводятся со старшими дошкольниками как одной подгруппой, так и в форме соревнования двух команд по типу брейн-ринга, по 4–6 участников. Игры на развитие эмпатии и фантазирование могут вводиться со средней группы с использованием соответствующего материала (знакомых сказок, стихотворений о рассказов о природе, семье, дружбе). В этих играх могут принимать участие и все дети сразу, и подгруппами по желанию.
Моделирование маленькими человечками
Этот забавный, на первый взгляд, метод был придуман Г. Альтшуллером, чтобы помочь изобретателю посмотреть на ситуацию со стороны и в то же время смоделировать идеальное решение. Например, чтобы извлечь что-то из узкой, изогнутой и длинной трубы, на помощь изобретателю приходят человечки, которые выстраиваются в цепь или верёвку с захватом на конце и осуществляют операцию. Изобретателю нужно продумать, как воплотить сделанное человечками в жизнь.
Для ребёнка представить маленьких человечков вполне посильно. У каждого из них свои особенности: одни лёгкие, умеют летать, другие тяжёлые и крепко держатся за руки, третьи имеют слабые ручки, которые просто разделить. Используя ММЧ, детям объясняют в доступной форме не только отличие газообразных веществ от твёрдых и жидких, но и другие явления окружающего мира:
Почему снег пушистый, а сосулька твёрдая?
Почему соль и сахар тают в воде быстрее, если их размешать ложкой?
Почему пахнут цветы?
Почему от горячей воды идёт пар?
Пояснения педагог сопровождает рисованием, выкладыванием изображений на фланелеграфе. Свой рассказ о человечках воспитатель должен как следует продумать. Дети могут порой задать неожиданные вопросы, и не стоит спешить отвечать на них, нужно обдумать ответ. «Птица летает потому, что у неё внутри много газообразных лёгких человечков?» — «Нет, птица летает потому, что у неё есть крылья. Ими она отталкивается от воздуха, держится на потоках воздуха, расправив крылья (парит). А воздушный шарик полон таких лёгких человечков, и потому его легко подбросить вверх».
Для моделирования изоражения маленьких человчков можно разместить на карточках, кубиках или пластиковых фишках
Использование технологии ТРИЗ в деятельности воспитанников ДОУ
Элементы теории используют ещё в младших группах детского сада. Это игры на подбор прилагательных, описание свойств предмета, «смешивание» признаков (Зайчик прыгает, лисичка бегает — сможет ли она поймать зайчика, если будет прыгать, а зайчик бегать?), на стимулирование творческой и познавательной активности.
Систематическую работу по ТРИЗ рекомендуют начинать со средней группы и продолжать в старшей. В первый год работа направлена на развитие навыков свободного общения и творчества, быстроты мышления, умения выделять главное. Детей знакомят с темами:
«Противоречия»;
«Системный оператор»;
«Метод маленьких человечков»;
«Ресурсы»;
«Сочинение загадок».
На второй год проводятся как игры, так и познавательные упражнения, рисование, аппликация, лепка по теме. Детей знакомят с приёмами фантазирования, придумывания нового объекта, рассказывания по картинке, обучают навыку классификации, отсечения лишнего.
Работу ТРИЗ строят на основе:
Органичности. Занятия и игры по теории должны быть естественным дополнением жизнедеятельности детей, а не носить характер отдельных эпизодов, которые никак не связаны с другими режимными моментами.
Использования не специально отобранных, а подручных средств. Любой материал, который находится рядом, может быть использован, если педагог знает, как именно представит его детям и на что обратит внимание.
Сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Использование сразу девяти экранов мышления возможно лишь с отдельными детьми, а фантазирование и сочинение сказок интересно всем.
Обязательного подведение итогов, анализ проделанной работы. Дошкольники, особенно старшего возраста, нацелены на результат, они могут критически относиться к своим поступкам, корректировать собственное поведение, поэтому короткий, но содержательный итог игры, занятия и творческой деятельности им важен.
Игры во всём. Системный анализатор, моделирование человечками, составление таблиц морфоанализа и прочие методы развития творческих способностей предполагают игровое оформление, это соответствует и психологии детей, и самой идее ТРИЗ: выходить за рамки обыденного, привычного. Воспитатель может использовать игрушки, куклы, переодевание в сказочных персонажей, сюрпризные моменты, шутку, загадку, рассказы о необычных событиях и явлениях. Главное, чтобы они были понятны и интересны детворе.
На занятиях по ТРИЗ никто не будет скучать
Таблица: фрагмент картотеки творческих заданий по технологии ТРИЗ в ДОУ
Название и цель | Содержание |
Обучение составлению сравнений | |
«Какой объект?» | Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета. |
«Цепочка». | Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передаётся другому ребёнку, который должен назвать один из признаков объекта и передать её следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. |
«Угадай по описанию». | Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному ребёнку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идёт речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. |
«Выбери признак, который есть у других объектов». | Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные). |
«Давай поменяемся». | Воспитатель раздаёт картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком и как его можно будет использовать (игра проводится с подгруппой в 4 – 5 человек). |
«Необычный подарок». | Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребёнок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребёнка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак. |
«Невпопад». | Ведущий называет предмет и бросает мяч ребёнку. Он называет любое действие невпопад — несвойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расчёска пищит) в реальной жизни. |
«Что такое же у другого объекта?» | Ведущий называет объект (самовар). Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?», и перечисляют признаки объекта (блестящий, дымящийся, пыхтящий). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (блестящий — монета, дымящийся — вулкан, пыхтящий — ёжик). Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ёжик». |
Обучение рифмованию | |
«Складушки — ладушки». | Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран — тюльпан, кошка — ложка и т. д. Дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки — ладушки». В среднем и старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребёнок должен подобрать рифмующееся слово. |
«Составь рифму». | Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка — синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку». |
«Составь четыре строчки смешного стихотворения». | Воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. Например, олень — тюлень, плыл — ныл. Возможное рифмование: Удивительный олень В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети. |
«Придумаем разные стишки про один предмет». | Воспитатель предлагает выбрать какой–либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил — был…». Например, объект — кошка; подбирается рифма — кошка-ложка; складывается начало: «Жила — была пушистая кошка, совсем не похожая на ложку». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то». Например, «Если бы пушистая кошка была похожа на ложку, то она не бежала, а только лежала». |
Обучения приёмам фантазирования | |
«Волшебные предметы и их хозяева». | Воспитатель предлагает набор картинок с изображением волшебных предметов (чёрный плащ, волшебная палочка, ступа и т.д.). Детям необходимо выбрать картинки, соответствующие тому или иному сказочному персонажу. |
«Фантастический рассказ». | В начале игры обсудить отдельных сказочных героев и их атрибутику. Обдумать и предсказать их изменённый образ жизни в связи с потерей этой атрибутики. Дети составляют сказку (фантастический рассказ), учитывая произведённые в сказочном герое изменения. |
«Кто внимательный?» | Воспитатель показывает картинки с изображением объектов с явно выраженными признаками «действия Волшебников» (Большого и Маленького размеров; Оживления — Окаменения и др.) и символы этих Волшебников. Дети, увидев схематическое изображение Волшебника, например, Великана, должны встать (или поднять руки вверх), а, увидев схематическое изображение Волшебника Крохи, – присесть (опустить руки вниз). |
«Что стало большим, что стало маленьким». | Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно (огромные пуговицы и маленькое пальто). Дети должны увидеть неточности и исправить их. |
«Какого Волшебника ты должен пригласить». | Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы её решить (каким лучше быть, чтобы быстро ходить; доесть невкусную кашу и т. д.). |
«Волшебник Дробления — Объединения проводит чудесные преобразования». | Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка — сам объект, а у неё есть часть — сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект — лепесток, на котором находится цветок. |
«Замри — отомри». | Ведущий называет объекты динамичные и статичные. Играющие показывают (жестом, мимикой, движением), когда они могут быть подвижны (динамичны), а когда нет (статичны). Воспитатель объясняет возможности Волшебника Оживления — Окаменения. |
«Приглашаем Волшебника Могутолько». | Воспитатель предлагает детям картинки с изображением различных объектов. Обсуждается основное назначение объекта. Приглашается Волшебник Могутолько и он ограничивает функции данного объекта. Например: шапка удерживает тепло головы; шапка, которая удерживает тепло головы только с восьми до девяти часов утра или удерживает тепло головы мальчика пяти лет. |
«К нам пришёл Волшебник Всемогу». | Ведущий называет какой -либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Всемогу. Дети описывают результаты воздействия на объект (из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть (практическое применение многофункциональной части объекта — ножка стула удерживает любой вес, проводит воду). Дают название новому объекту. |
«Волшебник Наоборот просит выполнить задание». | Ведущий (ребёнок) показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта. |
«Меняем порядок». | Обсуждение хода какого -либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий. |
«В гостях у Волшебника быстрых минут (Волшебник замедления)». | В гости к детям пришёл Волшебник быстрых минут. Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию, которая может возникнуть, если течение времени в группе ускорится (у всех один день, а в групповой комнате — 10 лет) или замедлится (у всех это — один день, а групповой комнате прошло всего 10 минут). Дети описывают, что произойдёт с ростом детей, какие изменения произойдут с живыми и нежимыми объектами, находящимися в группе (цветы, мебель, книги), что будут делать родители в такой ситуации и т. д. |
«В гостях у Волшебника, умеющего останавливать время». | Воспитатель напоминает детям, что каждый объект развивается во времени, и вместе с ним изменяется и его окружение (головастик превращается во взрослую лягушку, и в это же время изменяется само болото и живущие там жители — комары, цапли, рыбы). Далее воспитатель предлагает детям выбрать объект, описать его окружение и пригласить Волшебника, умеющего останавливать время. Детям предлагается описать, что произойдёт, если Волшебник коснётся выбранного объекта (объект навсегда останется в таком же возрасте, а все вокруг будет меняться). Обсуждение данной ситуации с позиции «хорошо — плохо». |
Обучение умению сужать поля поиска | |
«Да — нет» на загаданный объект рукотворного мира. | Ведущий загадывает предмет рукотворного мира. Дети его отгадывают. Для создания собственных классификаций (по функциональному назначению, по месту назначения, по материалу, по форме, по времени создания и т. д.) признак выбирает ребёнок. Базовый алгоритм: |
«Да — нет» на неизвестное слово. | В основании игры лежит тот же принцип вопросов и ответов. Ведущий называет слово, заведомо неизвестное детям, и просит угадать, что это такое. Например: ведущий загадывает слово «острец» (сорняк на хлебных полях). Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить «Да»: |
Обучение основным мыслительным действиям диалектического характера | |
«Маятник». | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. |
«Перевертыш». | Ведущий называет какое–либо событие и спрашивает у первого ребёнка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребёнок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребёнок объясняет, почему это так. Игра продолжается. |
«Хорошо — плохо дружит с много-мало». | Педагог предлагает детям обсудить тот или иной объект материального мира с точки зрения количества и выполнения им своей основной функции (увеличение или уменьшение количества приводит к невозможности выполнения функции объекта). Например: тысяча пылесосов в доме — не хватит электричества и ковров; тысяча пылесосов на весь мир тоже не смогут выполнить своё дело в полной мере. |
«Что произойдёт?». | Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»), дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определённую тему (например, природа, сказки и т. д.), и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. |
«Учимся у сказки». | Ведущий читает или рассказывает часть сказки или рассказа, содержащую проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приёмы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. |
Обучение установлению системных связей | |
«Мои друзья». | Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего–либо или кого–либо. Дети определяют, кто они (берут на себя роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. |
«Что было — что будет». | Воспитатель раздаёт детям большие карточки, разделённые на три части (в средней части изображён предмет настоящего, первая и третья — пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берёт какую–либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. |
«Из прошлого в будущее». | Детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребёнок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался. |
«Пирог для великана». | Воспитатель предлагает проблемную ситуацию, разрешение которой требует произведения измерения на основе сравнения с использованием ресурсов (чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, дом, палец). |
Обучение детей составлению рассказов по картине | |
Игры с «подзорной трубой». | Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине. |
«Ищу родственников». | Воспитатель предлагает детям найти «родственника» конкретному объекту по принципу: природный мир — рукотворный мир; живая — неживая природа; целое — частное; по месту нахождение; по выполняемой функции. Результат: объединение объектов в группы по разным основаниям. |
«Сравни по форме». | Воспитатель предлагает детям назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок). |
«Загадочные части». | Ведущий называет объект. У объекта выделяются части и перечисляются другие объекты, у которых имеются названные части («Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не луны». |
К нам пришёл волшебник «Я только слышу». | Дети сосредоточены на объектах картины. Воспитатель предлагает заняться поиском предполагаемых звуков и слов, имитация их. Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине, и составить связный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на этой картине». |
К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах». | Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается заняться поиском предполагаемых запахов и обозначить их словами. Игровые правила: представить запахи, присущие объектам, изображённым на картине, и составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». |
К нам пришёл волшебник «Я ощущаю лицом и руками». | Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с ними и составить описательный рассказ. Игровые правила: представить ощущения, возникшие от предполагаемого касания руками или лицом объектов на картине; составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками». |
К нам пришёл волшебник «Я пробую на вкус». | Дети сосредоточены на объектах картины с точки зрения способов и продуктов их питания. Воспитатель предлагает подыскать слова, обозначающие отношения к продуктам питания данного объекта (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный) и разных способов питания (способы питания растительного и животного мира различны). Игровые правила: разделить имеющиеся объекты на растительный и животный мир; объяснить, кто, как и чем питается. |
«В гости пришли Волшебники Времени». | Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Например: пришёл Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце — хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию с позиции «хорошо — плохо». |
«Найди самое удачное название картины». | Детям предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну или две самых подходящих и объяснить, почему, на их взгляд, это так. Особое внимание уделить логическим связкам текста. В результате должен получиться рассказ — рассуждение. |
Обучение созданию связных текстов сказочного содержания | |
«Найди героя». | Предлагается рассмотреть героя какой-либо сказки и определить его действие. Назвать, каким был герой в начале произведения, и каким стал. Например, Гадкий утёнок был беззащитным, слабым, стеснительным; стал смелым и решительным. |
«Сказка переехала». | Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (её героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать её или изобразить схематично. Жили старик со старухой у синего моря… в наши дни. Что будет просить старуха? Колобок живёт на 10 этаже с лифтом… |
«Закончи сказку». | Воспитатель рассказывает детям начало какой–либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его. |
Цит. по: http://pedlib.ru/Books/4/0264/4_0264–38.shtml#book_page_top |
Занятие по ТРИЗ в детском саду
Непосредственная образовательная деятельность по ТРИЗ длится столько же, сколько обычная НОД в каждой возрастной группе. Увеличивать длительность занятий не рекомендуется, потому что ТРИЗ требует от детей приложения умственных усилий, интенсивной мыслительной деятельности, повышенной концентрации внимания, быстрой реакции на происходящее, а это дополнительная нагрузка. Длительность занятия в средней группе не должна превышать 20 мин, в старшей — 25 мин. В середине занятия обязательна физкультминутка или упражнения на эмоциональную разгрузку, сочетающие движения под музыку, импровизацию, эмпатию. Если педагог заметил, что дети отвлекаются, не проявляют интереса к заданиям, значит, они устали, и нужно сократить занятие.
Применяться технология ТРИЗ может на занятиях различных видов:
по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений);
по экологии и ознакомлению с миром природы;
по развитию речи;
по ознакомлению с окружающим миром, социумом;
по ИЗО деятельности.
Таблица: временные рамки занятия с элементами ТРИЗ
Этап НОД | Содержание этапа | Длительность этапа в средней группе | Длительность этапа в старшей группе |
Вступительный | Сообщение темы, мотивация познавательной деятельности, сюрпризный или заинтересовывающий момент. | 1–2 мин. | 1–2 мин. |
Основной | Познавательная, поисковая деятельность, дидактические игры, беседа по теме, высказывания детей о своих умозаключениях. | 15–17 мин | 20–22 мин. |
Заключительная | Подведение итогов, обсуждение, поощрение активных детей (в средней группе хвалят всех), | До 1,5 мин. | До 2 мин. |
Таблица: конспект занятия по технологии ТРИЗ в старшей группе ДОУ «Путешествие в Город загадок», составила М. В. Корж
Этап НОД | Содержание этапа |
Задачи | Совершенствовать умения детей находить оригинальные варианты решения проблемы и отсеивать невыполнимые. Закрепить знания: о сказках, их схематическом изображении, соотношении сказки и схемы; о материалах и предметах из них; о песнях, их текстах; о животных и их названиях, особенностях поведения; о применении транспорта в разных ситуациях. Развивать мышление, внимание, память, быстроту обдумывания ситуаций, сообразительность. Воспитывать чувство дружбы, терпимости к окружающим, желание помочь, доброту, целеустремлённость. |
Материалы | Мешочек с материалами, ковёр, подушки, портреты сказочных героев, домик с иллюстрациями к сказкам, схемы сказок, четыре разноцветные коробки, магнитная доска, картинки с изображением транспорта, фигурка «удивительного животного», коробки из-под лекарств, заготовки частей тела животных, клей, салфетки, клеёнки, конверт, аудиозаписи. |
Вступительная часть | Дети заходят в группу (музыкальный зал), становятся полукругом. Воспитатель: Говорить мне не лень: — Теперь можно отправляться в путь. А на чём же мы будем путешествовать? Посмотрите, Волшебница прислала нам этот мешочек. Давайте посмотрим, какие в нём есть материалы и не сможем ли мы выбрать из них себе средство передвижения. Один, два, три, |
Основная часть | Воспитатель: Храбрый Добрыня дружит с Алёнушкой и Иванушкой. Он защищает их от Бабы-Яги. Трудолюбивый Наф-Наф подружился со зверятами из сказки «Теремок». Он научит их строить дома. Петушок подружился с Козой-Дерезой. Он накосил ей травы своей косой, и Коза обещала больше не прогонять Зайчика из дома (возможны другие варианты пар). Да, всё верно! И вот наш ковёр садится площадь в Городе загадок. Давайте посмотрим, кому здесь нужна наша помощь. (Находит конверт). Вот и первое задание от Волшебницы. Она пишет: «Дорогие ребята, на Площади Сказок живут сказочные герои, каждый в своём домике. Чтобы знать, кто где живёт, на домиках нарисованы схемы сказок. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки, умеете ли разгадывать сложные загадки. Вам нужно расшифровать схемы и угадать, кто живёт в домиках». Зелёная шкатулка. Песня «О кузнечике». Зелёные предметы в ней: огурец, трава, кузнечик. Белая шкатулка. Песня «Ах, облака». Белые в ней луна, облака и гривы лошадок. Голубая шкатулка. Песня «Улыбка». В ней есть голубой ручеёк, река (необязательный вариант) и такое же небо. Жёлтая шкатулка. «Танец утят». В ней жёлтые сами утята. Дети отгадывают, воспитатель открывает шкатулки, «выпускает песни». Когда все они свободны, звучит радостная, волшебная музыка. Уткотигрокот. Тигроутколис. Котолисоутка. Выбирается наиболее понравившееся всем. Таким же образом обсуждают, что это животное может есть, как помогать жителям Города загадок. Удивительное животное благодарит ребят, радуется, что теперь много знает о себе. Наши руки не скучают, — Берите приглянувшиеся детали и приступайте к работе. |
Заключительная часть | Воспитатель: |
ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.
Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...
Технология ТРИЗ в дошкольном образовании
Описание использования технологии ТРИЗ( теория изобретательских задач) в дошкольном образовании...
Значение методической работы в дошкольном учреждении
Значение методической работы в дошкольном учреждении...
Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деяте...
Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «ТРИЗ» в дошкольном образовании
Методические рекомендации по использованиюпедагогической технологии«ТРИЗ»в дошкольном образовании...
Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...
«Значение родного языка в дошкольном учреждении»
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетиче...