Методическая разработка
методическая разработка
Роль дидактических средств математического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabota.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Роль дидактических средств в математическом развитии детей дошкольного возраста
- Понятие «Дидактические средства математического развития»
В теории обучения (дидактике) особое место отводится средствам обучения, в том числе и математического развития, и влиянию их на результат этого процесса.
Е. И. Щербакова, ссылаясь на различных авторов дает следующее определение: «Под средствами обучения понимаются: совокупности предметов, явлений (В. Е. Гмурман, Ф. Ф. Королев), знаки (модели), действия (П. Р. Атутов, И. С. Якиманская), а также слово (Г. С. Костюк, А. Р. Лурия, М. Н. Скаткин и др.), участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения — это источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы».
Различают материально-предметные (иллюстративные) модели и идеальные (мысленные) модели. В свою очередь, материально-предметные модели подразделяются на физические, предметно-математические (прямой и непрямой аналогии) и пространственно-временные. Среди идеальных различают образные и логико-математические модели (описание, интерпретация, аналогия).
Материально-предметные модели: приборы, таблицы, диапозитивы, диафильмы и др. Идеальные: дидактические, учебные, методические пособия.
Учитывая двухсторонний характер процесса обучения, А. П. Усова предложила свою классификацию средств обучения, выделив в ней деятельность педагога и ребенка. На этом основании она разделила дидактические средства на две группы. Первая группа средств обеспечивает деятельность педагога и характеризуется тем, что взрослый ведет обучение в основном с помощью слова. Во второй группе средств обучающее воздействие передается дидактическому материалу и дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач, т. е. наглядности и практических действий ребенка с ней.
Классификация А. П. Усовой соответствует характеристике дидактических средств, которые предложены М. А. Даниловым, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным. Эти ученые под средствами понимают то, с помощью чего обеспечивается передача информации, — слово, наглядность, практическое действие.
2. Характеристика дидактических средств математического развития детей дошкольного возраста
Средства обучения обладают следующими основными функциями:
- реализуют принцип наглядности;
- репрезентируют сложные абстрактные математические понятия в доступные;
- ведут к овладению способами действий;
- способствуют накоплению чувственного опыта;
- дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью ребенка;
- увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей;
- рационализируют, интенсифицируют процесс обучения.
Функции постоянно меняются в связи с совершенствованием теории и практики обучения детей.
Дидактические средства можно разделить на следующие группы:
- комплекты наглядного дидактического материала;
- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
- пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.;
- учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.
Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально).
К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, фланелеграф, магнитная доска, мольберт, доска меловая, картины, таблицы крупные, крупные модели геометрических фигур, карточки с цифрами, знаками крупные, измерительные приборы (часы, весы, счеты), календари, слайды, диафильмы, ТСО и др.
Ко второму относятся: мелкие предметы, мелкие плоскостные изображения, карточки, наборы геометрических фигур в пеналах, цифры мелкие, счетные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.
Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы. «Цветные числа» — это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является-белый кубик — правильный шестигранник размером 1х1х1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка—единица, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия.
Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства. Наглядность в математике характеризуется тем, что внимание детей обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике; постепенно наблюдается ослабление конкретного в предлагаемой наглядности:
- натуральный предмет → изображение предмета в виде картинки → черточка → число;
- геометрическая фигура → абстрактный образ → схема, график, чертеж.
Выделяют следующие виды наглядности: натуральная наглядность (реальные предметы); изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов); математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).
К наглядному материалу предъявляют ряд требований. Он должен соответствовать возрасту детей; в нем должны быть хорошо выражены особенности предметов; изображения не должны изобиловать деталями; наглядность должна быть привлекательной для детей, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием. Хранить дидактические средства необходимо отдельно от других предметов и игрушек. При демонстрации их необходимо размещать на уровне глаз детей.
Оборудование для самостоятельных игр и занятий помещается в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему необходимо обеспечить свободный доступ детей.
Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.
К занимательному математическому материалу относятся:
- геометрические конструкторы;
- головоломки из объемных фигур;
- логические упражнения
- задачи на нахождение признаков сходств и отличий
- лабиринты
- упражнения на распознавание частей в целом, восстановления целого из частей
- задачи-головоломки с палочками
- загадки, стихи и другой литературный материал с математическим содержанием и многое другое.
Занимательный математический материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий, характер наглядности, возможность соревнования, во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал с дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее какое-либо жизненное явление, действия с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию — все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя многие ее элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер.
Занимательный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.
Исследования свидетельствуют о доступности отдельных математических занимательных задач с 4—5 лет. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, они предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Сейчас повсеместно наблюдается тяга детей к интеллектуальным играм и игрушкам. Это стремление следует шире использовать в работе с дошкольниками.
3. Подборка дидактических средств по формированию математических представлений для старшей группы
Методические пособия:
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет).
- Математика в детском саду. Автор В. П. Новикова
- Математика в детском саду. Сценарии занятий: 5-6 лет.
- пособия для обучения детей счету;
- пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
- пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
- пособия для упражнения детей в ориентировке во времени.
- пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
Рабочие тетради: Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Математика для дошкольников: Старшая группа.
Наглядно-дидактические пособия: плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».
Наглядно-дидактические пособия
Математика в детском саду. Комплект демонстрационного материала.
К демонстрационным материалам относятся:
- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —,
- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;
- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;
- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
- карточки и таблицы;
- модели («числовая лесенка», календарь и др.);
- логические блоки;
- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
оборудование для проведения дидактических игр;
- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).
Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.
Математика в детском саду. Комплект раздаточного материал: 5-7 лет.
К раздаточным материалам относятся:
- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;
- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;
- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
- таблицы и модели;
- счетные палочки и т. д.
Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений.
Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей.
Оборудование для самостоятельных игр и занятий:
- специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
- разнообразные дидактические игры (настольно-печатные и с предметами), развивающие, шашки, шахматы;
- занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д.;
- отдельные дидактические средства: логические блоки 3. Дьенеша, палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские компьютеры и др.;
- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Учебно-познавательные книги, учебные наглядные пособия для детей
- книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников: различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии;
- книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций: разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий.
Пособия и книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Задания в книгах представлены в порядке усложнения.
Учебные наглядные пособия, рабочие тетради
Занимательный материал
- геометрические конструкторы («Танграм», «Пифагор»), в которых с набора плоских геометрических фигур нужно сделать сюжетное отображение на основе силуэтного контура узора или по замыслу;
- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
- логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
- шашки, шахматы;
- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например, «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
- задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
- лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например, «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);
- задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);
- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
- задачи в стихотворной форме; задачи-шутки и т. д.
Список используемой литературы
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.
2. Михайлова 3. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 376с.
3. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. —— М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
4. Фрейлах Н. И. Методика математического развития. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. — 208 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....