Применение технологии ТРИЗ в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_v_ekologii_klepikova.pptx | 1017.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», который предлагает педагогам уделять большее внимание вопросам понимания самоценности природы, осознание ребёнком себя как части природы, понимания того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, т. е. происходит «Экологическая цепная реакция». ( Концепция была утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года [6, 39])
Цель. Формирование у детей начал экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение средствами ТРИЗ-технологии.
1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире. 2. Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе 3. Развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее. 4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей . Задачи
Программа ТРИЗ по экологии состоит из 4 разделов 1 раздел. Мир вокруг нас 2 раздел. Живая природа 3 раздел. Неживая природа 4 раздел. Планета наш дом и мы хозяева в нём
Методы ТРИЗ - технологии
Метод противоречий На тризовском языке это звучит так: противоречие – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого. «Хорошо-плохо» «Наоборот» «Где прячутся противоположности?» «Объяснялки» «Чем был - чем стал»
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Четыре шага: 1. Постановка задачи. 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей. 4. Принятие решения.
МФО, план действий: Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект) Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо» Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. Метод фокальных объектов
Типовое фантазирование или метод эмпатии Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновения – в чувствование в переживание другого человека.
Морфологический анализ
Метод аналогий или синектика
Системный оператор или Волшебный экран
Метод моделирование маленькими человечками
Круги Луллия " Кто где живёт?" "Кто что ест?" "Мамы и их детёныши" «С какого дерева лист и плод?»
Театрально-игровая деятельность Этюды на память физических действий Этюды на характерность
Положительные стороны ТРИЗ У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. - ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. - ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Вывод: Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми .
Красота природы таится во всем, что нас окружает – и в солнечном дне и ласковом море, которое плещется у нас под ногами. В буйной зелени, в которой утопают сады летом. Но так же красива зима – с ее бесконечными вьюгами и морозом. Сколько совершенства и тончайшей красоты в одной-единственной снежинке! А осень? Обласканная солнцем и омытая дождями, то грустная, то ворчливая, то нежная, то угрюмая… Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека. М. Твен (американский писатель)
Используемая литература: 1.Т.А. Сидарчук, С.В. Лелюх «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» (технология ТРИЗ); 2. Т.А. Сидарчук, С.В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» (технология ТРИЗ); 3. С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Все игры, ситуации по развитию творческого воображения мы используем как на занятиях, так и в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....
Использование технологии МНЕМОТЕХНИКИ в экологическом воспитании детей дошкольного возраста".
1.Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.2.Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей.3.Способствовать развитию ме...
Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существу...
Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»...
Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Квесты – это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки, разговаривать с различными персонажами в игре и т.д. Подробное описание поз...
«Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
ТЕМА ПУБЛИКАЦИИ: «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» (сертификат)...
Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
Целесообразное и интегрированное использование компьютерных прикладных программ, наряду с традиционными методами системы педагогического воздействия, при работе с детьми дошкольного возраста, повышает...