Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Опыты с воздухом»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Опыты с воздухом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod._opyty_s_vozduhom.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Опыты с воздухом»»
Подготовила и провела воспитатель:
Томилина О.А.
Цель образовательной деятельности:
Систематизация знаний о воздухе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидимый, легкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Способствовать у детей познавательного интереса;
Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
Развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром;
Проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;
Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
Изготовление корабликов с парусами, вееров.
Словарная работа: юные экологи, лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные палочки, мыльные пузыри – по количеству детей; игрушки резиновые, надувные, плотные, и полые; подносы – 2 штуки; кораблики из пенопласта с бумажными парусами; тазики с водой; веера (по количеству детей); таблички с названием опытов.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте ее.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные экспериментаторы».
Дети переходят в лабораторию.
Воспитатель: Мы собираемся делать опыты с воздухом. А где же он? Ребята, вы не видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, мы его не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель: Да, воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами можете убедиться.
Опыт № 1
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как думаете, почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертный» воздух?
Предположения детей.
Правильно в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.
На столе лежат игрушки. Вам – юным экспериментаторам – задание: нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.
Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, - этот предмет может утонуть.
Опыт № 2
Дети переходят к следующему столу.
Воспитатель: Следующее задание юным экспериментаторам. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в банку. Стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает вода в стакан?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Предположения детей.
Вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.
Опыт № 3
Воспитатель: Юные экспериментаторы продолжают опыты: снова опустите стакан в банку с водой, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Откуда они взялись?
Предположения детей.
Вывод: в стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, и вода занимает его место.
Воспитатель: Мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
Опыт № 4
Воспитатель: Юным экспериментаторам задание: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Дети выполняют.
Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Ребята, Какие пузырьки еще можно пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Предлагаю юным экспериментаторам пускать мыльные пузыри.
Опыт № 5
Дети пускают мыльные пузыри под музыку.
Воспитатель: Они такие красивые, разноцветные, легкие! Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Вывод: мы выдыхаем воздух. Значит, воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Как в нас попадает воздух?
Все люди дышат через нос. Ребята, ребята покажите, пожалуйста, как дышат ваши носики.
Проводится дыхательная гимнастика.
Опыт № 6
Воспитатель: Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Следующее занятие юным экспериментаторам. Перед вами лежат бумажные салфетки. Нужно взять салфетки двумя пальчиками и поднести ко рту. Дыши ровно, спокойно.
Дети выполняют.
Вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как листочки на деревьях. Мы с вами говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился в нашей лаборатории?
Вывод: вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался, и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт № 7
Воспитатель: Вот наши кораблики, которые мы делали на прошлом занятии. Вы помните, я обещала, что мы будем пускать их по воде. Возьмите каждый свой кораблик и пускайте в тазик с водой. Медленно дуйте на кораблики. Что получается?
Вывод: кораблики плавают. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Опыт № 8
Воспитатель: Ребята, сейчас мы дули на кораблики, и воздух их толкал. А если не дуть, как еще можно создать ветер?
Предположения детей.
Задание юным экспериментаторам: попробуйте устроить ветер с помощью веера. Помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: А если веерками помахать на кораблики, что будет?
Вывод: мы машем веером, гоняем воздух, получается ветер, и кораблики плавают.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух пахнет?
Ответы детей.
Подойдем поближе к двери и понюхаем. Чем это пахнет? Верно, это наши повара нам готовят обед.
Вывод: воздух движется и доносит запахи до наших носов, хотя сам запах воздуха не имеет. Если мы откроем форточку к нам поступит поток свежего воздуха. На свежем воздухе и движется легко. В этом мы с вами убедимся во время прогулки.
Воспитатель: Сегодня мы знакомились со свойствами воздуха. Завтра сделаем на аппликации «Путешествие на воздушном шаре».
Используемая литература:
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н.В. Нищева. – СПб.: «Детство – Пресс», 2013. – 320.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Опыты с водой и воздухом»
Как с помощью опытов можно углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов, как можно побуждать детей применять разнообразные...
Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»
Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "Опыты с воздухом"
Все дети по своей природе любознательны. Опыты им помогают развивать любознательность, наблюдательность,и мыслительную деятельность....
Образовательная деятельность в подготовительной группе: «Опыты с кока-колой»
Что же скрывает в себе Кока-Кола? Её секреты можно узнать, проведя опыты! Опытно- экспериментальная работа с детьми подготовительной группы....
Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом».
Задачи:1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью экспериментирования с неживой природой, знакомить со свойствами снега и льда.2. Обучать детей способам исследования окружающе...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом»
Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце» @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...