ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ
статья
Работа по воспитанию патриотических чувст старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
86_kambaratova.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ
Камбаратова О.Н. воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 229 «Дельфин»,
г. Нижний Новгород
Аннотация. Автор статьи раскрывает вопросы воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным Нижегородским краем. Автор рассматривает методы воспитания любви к родному городу как одно из основных средств воспитания патриотических чувств. Статья содержит описание системы работы. В статье приводятся результаты диагностики уровня развитие патриотических чувств детей до и после проведения системы работы по воспитанию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным Нижегородским краем.
Ключевые слова: патриотические чувства, методы воспитания, ознакомление с окружающим миром
EDUCATION OF PATRIOTIC FEELINGS OF CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE ON THE MATERIAL OF FAMILIARIZATION WITH THE NATIVE LAND
Kambaratova O.N. educator,
Kindergarten № 229" Dolphin,
Nizhny Novgorod
Abstract. The author of the article reveals the issues of raising patriotic feelings of older preschool children on the material of familiarization with their native Nizhny Novgorod Territory. The author considers the methods of raising love for his native city as one of the main means of raising patriotic feelings. The article describes the system of operation. The article presents the results of diagnostics of the level of development of patriotic feelings of children before and after the work system for raising patriotic feelings of children of older preschool age on the material of familiarization with their native Nizhny Novgorod Territory.
Keywords: patriotic feelings, methods of education, familiarization with the surrounding world
Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д.С. Лихачёва о том, что: «…любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Сегодня – день ответа на вопросы: Как быть? Что делать для того, чтобы вернуться к истокам, корням, традициям, культуре своего народа, патриотизму?
Мы попробовали использовать ознакомление с родным краем в воспитании начал патриотизма.
Тема нашей работы соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие». С мая 2018 года мы работаем углубленно над данной темой.
На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.
Цель работы: воспитание начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным краем.
Для достижения цели были поставлены задачи.
1) Формировать представления об особенностях места жительства детей.
2) Познакомить детей с историей названия улицы и района, с историей города, архитектурными особенностями, достопримечательными местами.
3) Воспитывать у детей желание любить свою улицу, свой район, свой город.
Этапы работы
1.Подготовительный (анализ литературы, обследование развития патриотических чувств, анкетирование родителей, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, создание системы занятий по развитию патриотических чувств старшего дошкольного возраста). (август - сентябрь).
2. Основный (организация взаимодействия с воспитанниками по реализации занятия, организация взаимодействия с родителями) (октябрь – апрель).
3. Итоговый (повторное обследование особенностей патриотических чувств, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май)
На подготовительном этапе было проанализировано развитие патриотических чувств детей по методике Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой, М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» []. Основные методы, который мы использовали – это индивидуальный опрос, беседа, наблюдение, как в организованных формах, так и в самостоятельной деятельности. Обследование помогло нам выявить показатели роста каждого ребёнка, целенаправленно спланировать работу содержание педагогического процесса, выбрать формы и методы работы с детьми, специалистами и родителями.
Анализ результатов обследования показал, что у большинство детей (50%) формируются умения и точка роста (40%). Эти дети не знают названия страны, города, своего адреса, но узнают флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знают названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, так же плохо знают содержание былин, имеют слабые представления о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси, не используют в речи малые фольклорные формы.
Развивающая предметно - пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности. Мы создали естественную комфортабельную рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные альбомы семейные, иллюстрации о районе, Сормовском районе, городе. Приобрели настольные игры, направленные на патриотическое воспитание: «Путешествие по городу», «Моя улица». Сделали лепбук по типу Матрешки – 3 коробки: первая – Нижний Новгород, 2 – Нижегородская область, 3 – Россия. Используя их, дети могут легко рассказать о городе, о стране, о культуре.
Наблюдения показали, что дети очень любят смотреть альбомы о Нижнем Новгороде, семейные альбомы, играть в игры с лепбуком.
Свою работу по воспитанию патриотических чувств у детей мы разделили на следующие этапы:
- Я и моя семья
- Наш детский сад
- Сормовский район
- Мой город.
На первом этапе были поставлены следующие задачи.
1) Воспитывать желание познать себя, свои способности и возможности.
2) Формировать умение понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
3) Воспитывать уважительное отношение к своим близким.
Для решения этих задач обогатили развивающую пространственную среду группы. Оформили семейную фотовыставку, где дети с родителями выбирали интересные фотографии, а в садике дети вместе с воспитателями наклеивали и оформляли их. Приобрели плакаты о строении человека, о хороших и плохих манерах. Алеша А., Саша К., Настя Р. и другие дети приносили иллюстрации, вырезки из газет и журналов на эту тему. В занятия по социальному миру включали содержание по строению человека, его потребностям, условия существования, дружеским отношениям, охране здоровья; использовали этот материал в индивидуальной работе и в режимных моментах. Психолог проводила занятия по социально-эмоциональному развитию с использованием различных игр: «Ребенок дня», «Изобрази прочитанное», «Похвали соседа». Дети выражали свои чувства и эмоции, показывали свое отношение к прочитанному, к соседу по игре. Однажды, на занятии, дети выделяли положительные качества у Насти В., без помощи педагога, они дали разные варианты ответов: Алена Д. сказала, что с Настей интересно играть, Рита Н. отметила, что она веселая, а Денис Ш. добавил, что Настя В. очень симпатичная девочка и красиво одевается. Подобные игры включали в свою деятельность не только педагоги группы, но и различные специалисты (физической культуры, педагог психолог, музыкальный работник).
Задачами второго этапа стали.
1) Формирование представления ребенка о детском саде, как о первой общественной среде.
2) Воспитание уважения к сотрудникам детского сада и их деятельности.
3) Воспитание культуры общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Сегодня мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, и поэтому в настоящее время проводим самые различные праздники: календарные, поэтические, религиозные. Очень интересно у нас проходят «зимние Святки» - это и празднование Нового года, и Рождества, и колядование, и гадание. Дети наряжаются, надевают различные маски. Сколько выдумки, мастерства в их нарядах, которые готовят мамы и бабушки! Все сотрудники детского сада принимают участие в праздновании, детей встречают традиционными словами, угощают. Интересно на празднике и погадать! «О чем говорится, то и сбудется!» Радостные, со счастливыми предсказаниями, сладким угощением, идут на застолье в «русскую избу. Настоящий праздник, в настоящей избе, с настоящим вкусным угощением.
А кто не любит слушать сказки? Сказки передают от поколения к поколению нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит народ. Дети любят слушать сказку, но гораздо интереснее услышать ее от бабушки Варварушки. И мы решили порадовать детей! Сделать неделю театра в детском саду. За осень 2019 года мы подготовили для показа сказку "Гуси - лебеди". Показывали сказку сначала младшим, потом средним группам. Театрализация элементов сказок и сцен использовалась на музыкальных праздниках. На осеннем празднике дети играли месяца Осени - Сентябрину, Октябрину и Ноябрину. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо.
Задачи третьего этапа мы определили таким образом.
1) Формировать представления об особенностях места жительства детей.
2) Познакомить детей с историей названия улицы и района.
3) Воспитывать у детей желание любить свою улицу, свой район.
Для решения поставленных задач оформили фотовыставку с изображением зданий нашей улицы, повесили план застройки улицы. Детям было интересно найти свой дом. Вместе с детьми было принято решение сходить на виртуальную экскурсию по улице, где рассматривали особенности строения общественных зданий: библиотека, магазин «Горьковские товары», приют, детский сад, магазины, школа, и находили сходства и различия жилых домов. На следующий день, после этой экскурсии, Ваня Н. принес план фасада своего дома, у остальных детей появилось желание нарисовать свой дом, свою улицу, что и было сделано на занятии по рисованию.
Владик Ш. заинтересовался названием улицы. Вскоре мы получили небольшую информацию от Андрея П, что Н.А. Зайцев - конструктор судов на подводных крыльях. Чтобы узнать историю жизни инженера-конструктора, дети предложили сходить в библиотеку, где нам рассказали биографию Н.А. Зайцева, познакомили с историей его фамилии, показали суда, разработанные им.
Для того чтобы познакомить всех желающих с историей названия улицы, бабушка Саши К. помогла оформить стенд, который с удовольствием читали и родители, и педагоги. Чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их в изучении истории района, была сделана карта районов города, где каждый район выделялся по цвету. Детям понравилось, что наш район расположен на берегу Волги. Собрали открытки с достопримечательными местами района и близлежащими предприятиями («ЗКПД - 4», «Бумснаб», завод «Красное Сормово», Сормовская кондитерская фабрика)
Основными задачами четвертого этапа мы поставили.
1) Познакомить детей с историей города, архитектурными особенностями, достопримечательными местами.
2) Воспитывать любовь к родному городу.
Что сделать, чтобы детям было интересно узнать историю своего родного города? Оформляли сообща (педагоги, родители, дети) альбомы о городе и Кремле, собирали значки с различными кремлевскими башнями, гербом города. Детям стало интересно узнать, почему герб города – олень? Саша К. рассказала легенду о Коромысловой башне, всем захотелось увидеть Кремль. А где он находится? Мама Марины Н. принесла карту города, и дети определили, что очень далеко ехать. К великой радости, снова, родители помогли с организацией виртуальной экскурсии. И вот мы как в Кремле. Поднимались на кремлевскую стену по необычной лестнице, крутым ступенькам, смотрели на кремлевские башни и необозримые дали родной природы, слушали, затаив дыхание, легенды о Коромысловой и Часовой башнях.
Детей впечатлили мощь и красота Кремля до такой степени, что своими впечатлениями они делились не только дома, но и рассказывали друзьям, соседям по дому. Эти рассказы, записанные родителями, стали основой создания книги о Кремле. На занятиях по изобразительной деятельности дети оформили общую газету со всеми башнями Кремля. В индивидуальных работах нарисовали свои любимые места, башни, которые им особенно понравились. Ксюшу Б. впечатлили легенды о Коромысловой башне, она знает три легенды о ней. Вере И. запомнилась Ивановская башня, потому что она самая большая и похожа на ее фамилию.
Нижегородский Кремль – это священное место нашего города; хранитель памяти о патриотических делах нижегородцев. После виртуальной экскурсии Денис А. предложил построить Кремль из конструктора и сделать выставку оружия. Затем дети стали экскурсоводами, сначала для младших детей, а затем для своих родителей, которым было очень интересно услышать историю Кремля из уст любимых деток.
Анализ результатов обследования детей в феврале месяце показал, что 80% находятся на сформированном уровне.
Анализ наблюдений за поведением показал, что дети :
- Знают название столицы, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города; знают и узнают флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта
- Поняли, что они стали в садике старшими, поэтому дружнее играют, внимательно относятся друг к другу и стараются проявить заботливое отношение к младшим.
- Стараются сделать жизнь в садике еще интереснее и разнообразнее. Для родителей и малышей показывали спектакль, заходили наряженные в гости вовремя “Колядок” и на “Масленицу”, катали на санках, делали. Они делают поделки и игрушки для малышей, например, “Валентинки”,“Мартнички”, приходят помогать одеваться на прогулку, играют с ними в сюжетные игры.
- Они узнали биографию Н.А. Зайцева, чье имя носит улица, на которой находится детский сад.
- Дети познакомились с историей и жизнью района, поняли необычные названия улиц района, увидели некоторые достопримечательности города.
- Дети с нетерпением ждут наступления весны, наблюдают, когда растает снег, чтобы пойти на любимую поляну, очистить ее от зимнего мусора и посадить на память деревья и кустарники.
- Родители стараются помочь детям в их начинаниях, они стали активными помощниками педагога в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Список литературы
- Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург: издательство “Детство-Пресс” 2006, 304с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М.: Творческий цент Сфера, 2007 г.,208с.
- Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В., Вощинская Н.А., Фролова Т.А., Колесова Н.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж,2005 205 с.
- Новицкая М.Ю. Наследие патриотического воспитания в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003, 200 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 с. (Правовая библиотека образования)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом
Знакомство детей с родным городом, достопримечательностями...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...
Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Ведущая педагогическая идея Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХАЙТИНСКОЙ РОСПИСЬЮ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВКАК УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХАЙТИНСКОЙ РОСПИСЬЮ)...