Современные педагогические технологии в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Сергеевна

Современные педагогические технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_v_dou.docx523.28 КБ

Предварительный просмотр:

Савченкова Елена Сергеевна, 

воспитатель МБДОУ ДСКВ №22

г. Ейск МО Ейский р-н

Современные педагогические технологии в ДОУ.

Педагогическая технология – это совокупность                  психолого-педагогических         установок, определяющих       специальный набор и  компоновку форм,         методов, способов,        приемов обучения,            воспитательных средств; она есть организационно-методический                инструментарий            педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Современные педагогические технологии – это не только совокупность методов, приёмов и способов обучения, но и наличие чёткой педагогической цели, последовательно выстроенных шагов на пути к достижению цели и, так же, наличие определённых педагогических знаний и приложение определённых педагогических усилий.

Существуют различные группы педагогических технологий. Ряд исследователей предлагает собственные классификации педагогических технологий, которые понимаются ими, в основном, как технологии обучения.  [3; 8] Классификаций педагогических технологий: по содержанию образовательного процесса, по целям образовательного процесса, по направлениям модернизации образовательного процесса.

Но независимо от того, к какой классификации относится педагогическая технология, любая из технологий  имеет определённую структуру, которая включает в себя пять компонентов: целевой (служит для постановки цели); концептуальный (составляет методологическую основу технологии); содержательный (содержание педагогического материала);  процессуальный (стадии и этапы педагогической деятельности, применяемые в конкретной технологии); диагностический (включает в себя разработку методик для измерения достижения целей).

Так чем же отличается педагогическая технология от методики?

Во-первых, педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить?», а методика – на вопрос «Чему учить?» и «Зачем учить?»

Во-вторых, педагогическая технология предполагает разработку содержания и способов организации детской деятельности.

Педагогические технологии, применяемые в ДОУ имеют, свою специфику, так как образовательный процесс в ДОУ направлен на воспитание и развитие ребёнка. Когда педагог полностью овладевает умением правильно применять и использовать педагогическую технологию, то для него на первое место становится саморазвитие ребёнка. Для того, чтобы педагогу овладеть умениями применять педагогические технологии, ему необходимо развить в себя профессиональные качества личности, которые помогут педагогу отстаивать права ребёнка на всех уровнях педагогической деятельности. [1; 12]

Таким образом, педагогическая технология в умелых руках педагога, способна научить ребёнка осознавать своё «Я».

И так, остановимся на технологии, которая, ан мой взгляд, в последнее время применяется в ДОУ наиболее часто. Это технология исследовательской деятельности дошкольников, основоположником данной технологии является Джон Дьюи – филолог, психолог, педагог.

Цель исследовательской технологии  в ДОУ – сформировать у детей способность к исследовательскому мышлению. Содержание познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ представлено в схеме 1

Схема 1

C:\Users\Я\Desktop\IMG_20201105_095213.jpg

И так, проанализировав вышесказанное и поняв, что педагогическая технология, в первую очередь отвечает на вопрос «Как учить?», мы можем составить алгоритм, применительно к данной технологии, который поможет нам увидеть каким умениям необходимо научить детей. Необходимые умения представлены в схеме 2.

Схема 2

Таким образом, технология исследовательской деятельности представляет собой способность детей к экспериментированию. Эксперимент развивает в ребёнке способность анализировать, синтезировать, классифицировать, стимулирует познавательную активность и существенно повышает качество восприятия учебного материала. Однако эксперимент в ДОУ должен отвечать определённым требованиям:

  • Простота и бесперебойность в работе оборудования;
  • Яркая видимость изучаемого;
  • Возможность участия ребёнка в эксперименте.

C:\Users\Я\Desktop\IMG_20201105_100017.jpg  C:\Users\Я\Desktop\IMG_20201105_095623.jpg

Методы и приёмы, применяемые в технологии исследовательской деятельности:

  • Эвристические беседы;
  • Постановка и решение проблемных ситуаций;
  • Наблюдения;
  • Моделирование;
  • Опыты;
  • Фиксация результатов;
  • Обучающие и развивающие ситуации.

При применении технологии исследовательской деятельности следует учитывать психо-физиологические способности и потребности ребёнка, необходимость к обращению его жизненного опыта, применение интегрированности, взаимный интерес взрослого и ребёнка, и конечно же, построение взаимоотношений  в форме сотрудничества.

Таким образом, в основе технологии исследовательской деятельности в ДОУ лежит поисково-исследовательская активность, которая формирует способность к поисково-исследовательской деятельности, что  в результате запускает процесс саморазвития ребёнка и осознание им своего «Я».

Список использованных источников.

1.Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г.  Современные педагогические технологии в ДОУ. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2011.

2.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М.,  2010.

3.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...