«Развитие творческих и конструктивных способностей у детей с ОНР средствами конструирования из бумаги»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22
города Ейска муниципального образования Ейский район
«Развитие творческих и конструктивных способностей у детей с ОНР средствами конструирования из бумаги»
Воспитатель:
Савченкова Е.С.
Направление: художественно - эстетическое развитие(конструирование из бумаги)
Группа: старшая компенсирующей направленности
Дата начало работы над темой: сентябрь 2020г.
Дата окончания работы: май 2022г.
Цель:
- повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно - эстетическому творчеству;
- создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к оригами с учетом требований ФГОС;
- формировать у родителей и педагогов значимости конструирования из бумаги.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- изучить литературу по данной теме;
-творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников;
- формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей 5-6 лет посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности;
- разработать и составить конспекты занятий художественно - эстетического направления с использованием техники оригами;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- привлечь педагогов к использованию приемов оригами.
Для реализации поставленной цели в работе с детьми определены следующие задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения техники оригами, с видами и свойствами бумаги;
- изучить базовые формы (треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, двойной треугольник, блинчик); - формировать умение ориентироваться на листе бумаги: вверх, низ, стороны, углы, сгиб;
-закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
- обучать детей складывать поделку по простым схемам, по памяти и используя свой полученный опыт в умении составлений тематических композиций;
- учить детей дополнять работы в технике оригами аппликацией, рисованием, создавать тематические композиции;
Развивающие:
- развивать координацию тонких движений пальцев;
- способствовать развитию логического мышления, умения в точной последовательности выполнять задание, пространственного и творческого воображения; художественного вкуса;
- развивать выразительность устной речи, обогащать словарный запас детей, умение выражать словами действия, которые выполняет с бумагой;
- формирование художественно-творческих умений.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные качества детей, потребность и способность к сотрудничеству;
- формировать навыки бережного и экономного отношения к материалу;
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
- воспитывать усидчивость, старательность, стремление к положительному результату;
- воспитывать эстетический вкус, умение украшать свою поделку, аккуратность при выполнении работ.
Форма работы с детьми:
фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Приёмы и методы:
• Словесный
• Практический
• Наглядный
• Продуктивный
• Проблемный
• Частично-поисковый
• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей интерес к художественному творчеству;
- привлечение детей к выполнению поделок из бумаги по технике оригами;
- положительная динамика показателей сенсорного развития детей и художественного вкуса;
- использование методов оригами другими педагогами.
У педагога формируются следующие основы педагогического мастерства:
умение анализировать научно-методическую литературу;
умение применять полученные знания на практике;
активизировать творческие способности и делится опытом с другими педагогами.
Пояснительная записка
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает разные виды художественно-эстетической направленности. Одним из видов такого направления является оригами - создание фигурок из бумаги - доступный и универсальный материал для ребенка в художественном конструировании.
Поскольку целью современного образования, в соответствии с ФГОС, является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, то занятия оригами в развитии детей имеют огромное актуальное значение.
Это интересное и доступное им искусство. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, способствует формированию пространственного воображения, развивает память, активизирует мыслительные процессы, способствует концентрации внимания и самодисциплине. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Использование занятий по складыванию из бумаги способствует развитию индивидуальных творческих способностей.
Занятия оригами занимают малую часть в программе воспитания и обучения в детском саду, поэтому автор остановилась на выборе данной работы, поскольку оригами способствует разностороннему развитию детей.
Последовательная и целенаправленная реализация данного плана будет способствовать более успешной подготовке ребенка к процессу обучения его в школе.
В процессе складывания из бумаги птиц, животных, цветов и использование художественной литературы у ребенка дошкольного возраста формируются такие качества как понимание, доброта, любовь ко всему живому; знакомится с растительным и животным миром.
Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги «как сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определенной последовательности, закрепляют приемы вырезания декоративных элементов, учатся склеивать их и скреплять на поверхности поделки.
Овладение дошкольниками приемами конструирования различных поделок из бумаги дает возможность организовать работу по созданию сюжетно-тематических композиций на плоской основе, панно, ширмы или объемных изображений в виде декорации и фигур для настольного театра.
В изготовлении тематических композиций очень важен эффект, когда каждый ребенок, принимая участие, активно вкладывает свой опыт в общее дело и видит возникшую на глазах сложную фигуру, сделанную усилиями многих людей, в том числе и его, а это формирует чувство коллективизма.
Занятия оригами дают возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх инсценировках, в оформлении группы, уголка, праздников, а так же в изготовлении сувениров, открыток.
Данный план художественно-эстетической направленности (оригами) предполагает проведение занятий в старшей группе, которые учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей, 1 раза в неделю по 20 минут.
В течение года предусматриваются итоговые мероприятия, которые могут проводиться в самой разнообразной форме: выставка, беседы.
План реализации программы по самообразованию.
№ | Этапы | Сроки проведения | Содержание деятельности | Форма отчета |
1 | Подготовительный | Сентябрь 2020 г. | Чтение методической, педагогической ипредметной литературы; ознакомление в печатных изданиях с новыми подходами по теме, обзор в интернете информации по теме самообразования. Анализ найденной информации | Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей у детей»; «Что такое оригами» |
2 | Аналитико- диагностический | Октябрь ноябрь 2020 г | Проведение диагностирования по теме (дети, педагоги, родители) в области развития художественного творчества посредством оригами). Разработка календарно –тематического планирования, конспектов занятий по конструированию из бумаги. Выяснить актуальность темы в условиях ДОУ. | 1.Анкеты по данной теме среди педагогов в группах младшего и среднего возраста. 2. Создание альбома «Оригами». 3. Создание художественно – творческого центра (схемы конструирования из бумаги, бумага в доступном использовании) |
3 | Основной | Декабрь 2020г. | Изучение условий реализации, основных базовых форм оригами, ознакомление детей с историей возникновения и развития искусства оригами. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. | 1.Выставка детских работ. 2.Пополнить «методическую копилку» материалом по данной теме |
Январь, февраль, март 2021 г. | Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по художественно-эстетическому творчеству. | 1.Оформление родительского уголка, информация для родителей. 2. Система занятий по конструированию из бумаги детей старшей группы. 3. Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) 4. Участие в конкурсах, размещение опыта и материала на сайте. | ||
Апрель 2021 г. | Обобщение и распространение опыта среди педагогов ДОУ. | 1.Привлечение родителей к выполнению работ в технике оригами. 2.Консультация для педагогов, мастер-класс, презентация опыта работы для воспитателей групп младшего и среднего возраста. 3.Выставка детско-родительских работ. | ||
4 | Заключительный | Май 2021г | Провести исследование по результатам усвоения техники оригами. Анализ результатов исследования. Папка-передвижка для родителей и детей (поиск интересной информации о конструировании из бумаги). | 1.Итоговая диагностика эффективности педагогических воздействий по конструированию из бумаги. 2.Оформить фотоотчет для родителей по использованию техники оригами. |
План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год | ||||
1 | Подготовительный | Сентябрь 2021г. | Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание включаться в творческую активность. | Мастер - класс для родителей |
2 | Аналитико- диагностический | Октябрь-ноябрь 2021г. | Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества Из различных материалов в том числе бросового. | Организация фото-выставок |
3 | Основной | Декабрь 2021г – апрель 2022г. | Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества Из различных материалов в том числе бросового. Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач. Совершенствовать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание включаться в творческую активность. | Пополнение материала и пособий Консультация для родителей «Разнообразие ручного труда и его влияние на развитие творческих способностей ребенка» Выставки детских поделок для родителей Консультация: Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей» |
4 | Заключительный | Май 2022г. | Анализ результатов проекта | Выставки детских поделок для родителей |
Список используемой литературы
1.Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет.М.: Сфера,2016. - 128 c.
2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 168 c.
3.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера,2015.- 240 c.
4.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М.,2009.272 с.
5.Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. -2008. №17, 18 (233).
6.Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. -2004.№ 10.
7.Пойда О. Детское творчество. Для детей 4-5 лет.М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 813 c.
8.Сивцева И.А. Конспекты уроков по художественному конструированию. 1 класс. М.: Владис,2006- 112 c.
9.Удовиченко Н.Л. Конструирование из бумаги. Игрушки-подарки. Для детей 3-5 лет.М.: Сфера, Кругозор, 2013. - 718 c.
10.Уотт Ф. Академия детского творчества М.: Робинс, 2013. - 128 c.
11.И.В. Рябкова, О.А.Дюрлюкова.Оригами.Волглград.2015.-96с.
12. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами. Справочник.С-Пб: «Кристалл»,М: «Оникс», 2005 г.
13. Афонькин С. Ю. Библиотека оригами. Игрушки. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 128 с., илл.
14. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 199.
15. Мусиенко С. И., Бутылкина Г. Б. Оригами в детском саду.
16. Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».
Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...
«Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Семинар – практикум для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....
Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....
План по самообразованию "Развитие творческих и конструктивных способностей у детей средствами художественного конструирования в технике "оригами".
Освоение сложных способов сложения форм оригами, способом комбинирования, трансформирования....
Развитие творческих и конструктивных способностей детей посредством оригами
сентябрь С детьми : 1. Беседа с детьми на тему: «Что такое оригами»2. показ фотопрезентации «Искусство оригами»3. Д/и по ориентированию на плоскос...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих и конструктивных способностей у детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования».
LEGO - конструирование - это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста....