Пространственное мышление детей дошкольного возраста
методическая разработка
Повседневная жизнь наполнена пространственными обозначениями и направлениями, символами и знаками, в которых ребенок обязан ориентироваться почти наравне с взрослыми. Своевременное развитие пространственного мышления дошкольников поможет осознанию себя в окружении предметов и формированию умений правильно оценивать расстояния, соотносить размеры, находить ориентиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_raz.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пространственное мышление детей дошкольного возраста
Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.
Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, как составляющая интеллектуального развития.
Ребенок осваивает не только мыслительные процессы, но и научается осознавать себя и место предметов в пространстве.
Основные пространственные представления у детей дошкольного возраста заключаются в способности:
Использовать навыки координации в пространстве: определить свое местоположение относительно людей или предметов;
Оценивать размер и форму предмета;
Зрительно разбить объект на геометрические фигуры (например, мишка состоит из шариков и вытянутых колбасок);
Нарисовать картинку, учитывая расположение предметов относительного друг друга;
Слепить или сконструировать трехмерную модель домика или животного.
Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике.
Стадии формирования пространственного мышления
Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.
В 3 года восприятие пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.
В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.
Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте
В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:
Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.
Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.
Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.
Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.
Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.
По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.
При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.
Рекомендуется в этот период предлагать соединять точки, превращая их в рисунок, строить домики из палочек, воспроизводить на бумаге простые узоры.
Осмысление пространства старшим дошкольником
В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине. Однако нужно начинать практиковать рисование с детьми 3 4 лет, чтобы у них на практике последовательно осмысливалось пространство.
В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.
Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.
Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.
Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.
Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.
В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности.
В статье по развитии пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности описывается о том с чего надо начинать работ у, начиная с младшего дошкольного возраста. продол...
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления...
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Лего-конструирование как средство пространственного мышления детей дошкольного возрастав условиях ДОУ"
Констуркторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях....
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Что подразумевают под пространственным мышлением детей дошкольного возраста.
Что подразумевают под пространственным мышлением детей дошкольного возраста....