Консультация для воспитателей. Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста.
материал

Кузеванова Екатерина Петровна

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_provedeniya_zanyatiy.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №36 «Мишутка»

Консультация для воспитателей.

Структура проведения занятий с детьми

дошкольного возраста.

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Кузеванова Е.П.

Образовательный процесс в учреждении осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в учебном занятиивзаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

1. Планирование занятий;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

1. Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.

2. Составить план – конспект,который включает в себя:

• программное содержание (образовательные задачи);

• оборудование;

• предварительную работу с детьми (если необходимо);

• ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования:

• Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

• Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

• При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

• Создание интереса к предстоящей работе

• Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

• Организация работы дежурных по подготовке к занятию

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Структура занятия

Занятиевключает в себя три этапа:

1. Организация детей;

2. Основная часть занятия;

3. Окончание занятия.

Организация детей:

• Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);

• Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия:

• Организация детского внимания;

• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);

• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия:

• Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

• Переключение детей на другой вид деятельности.

Cтруктура ОД c учетом ФГОС ДО.

1. Мотивация.

Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок) «Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой?Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их,также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

2. Опора на знания детей

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).

3. Проблема в игровой ситуации

В конце игры должно возникнуть затруднение, которое дети фиксируют в речи. (Почему не смогли? Мы этого еще не знаем, не умеем.). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации (совместная постановка цели и планирование). Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят.Педагог может спросить«Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть,вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т. д.

4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.

5. Закрепление нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).

6. Итог ОД

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.

Структура занятия в младшем возрасте

1. Вводная часть. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» или сказочных сюжетов. Это заинтересовывает и активизирует малышей. (3 – 4 мин)

2. Основная часть занятия. Изучение нового материала или закрепление ранее изученного. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом. (8 – 10 мин)

3. Подведение итогов. Обязательно нужно похвалить детей за проделанную работу. (2 мин)

По середине занятия следует провести физкультминутку.

Структура занятия в среднем возрасте.

1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.)

2. Изучение нового материала (10 - 12 мин).

3. Повторение ранее изученного материала (4 – 6 мин).

4. Подведение итогов. В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). (2 – 3 мин)

После изучения нового материала целесообразно провести физкультминутку.

Структура занятия в старшем возрасте.

1 вариант.

1. Вводная часть. Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию (2 - 3 мин)

2. Повторение с целью введения детей в новую тему. Группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. (3 – 5 мин.)

3. Рассмотрение нового материала. В старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации. (12 – 15 мин)

4. Повторение усвоенного материала. (5 – 7 мин.)

5. Подведение итогов.В старшей группе дети сами делают выводы«Чем занимались?»«Что нового узнали?»«Что понравилось?» (3 – 4 мин.)

После изучения нового материала следует провести физкультминутку.

2 вариант.

1. Организационный момент.

2. Продолжение работы по изучению новой темы.

3. Продолжение изучения непосредственно предшествующего материала или его закрепления.

4. Повторение ранее пройденного.

5. Подведение итогов.

Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это, в свою очередь, способствует развитию у них все большего интереса к занятиям.

ПОМНИТЕ!

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте– игра. Во время проведения занятий используйте дидактические, развивающие и подвижные игры.

Уровни проведения занятия:

1.Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2.Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

3.Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4.Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результат

Требования к современному занятию в ДОУ:

• Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).

• Указать тип, вид занятия.

• Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи.

• Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.

• Обязательная игровая форма проведения занятия.

• Четкая мотивация занятия.

• Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.

• Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.

• Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха": доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.

• Отказ от чрезмерной опеки детей.

• Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.

• Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.

• Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.

• Наличие индивидуального развивающего материала.

• Правильное расположение детей - залог успеха (лентой полукругом, в кругу, за столами).

• Заботиться об активной речевой деятельности каждого ребенка.

• Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.

• Ограничения в речи воспитателя антипедагогичных выражений, что "замыкает"детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, спишь на занятии и др.

Используемая литература:

1.Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт. - сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева.Волгоград: Учитель, 2011

2. Никитина С. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно – методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С. В., Свирская Л. В. – М.: Линка – Пресс, 2008

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат – М.: 2008

4. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н. В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методика проведения занятий на прогулке"

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эс...

Структура проведения занятий по логоритмике.

В материале даны все виды игровых упражнений  используемых на занятиях по логоритмике....

"Структура проведения занятий по ФЭМП"

консультация для педагогов...

Консультация для воспитателей. «Структура образовательной деятельности по обучению грамоте детей дошкольного возраста».

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лице...

Консультация для воспитателей : Методика проведения занятий по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста

Методика проведения занятий по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста...