Конспект занятия по экологии в старшей группе "Двенадцать месяцев бегут, сменяя время года"
методическая разработка (старшая группа)

Наталья Валерьевна Колтубаева

Занятие нацелено на расширение представления детей о смене времен года, развитие умения замечать изменения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa_vremena_goda.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Двенадцать месяцев бегут, сменяя время года

Цель: Формирование экологической культуры.

Обучающие задачи:

• Закрепить знания детей о временах года.

• Формировать основы экологической культуры.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Активизировать и обогащать словарь детей.

• Уточнить и пополнить знания природе.

Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.

• Овладение умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

Развивающие задачи:

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

• Развивать связную речь;

• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.

• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому

Методы:  

Словесные: беседа, загадки.

 Наглядные: отрывок мультфильма «Дед Мороз и лето», мультимедийная презентация «Времена года», аудиозапись «Звуки летнего леса».

 Практические: дидактическая игра «Что нам лето принесет».

Оборудование: мультимедийный комплекс, корзина с предметами и картинками, рассказывающими о лете

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и сказок о временах года;

Рассматривание иллюстраций;

Наблюдение на прогулке;

Загадывание загадок.

Ход занятия

Воспитатель:

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень (слайд 1). Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима.

- А как вы думаете, кто пойдет за ней? /Ответы детей/
- Кто пойдет за Весной? /Ответы детей/
- А кто же замыкает год? /Ответы детей/

 Сейчас  я загадаю вам загадку, о каком времени года в ней говорится, и если вы ответите правильно,  на экране появится картинка.

Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
(Осень) – слайд 2

 Наступили холода.     
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима) 
– слайд 3

 Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна) 
– слайд 4

 

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ...
(Лето)-  слайд 5

 Молодцы, ребята!

Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.

В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?

 

Дети:

- Месяцы!

 

Воспитатель:

- Что происходит осенью? (ответы детей)

-  Назовите сыновей осени!

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь) -  слайд 6

Воспитатель:  осень шагает по земле косыми дождями и несет с собой полную корзину урожая. Давайте вспомним, как осенний дождик бегает по крышам.

Динамическая пауза

(Дети встают друг за другом)

Массаж спины «Дождик».
Дождик бегает по крышам, /Похлопывают ладонями друг друга по спине/
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше - /Постукивают пальчиками по спине/
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите, - /Поколачивают кулачками по спине/
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, - /Растирают ребрами ладоней по спине/
Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте... /Поглаживают ладонями по спине/
Бом... Бом... Бом...


Что несет с собой Зима? (ответы детей)

Назовите сыновей Зимы (ответы детей: декабрь, январь, февраль) – слайд 7

Воспитатель: зима – пушистые снежинки, звонкие сосульки, трескучие морозы, веселые забавы и волшебство зимними вечерами и в новогоднюю ночь.

Динамическая пауза  «Зима»

«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы».

Какое сейчас у нас время года?

Что принесла нам Весна? (ответы детей)

Назовите сыновей  Весны: (ответы детей: март, апрель, май) – слайд 8

Воспитатель: весна – теплое солнышко и пробуждение природы после зимнего сна. Начинает греть солнышко, раскрываются почки, появляются первые цветы. Все растения тянутся к теплому весеннему солнышку

А сейчас я познакомлю вас с сыновьями лета. Это июнь, июль и август.

– Ребята нам пришло необычное послание.

Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» (приложение  2.)

– Кто послал нам это сообщение?

Дед Мороз

– О чем он хочет узнать? (Ответы).

– Правильно!!!! О лете и о том, какого цвета лето!!!!

      Давайте расскажем Деду Морозу, что такое лето и почему мы его любим? – слайд 9

Дидактическая игра «Что нам лето принесет?»

В этом нам поможет волшебная корзина. Сейчас вы подойдете к этой корзине и возьмете предмет или картинку, которые помогут вам рассказать Дед морозу о лете. (Рассказ детей о лете).

Итог:  Сегодня мы с вами побывали в гостях  у Круглого года. Познакомились с его дочерьми временами года. Давайте вспомним, как их зовут (ответы детей). А как зовут сыновей лета? (ответы детей). А сейчас подарим нашим гостям частичку лета, это солнышко которое дарит тепло и радость людям!!!! (под музыку дети вручают подарки гостям, приложение 3.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речевого творчества: Сочинение сказки на тему: «Времена года. Осень» (Приключение кленового листочка)

Данная разработка направлена на развитие связной речи детей, на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных определений.Занятие развивает творческое воображение...

Конспект занятия кружка “Веселые художники” на тему: “Дерево в разные времена года”. Техника изображения: рисование с помощью соли. Старшая группа

Продолжать учить детей технике рисования с помощью соли. Развивать воображение при придумывании сюжета картины, умение доводить начатое до конца. Развивать пластику и мимику у детей при показе я...

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по математике № 31 во второй младшей группе Тема: «Времена года. Овал. Слева, справа»

Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Времена года. Овал. Слева, справа»...