Анимационная деятельность в работе с дошкольниками
статья (старшая, подготовительная группа)

Жильцова Светлана Алексеевна

Аннотация. Выявленные противоречия между необходимостью формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием средств формирования этого интереса у дошкольников посредством создания мультфильмов в ДОУ, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске средств формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Ключевые слова: дошкольники, мультфильмы, мультстудия, интерес, познание, эффективность, образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл animatsionnaya_deyatelnost_v_rabote_s_doshkolnikami.docx51.99 КБ

Предварительный просмотр:

Анимационная деятельность в работе с дошкольниками

Жильцова Светлана Алексеевна,

воспитатель детского сада

ГАДОУ «Детский сад №15

Колпинского района

Санкт-Петербурга»

Аннотация. Выявленные противоречия между необходимостью формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием средств формирования этого интереса у дошкольников посредством создания мультфильмов в ДОУ, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске средств формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Ключевые слова: дошкольники, мультфильмы, мультстудия, интерес, познание, эффективность, образовательный процесс.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

Одним из важных средств формирования познавательного интереса является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные занятия, рационализировав детский интерес, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным направлениям дошкольного образования, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.

Познавательный интерес, прежде всего, вызывает и подкрепляет тот материал, который является для детей новым, неизвестным, заставляет удивляться, поражает их воображение. Удивление является сильным стимулом познания, его первичным элементом. Но познавательный интерес к материалу не может всё время поддерживаться только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное в учебном материале всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот поэтому для поддержания и развития познавательного интереса старших дошкольников важно учить их умению в знакомом видеть новое.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. 

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

В рамках проекта создания мультстудии «Радуга»  для воспитанников старшей - подготовительной группы, была поставлена следующая цель: обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка и раскрытие его познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей через создание мультфильма.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, обогатить словарный запас детей, развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов, развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов, воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Процесс создания мультипликационного фильма явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включил в себя несколько этапов:

Подготовительный этап. Возникновение идеи. На данном этапе мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. Затем мы побеседовали о тайнах мультипликации, выяснили, что мультипликационные герои - не живые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор.

Мастер-класс по созданию рисованного и кукольного мультфильма, проведенный нами для детей, вызвал огромное желание у них создать мультфильм своими руками. Первый мультфильм, мы создали самым простым способом – перекладкой. Назывался он «Репка» по мотивам русской народной сказки. Дети нарисовали фон (небо, трава, избушка, солнце), раскрасили, предложенные педагогом, фигурки героев. Затем начался сам процесс создания. Мы сделали несколько снимков, перекладывая наши картинки, монтированием занимался педагог, а дети присутствовали при этом. Получив первый в жизни мультфильм, сделанный своими руками, дети пришли в восторг. И работа закипела. Нами были опробованы пластилиновая, техники создания

После ряда организованных встреч с писательницей, проживающей в нашем городе, Людмилой Фадеевой дети приняли решение создать небольшие мультфильмы по ее стихотворениям.

При создании  мультипликационных  фильмов  мы с детьми проходили через следующие этапы.

Литературный этап:

  1. Дети подбирали литературный материал - стихотворения Людмилы Фадеевой  «Качели», «Облачный котенок»; басня И. Крылова «Слон и моська», музыкальный «Новогодний майнкрафт»,  поздравление к 9 маю по стихотворению А. Усачена «Что такое День Победы».
  2. Дети разрабатывали  сценарии,  обсуждали  персонажей мультфильмов, выбирали интересные варианты решения происходящего.

Режиссерский этап:

  1. Дети выбирали техники исполнения мультфильмов (выбор наиболее подходящей техники к определенному сюжету – рисованный, кукольный, пластилиновый).
  2. Дети распределяли роли и обязанности.

Изобразительный этап:

  1. Дети определяли изобразительные техники  (выбирали техники исполнения (традиционные и нетрадиционные) для изготовления героев и декораций).
  2. Дети изготавливали и подбирали героев, декорации.

Съемочный этап:

  1. Дети организовывали съемку (передвижение  и взаимодействие персонажей детьми; фиксация на фотоаппарат детьми)
  2. Дети осуществляли звуковое оформление (проявление детьми актёрских способностей: выразительное чтение текста).
  3. Дети производили монтаж фильмов (верстка): в работе с дошкольниками эта функция решается  с помощью педагога (отснятые  фотографии  переносятся  на  компьютер, удаляются некачественные и ненужные кадры, далее отобранный материал переносится в программу для верстки, и монтируется фильм).

Этап премьеры мультфильма.

  1. Дети изготавливали афиши, пригласительные билеты на премьеры мультфильмов.
  2. Презентации мультфильмов родителям на мастер-классе для родителей.
  3. Презентации мультфильмов на творческой встречи с писательницей Людмилой Фадеевой.
  4. Презентации мультфильмов детям других групп.
  5. Размещение  мультфильмов на сайте детского сада и в группе родителей.

Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:

  • дети объединяются в рабочие группы, по необходимости ребятам оказывалась практическая помощь;
  • детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;
  • все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;
  • ребенок в любой момент может выйти из проекта и осуществить свой собственный проект и в этом ему нужно помочь;
  • дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы, следовательно необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.

Вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность метода проекта

Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи:

  • Повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.
  • Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.
  • Расширить образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы мультстудии, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов детьми для своих сверстников, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма.

Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

Всем удачи!

Список использованной литературы

  1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  2. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
  3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.
  4. Лобашев В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения // Школьные технологии. - 2010. - № 2. - С. 118-129.
  5. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  6. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ» , 2004. - 336 с.
  7. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская. – М., 2010.
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
  9. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» . - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
  10. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность в работе с дошкольниками

проект в первой младшей группе ДОУ "Моя первая сказка "Колобок"...

Презентация "Проектная деятельность в работе с дошкольниками"

Модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях всё более широкий круг педагогов – практиков включается...

Проектная деятельность в работе с дошкольниками

Последние годы в дошкольных образовательных учреждениях на смену учебной модели построения образовательного процесса пришла комплексно - тематическая и предметно - средовая организация работы с детьми...

Система работы по экспериментальной деятельности в работе с дошкольниками

Представлена система работы по экспериментированию по каждой возрастной группе дошкольников....

Из опыта работы "Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками как универсальное средство познавательного развития"

В связи с введением в действие ФГОС  возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образ...

Проект "Музыкально-анимационные презентации в работе с дошкольниками"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25314906","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...