Самомассаж в работе учителя-логопеда с детьми
картотека (старшая группа)

Вовчко Елена Валерьевна

Bспользования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh_v_rabote_uchitelya-logopeda_s_detmi.docx275.32 КБ

Предварительный просмотр:

Самомассаж в работе учителя-логопеда с детьми

Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно - ориентированную направленность процесса оздоровления детей.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Опыт показывает, что в дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является стимуляцией кинестетических ощущений мышц и нормализацией мышечного тонуса  мышц. Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание) и поглаживание. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи, ежедневно или в виде динамической паузы в процессе образовательной деятельности.

В отличие от массажа самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.

Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

  1. Игры-приветствия

Игра-приветствие с элементами самомассажа

Доброе утро!                             /разводят руки и

Улыбнись скорее!                     /поворачиваются из стороны- всторону

И сегодня весь день                  /хлопают в ладоши

Будет веселее

Мы погладим лобик,               /выполняют движения по тексту

Носик

И щечки.

Будем мы красивыми               /постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки!                /выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки                    /движение по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем             /трут ушки сверху вниз

И здоровье сбережём.                 / разводят руки в стороны

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

 Гимнастика пробуждения с элементами массажа «Здравствуйте»

Ладошки, просыпайтесь,              /трут ладошки друг о друга

Похлопайте скорей!                      /хлопают

Ножки, просыпайтесь                  /поглаживают ноги

Спляшите веселей!                      /хлопают по коленям

Ушки мы разбудим,                    /потирают ушки

Лобик разотрем,                          /гладят лобик

Носиком пошмыгаем                  /глубоко вдыхают и выдыхают

Песенку споем:                            /носом воздух

«Доброе утро! Доброе утро!      /машут руками

Доброе утро всем, всем, всем!»  /хлопают в ладоши

« Мы устали ». Упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности при усталости или перевозбуждении.

-Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напрячь мускулы плеч и груди. Затем втянуть живот и потянуться вверх, как будто выглядывая из окна, опираясь на руки. Повторить 3 раза. Во рту должно стать влажно.

- Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям. Не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно, так, чтобы было приятно. Выполнять в течение 10 – 15 секунд.

- Растирать хорошенько уши в течение 15 -20 секунд.

  1. Самомассаж пальцев рук.

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

Массаж большого пальца - повышает активность мозга;

Массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу;

Массаж среднего пальца -  улучшает работу кишечника;

Массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

Массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

« Гусь». Массаж пальцев

Где ладошка? Тут? Тут!                /показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд!               /гладят левой ладонью правую.

Палец большой-                              /поочередно массируют каждый палец

Это гусь молодой, 

Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот,                           /машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот.                              /прикасаются ко рту, потом к животу

Вот!                                                     /вытягивают ладошки вперед.

  1. Самомассаж мышц лица.

    Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин разработал и применил на практике специальный самомассаж, положительные результаты которого, по мнению автора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга. Существует еще одно название данного вида массажа — интеллектуальный массаж. Регулярное применение этого массажа, по данным швейцарского профессора, помогает повысить интеллект ребёнка на 75%. Данный массаж направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.

1.      Взяться за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.

2.      Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.

3.      Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.

4.      Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек (от глазницы до ушей опускаясь к нижней челюсти и подниматься обратно через углы рта к крыльям носа и выше вдоль носа до глазницы).

5.      Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазнице до внутренних углов глаз.

        6. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположном направлении (т.е. правая рука массирует лоб по часовой стрелке, а левая рука в этот момент выполняет массирующие движения на подбородке против часовой стрелки).

7. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки на каждую по очереди по 10 раз, точки парные находятся симметрично относительно переносицы:

- точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаз;

- точка 2 - на середине носовой кости;

- точка 3 - у края носовой кости (над крыльями носа);

- точка 4 - поставит указательные пальцы на кончик носа и спускаться вниз по крыльям носа попадете в точку.

   Чтобы сила надавливания на точку была достаточной, локти следует развести в стороны, руки - параллельно полу. Каждое упражнение проводится по 10 раз. Предпочтительнее в утренние часы. Количество дней не ограничено.

Самомассаж лица «Времена года

Если солнце жарко греет,                    Поглаживающие движения от середины лба,

Если легкий ветер веет,                        носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Стало сухо и тепло –

Это лето пришло.        

Если дождь стучит по крыше,                         Постукивающие движения подушечками пальцев

Листья падают не слышно,                        по лбу, щекам, подбородку.

Птицам улетать пора –

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злиться,                        Круговые движения в области лба, щек, подбородка

Всюду белый снег кружиться,

В снежных шапках все дома, -

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед,                                 Поглаживающие движения обеими ладонями сверху

Звонкий ручеек течет,                                вниз по боковым сторонам лица и шеи,

Распускается листва -                                 по центральной части лица и шеи.

Это к нам пришла весна

Самомассаж языка, губ.

Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык.                Покусывание языка

И от кончика до корня я кусаю все проворней.

А теперь уж не зубами – я пошлепаю губами:                Шлепаем губами по языку

«У быка губа тупа, па-па-па, па-па-па».

«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок:                        Покусывание боковых краев языка

Левый, правый, оба сразу я жую как по заказу.

Мой язык совсем не глуп –                                         Язык с внутренней стороны плавно 

Ходит кругом возле губ.                                        очерчивает круг за губами

За нижнюю губку заложен язык –                                 Поместить язык между нижней

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.                        губой и нижними резцами

За верхнюю губку заложен язык –                                 Поместить язык между верхней

Бульдог уступать никому не привык.                                губой и  верхними резцами

Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь.                Язык поочередно упирается в щеки

Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.

« Ириски от киски ».  Массаж глаз (по китайской медицине)

В гости к нам явилась киска.           /потереть друг о друга средние пальцы рук

Всем дает она ириски:                      /прикрыть неплотно глаза и провести паль-

Мышке, лебедю, жуку,                    / цами, не надавливая сильно на кожу, от

Псу, зайчонку, петуху.                    /внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам!             /совершать круговые движения зрачками

Это видим мы по лицам.                 /глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки,               /хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке.            / «побежали» пальчики по столу

Использование элементов самомассажа с «Шарами здоровья».

Массаж китайскими шарами способствует расслаблению и снятию стресса.

Помимо этого он улучшает работу внутренних органов, нормализует артериальное давление, развивает координацию движений, а также улучшает память и внимание.

Шарики здоровья для детей- это шарики приспособленые к размеру детской ладошки, поскольку их диаметр составляет всего лишь около 3,5 сантиметра, а вес — 200 граммов.

Самые простые упражнения

1. Сдавливайте один шар подушечками всех пяти пальцев.

2. Подбрасывайте один шар на ладони.

3. Сдавливайте один шар, зажав его в руке.

4. Покатайте один шар между ладонями.

5. Сомкните кольцо из большого и указательного пальца вокруг одного шара, а затем начните слегка сдавливать шар.

6. Вращайте один шар в руке, за действуя при этом все пять пальцев.

7. Вращайте сразу два шара в руке, периодически меняя направление вращения.

В процессе занятий старайтесь не столько смотреть на шары, сколько прислушиваться к ощущениям и чувствам внутри себя.

http://cdn01.ru/files/users/images/4e/11/4e11b4948616b9affe1c318f6a06cf94.png

Попробуйте сделать эти простые упражнения! Вам обязательно понравится. Ведь даже мудрые китайские императоры признавали действенность данного массажа, который ко всему прочему дарует долголетие и помогает достичь просветления. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Использование игрового самомассажа в работе учителя-логопеда ДОУ

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди в...

Использование игрового самомассажа в работе учителя-логопеда

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является стимуляцией кинестетических ощущений мышц и нормализацией мышечного тонуса  мышц. Игровой са...