Использование игрового самомассажа в работе учителя-логопеда ДОУ
методическая разработка на тему
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh_master-klass.docx | 75.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Моркинский детский сад №3 «Светлячок»
Районный семинар учителей-логопедов
МАСТЕР – КЛАСС
Использование игрового самомассажа в работе учителя-логопеда ДОУ
Провела:
учитель-логопед Тосакова Г.В.
Морки
2016 г.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами самомассажа, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Ход мастера класса:
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).
- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия).
- Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).
Предлагаю остановиться на третьей группе технологий – самомассаж.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
Можно использовать без специального медицинского образования.
Правила:
Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.
Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:
- общий (самомассаж головы, шеи, туловища);
- артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка);
- пальчиковый
Общий
Мышц головы и шеи.
«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.
«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.
Ушных раковин.
Аурикулярный массаж (аурикула – ушная раковина).
Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание.
Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
Взяли ушки за макушки
(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули…(Несильно потянуть вверх)
Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали.
(С постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать:
(Пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять...
(Приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём
(Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
«Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 – 5 раз.
«Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 – 3 секунды
Самомассаж тела
« Пироги »
За стеклянными дверями
Выполнять хлопки правой ладонью
по левой руке от кисти к плечу.
Ходит мишка с пирогами
То же по правой руке
Здравствуй, Мишенька-дружок,
Хлопки по груди
Сколько стоит пирожок?
Хлопки по бокам
Пирожок-то стоит три,
Хлопки по пояснице
А готовить будешь ты!
Хлопки по ногам сверху вниз
Напекли мы пирогов,
Выполнять последовательное
К празднику наш стол готов!
поглаживание рук, корпуса, ног
« Ладошки »
Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка,
Хлопки в ладоши
Хлоп, другая!
Правой, правою ладошкой
Шлепки по левой руке от плеча к кисти
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой
Шлепки по правой руке
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом
Легкое похлопывание по щекам
Даже щечки мы побьем.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
Хлопки над головой
По коленкам – шлеп, шлеп!
Хлопки по коленям
По плечам теперь похлопай!
Шлепки по плечам
По бокам себя пошлепай!
Шлепки по бокам
Можем хлопнуть за спиной!
Шлепки по спине
Хлопаем перед собой!
Шлепки по груди
Справа – можем! Слева – можем!
Поколачивание по груди
И крест-накрест руки сложим!
справа, слева
И погладим мы себя.
Поглаживание по рукам,
Вот какая красота!
груди, бокам, спине, ногам.
Артикуляционный
Мышц лица.
«Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.
«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерёдно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3 -5 секунд.
Мышц щек
«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
«Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Мышц губ
«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Весёлый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
«Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
«Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
«Расческа». Поглаживание губ зубами.
«Молоточек». Постукивание губ зубами.
Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
«Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
«Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
При дизартрии.
Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»
Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»
Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.
Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
Прятки – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
Проговаривание слогов – амма, абба, аппа…
Скороговорка – От топота копыт пыль по полю летит …
Упражнение с присоской – при слабых губах.
Упражнения с бинтом – первое – сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе – бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье – зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д.
Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.
Мышц языка.
1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, а затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлепывая его губами, при этом слышится звук « пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.
3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
При дизартрии.
5.Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
6.Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
7.Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
8.Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
9.Массаж через салфетку
10.Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение – спринцовку сложить в четыре раза.
Пальчиковый
В своей работе я применяю методику Галины Николаевны Маковеевой-
учителя-логопеда высшей квалификационной категории ГБОУ детского сада комбинированноговида №2559 Восточного округа г.Москвы.
Вышла ее книга-пособие по игровому самомассажу "Речь, ум и здоровье в ваших руках!"
Материалы, применяемые в работе:
Шарики Су-Джок, пружинки, бельевые прищепки, каштаны, грецкие и лесные орехи, горох, фасоль, рис, гречка, веточки новогодних ёлок, сосновые, еловые, кедровые шишки, мелкие предметы, различные массажёры, эспандеры, щётки, мочалки, перчатки, скрепки, мячи разных размеров, шестигранные карандаши, бумага, коврики "Травка"…
Прогнозируемые результаты занятий на момент выхода в школу:
Развитая речь и познавательная деятельность детей.
Сформированные внимание, мышление, память, восприятие.
Развитая общая и мелкая моторика, укрепление мышечного тонуса кистей рук, профилактика плоскостопия.
Снижение утомляемости, повышение работоспособности, психологическая готовность к занятиям в школе.
Избежание проблем с почерком, навыками письма и рисования.
Игровой самомассаж ладоней ёжиком или колючими резиновыми шариками для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук
и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
Наш волшебный мудрый ёжик Не нашёл в лесу дорожек. | (Прокатываем по левой руке) (прокатываем по правой руке) |
Ежик колет нам ладошки, | (Катаем между ладоней вертикально) |
Если будем с ним играть | (Катаем между ладоней горизонтально) |
Ловкими станут пальчики, | (Катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху) |
Ежик нам ладошки колет, | (Катаем между ладоней по кругу, левая рука вверху) |
Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь! | (Убирают ёжика на край стола) |
Ёж ушёл ук себе домой | (Пальчики "шагают" по столу, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время колючий шарик или ёжик «исчезает» и появляются что-то другое) |
Игровой самомассаж ног для профилактики плоскостопия, улучшения кровообращения, повышения иммунитета, активизации речи, мышления, развития общей моторики
с использованием массажного коврика и коврика "Травка".
Г.Н.Маковеева
Действия | |
1, 2, 3, 4, 5! По травке будем мы шагать! По травке будем мы шагать! Своим ножкам помогать. | (Ребёнок шагает, марширует по коврику "Травка) |
1, 2, 3, 4, 5! На травке будем танцевать! | (Шагает по коврику, поворачиваясь по часовой стрелке) |
Мы попрыгаем немножко, И погреем свои ножки. | (Прыгает на месте на двух ногах) |
Мы на правой ножке скачем, Ножку колет, мы не плачем!
| (Прыгает на правой ноге) |
Мы на левой ножке скачем, Ножку колет, мы не плачем! | (Прыгает на левой ноге) |
По травке быстро мы шагаем, Свои ножки вытираем! | (Вытирает ножки о коврик) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили шагать! | (Шагает в замедленном темпе) |
Мы закончили шагать, Ножки будут отдыхать! | (Садится рядом с ковриком, массирует ступни) |
Игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики и повышения иммунитета
с использованием коврика "Травка".
Г.Н.Маковеева
Действия | |
1, 2, 3, 4, 5! | (Загибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
По травке будем мы шагать! По травке будем мы шагать! | (Шагают все пальчики обеих рук ) |
Свои ручки развивать! | (Удары кулачками и ладошками попеременно) |
Пальчики потопали, Потопали, потопали!
| (Все пальчики обеих рук "топают" на месте по коврику "Травка" |
Ладошками похлопали, Похлопали, похлопали! | (Обе ладошки хлопают по коврику, не отрывая запястья от стола), |
А большой он умный самый Потанцуй-ка вместе с нами! | (Большой палец танцует по коврику) |
Указательный танцуй И старайся не балуй! | (Танцует указательный палец) |
Средний пальчик попляши Постарайся от души! | (Танцует средний палец) |
Безымянный дорогой Потанцуй и ты со мной. | (Танцует безымянный палец) |
И мизинец маленький Самый он удаленький! | (Танцует мизинец) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть! | (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками) |
Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём! | (Интенсивно трясём ладошки, продолжаем занятие) |
Игровой самомассаж бельевыми прищепками
для развития речи, мелкой моторики пальцев рук
повышения иммунитета детей.
Действия | |
Мы весёлые прищепки, Коль поймам держим крепко! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями) |
Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) |
Указательный поймаем И немного покачаем! | (Ловим указательный палец левой руки и качаем) |
Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим средний палец левой руки и качаем) |
Безымянный мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим безымянный палец левой руки и качаем) |
И мизинец мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим мизинец левой руки и качаем) |
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни И немного отдохни! | (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем) |
Игровой самомассаж шестигранными карандашами
для развития мелкой моторики пальцев рук
повышения иммунитета и активизации речи детей.
Действия | |
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква! Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! | (Прокатывание карандаша между двумя ладонями в вертикальном положении карандаша) |
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква! Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! | (Прокатывание карандаша тремя пальцами правой руки) |
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква! Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! | (Прокатывание карандаша тремя пальцами левой руки) |
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква! Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! | (Прокатывание карандаша между двумя ладонями в горизонтальном положении карандаша) |
Мы лягушечек возьмём На край стола их уберём. | (Убираем карандаши-лягушки на край стола) |
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5! | (Считаем пальцы на правой руке, затем на левой) |
А сейчас cоединяем, На двух ручках посчитаем! 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. | (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук) |
Пальчики свои встряхни И немного отдохни! | (Встряхиваем кисти обеих рук. . Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на стол, а в это время карандаш «исчезает» и появляются прищепки, главное, чтобы в конце занятия обязательно появился сюрприз. После релаксации можно сказать: "Раз, два, три! Глазками смотри!" и продолжить занятие. |
Игровой самомассаж пружинками
для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать! | (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями) |
Вот нашли большой мы пальчик Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Указательный поймаем И пружинку покатаем. Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Где ты, наш середнячок, Ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Вот наш пальчик маленький Самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке) | |
Мы пружиночки снимаем Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5! А сейчас мы проверяем На двух ручках посчитаем! 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. | (Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем) |
Пальчики свои встряхни И немного отдохни! | (Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время пружинки «исчезают» и появляются что-то другое) |
Игровой самомассаж шишками сосны, кедра, ели
с элементами пальчиковой гимнастики
для активизации речи, познавательной деятельности,
развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации
и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
Мишка по лесу ходил, Много шишек находил, Много шишек находил, В детский сад нам приносил. (Жене шишку подарил!) | (Пальчики шагают по столу) (Удары кулачки-ладошки поочерёдно) (Удары кулачки-ладошки поочерёдно) (Удары кулачки-ладошки поочерёдно) (вариант для домашнего ребёнка) |
Раз, два, три, четыре, пять! Будем с шишкой мы играть! | (Загибают пальчики на обеих руках) (Разгибают пальчики на обеих руках) |
Будем с шишкой мы играть, Между ручками катать! | (Прокатывание шишки между ладонями) |
В ручку правую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. | (Сильно сжимаем шишку в правой руке) (Прокатываем шишку по столу правой рукой |
В ручку левую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. | (Сильно сжимаем шишку в левой руке) (Прокатываем шишку по столу левой рукой |
Мы закончили катать, Будем пальчики считать! | (Убираем шишку на край стола) |
Раз, два, три, четыре, пять! На другой руке считаем, Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! | (Загибаем пальцы на правой руке) (Загибаем пальцы на левой руке) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальцы мы не потеряли, Очень весело играли! Пальчики свои встряхнём И немного отдохнём! | (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук (Хлопаем в ладоши на каждое слово) ( Встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем) |
Игровой самомассаж веточками ёлочки для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
1, 2, 3, 4, 5! С ёлкой будем мы играть! С ёлкой будем мы играть! Своим ручкам помогать! | (Веточка ели лежит на левой руке, накрываем правой рукой и прокатываем веточку между ладонями горизонтально). |
Ёлочка, ёлочка, Колкая иголочка Нас несильно уколи, Нашим ручкам помоги. | (Меняем положение рук. Веточка ёлки лежит на правой руке, накрываем левой рукой и прокатываем веточку между ладонями горизонтально). |
Ветку ёлочки возьмём И в руках её помнём! | (Веточка ёлки между ладонями, мнём веточки между ладонями снизу вверх вертикально). |
1, 2, 3, 4, 5! Ёлка будет танцевать. | (Веточка ёлки между ладонями, катаем веточку Между ладонями снизу вверх и сверху вниз вертикально). |
Свою ёлочку возьмём, На край стола мы уберём. | (Убираем веточку ёлки на край стола или парты) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём И немного отдохнём! | (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем ) |
Игровой самомассаж канцелярскими скрепками
для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики пальцев рук
и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
1, 2, 3, 4, 5! Скрепкой будем мы играть!- | (Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
Скрепкой будем мы играть! Своим ручкам помогать.
| (Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно) |
Эту скрепочку возьму, Большой пальчик надавлю, Кругом скрепку поверну И ещё раз надавлю. | (Выполняем действия в соответствии с текстом на большом пальце левой руки) |
Указательный поймаю, Точно также поиграю. | (Надавливаем подушечку указательного пальца скрепкой и поворачиваем по кругу) |
Средний пальчик я поймаю, Точно также поиграю. Безымянный я поймаю, Точно также поиграю. И мизинец я поймаю, Точно также поиграю. | (Выполняем действия в соответствии с текстом на среднем, безымянном пальцах и мизинце левой руки) |
В серединочке ладошки Нарисую я горошки! | (Делаем точечный массаж в середине левой руки) |
Сейчас руку поменяю Большой пальчик я поймаю. Кругом скрепку поверну И ещё раз надавлю. | (Аналогично делаем массаж на правой руке) |
Свою скрепочку возьмём, На край стола мы уберём! | (Убираем скрепку на край стола)) |
Пальчики свои встряхнём, И немного отдохнём! | (Интенсивно трясём ладошки, ложимся на ладошки, закрываем глаза, отдыхаем) |
Игровой самомассаж рук для активизации речи, мышления, развития мелкой моторики пальцев рук и фантазии детей
с помощью обыкновенной бумаги.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
1, 2, 3, 4, 5! Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! | (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок). |
В ручку правую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём Левой ручке отдаём. | (Берём в правую руку и мнём только правой рукой, затем перекладываем в левую). |
В ручку левую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём И на стол быстрей кладём. | (Берём в левую руку и мнём только левой рукой) (Убираем смятую бумагу на край стола или парты) |
На бумажку посмотри, На что похоже говори! | (Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка (на колобка, ёжика, кубик-рубик, мячик, пирамидку, ёлку, рыбку, зайчика итд. зависит от фантазии детей и получившейся формы бумаги). |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём! | (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук (Встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем) |
Игровой самомассаж колючим шариком «Су -Джок»
для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
Этот шарик непростой, Он колючий, вот какой. | (Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой) |
Будем с шариком играть, Своим ручкам помогать. | (Катаем шарик горизонтально между ладонями) |
Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. | (Катаем шарик горизонтально) |
Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. | (Катаем шарик вертикально) |
Катаем, катаем, катаем Сильней на шарик нажимаем. | (Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания) |
Как колобок мы покатаем, Сильней на шарик нажимаем. | (Катаем шарик в центре ладошки по кругу) |
В ручку правую возьмём, Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. | (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке) |
В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. | (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке) |
Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, Есть у нас на них горошки? | (Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарика) |
Мы похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём, | (Хлопаем в ладоши, встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки или прищепки итд, главное, чтобы в конце занятия появился сюрприз: конфета, наклейка,…- всё зависит от фантазии и возможностей взрослых) |
Игровой массаж языка
для нормализации мышечного тонуса, активизации речи
и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Эти стихи Агнии Барто известны каждому ребёнку!
Я адаптировала для выполнения массажа языка.
Массаж языка можно выполнять зубной щёткой и специальными логопедическими инструментами.
Дети с радостью ждут такой массаж.
В результате развиваем речь, память и повышаем иммунитет ребёнка.
Лошадка.
Стихи А.Барто.
Действия | |
Я люблю свою лошадку, | (Продольные поглаживающие линии от корня к кончику языка) |
Гребешком приглажу хвостик, | (Продольные вибрирующие линии от корня к кончику языка) |
Цок-цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок-цок! | (Ритмичное надавливание с усилиями) |
Иго-го-го! Иго-го-го! Иго-го-го! | (Прокачивающие движения с усилиями) |
Мячик.
Стихи А.Барто.
Действия | |
Наша Таня громко плачет: | (Точечное надавливание на язык справа налево, затем по середине от кончика к корню языка |
Уронила в речку мячик. | (Продольные вибрирующие линии от корня к кончику языка) |
- Тише, Танечка, не плачь: | (Продольные поглаживающие линии от корня к кончику языка) |
Не утонет в речке мяч. | (Прокачивающие движения с усилиями) |
Игровой самомассаж горохом для активизации речи
и мышления, развития мелкой моторики пальцев рук
и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
1, 2, 3, 4, 5! С горошком будем мы играть! | (Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
С горошком будем мы играть- Своим ручкам помогать! | (Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно) |
В ручку правую возьму, Крепко пальцами сожму. Между пальцами катаю, Всё сильнее нажимаю. | (Выполняем действия в соответствии с текстом)) |
Указательный, большой, Поиграйте вы со мной! | (Катаем горошек между большим и указательным пальцами правой руки) |
Средний пальчик и большой, Поиграйте вы со мной! | (Катаем горошек между большим и средним пальцами правой руки) |
Безымянный пальчик и большой, Поиграйте вы со мной! | (Катаем горошек между большим и безымянным пальцами правой руки) |
И мизинец, и большой, Поиграйте вы со мной! | (Катаем горошек между большим и мизинцем правой руки) |
В серединке на ладошке Покатаю я немножко. Как колобок горох катаю, Всё сильнее нажимаю. | (Катаем горошину в ладошке по кругу) |
Игровой самомассаж конструктором ЛЕГО
с элементами пальчиковой гимнастики
для активизации речи, познавательной деятельности,
развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации
и повышения иммунитета детей.
Г.Н.Маковеева
Действия | |
1, 2, 3, 4, 5! В конструктор будем играть! | (Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
В конструктор будем играть Своим ручкам помогать! | (Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно) |
Конструктор в руки мы возьмём На руку левую кладём, Правой ручкой накрываем И ладошками катаем. | (Выполняем действия в соответствии с текстом, прокатывание конструктора между ладонями) |
Сейчас руки поменяем, Точно также покатаем. | (Меняем положение рук прокатывание конструктора между ладонями ,левая рука сверху) |
В ручку правую возьмём И сильней его сожмём! | (Сжимаем конструктор в правой руке) |
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем. | (Имитируем игру на пианино правой рукой) |
В ручку левую возьмём И сильней его сожмём. | (Сильно сжимаем в левой руке) |
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем. | (Имитируем игру на пианино правой рукой) |
Мы конструктор убираем Быстро пальчики считаем! На левой ручке посчитаем, Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! На правой ручке посчитаем, Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! | (Убираем на край стола) (Загибаем пальцы на правой руке) -(Загибаем пальцы на левой руке) |
Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём! | (Интенсивно трясём ладошки, продолжаем занятие) |
Упражнения по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета
с использованием грецкого ореха.
Г.Н.Маковеева
(Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)
Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать.
Мы с орешком поиграем,(в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем,(в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
В другую руку мы возьмём (в левой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни,
И немного отдохни!
(Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на стол, а в это время орех «исчезает» и появляются пружинки или прищепки, итд., главное, чтобы в конце занятия обязательно появился сюрприз: наклейка, конфета, мелкая игрушка…(зависит от фантазии и возможностей взрослых).
Итог мастер- класса.
- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.
-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
Заполнение анкеты участника мастер-класса.
Литература:
1. Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. «Логопедические игры с мячом» (Текст) / Т.А. Воробьёва О.И. Крупенчук – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010. – 64 с: ил – (Серия «Уроки логопеда»)
2. Гаврючина Л.В. « Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие (Текст) / Л.В. Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Здоровый малыш)
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие (Текст) / Е.Н. Краузе. – 4 е изд. – СПб: КОРОНА – Век,2009. – 80 с, ил.
4. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей (Текст) / Т.А. Куликовская. – М.: Книголюб 2006. – 16 с. Цв. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...
Использование игрового самомассажа в работе учителя-логопеда
В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является стимуляцией кинестетических ощущений мышц и нормализацией мышечного тонуса мышц. Игровой са...
«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»
В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...
Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда.
В статье обозначена актуальность и раскрыта система работы учителя-логопеда по использованию игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ....
Мастер - класс «Использование игровых технологий в работе учителя – логопеда в ДОУ»
Использование игровых технологий в работе - логопеда....
Использование игровых технологий в работе учителя - логопеда
Актуальность использования игры, как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы,...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...