Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста
статья

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового, гармонично-развивающегося дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_i_razvitie_kgn_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового, гармонично-развивающегося дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Можно выделить основные задачи по формированию КГН в средней группе:

- Закреплять навыки умывания: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, пользоваться полотенцем.

- Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

- Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

- Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды.

- Воспитывать бережное отношение к личным вещам, игрушкам, книгам и пр. Учить аккуратно убирать за собой игрушки, складывать одежду. Поддерживать порядок в групповой комнате, в шкафчиках и т.д.

- Формировать навыки культурного поведения.

Воспитание КГН включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, потешки, стихотворения, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Формирование  КГН в  средней  группе продолжает работу, начатую в этой области в младших группах. При этом, учитывая специфику возраста воспитанников, акцент делается на большую степень  самостоятельности  при  отработке  умений.  Эта  особенность определяет  важность  методически  грамотного  выбора  приёмов взаимодействия  педагога  с  детьми и  малышей  между  собой,  а  также рационального  сочетания  разных  видов  работы  в  рамках  выполнения режимных  моментов  и  отдельных  занятий  по  этому  образовательному направлению.

Культурно-гигиенические  навыки  нуждаются  в  постоянном закреплении,  поэтому  одним  из ведущих  приёмов  во  всех  возрастных группах  является  повторение  действий,  упражнение,  без  этого  навык  не может  быть  сформирован.

Каждый день в детском саду начинается с приема детей воспитателем. Что необходимо для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Перед воспитателем стоит большая задача помочь родителям правильно привить детям КГН. Для этого систематически проводятся беседы с родителями. Разъясняется важность выполнения режима дня, установленного в детском учреждении.

С детьми проводятся индивидуальные беседы, наблюдения, развлечения, игры. Основной целью бесед является закрепление знаний детей, как правильно мыть руки, ухаживать за волосами, за вещами, закрепление умения пользоваться мылом, расчёской, носовым платком.

Вместе с детьми проводятся наблюдения за тем, как одеты окружающие люди. Основная цель наблюдений – помочь детям увидеть, как правильно выполнять действия, учить видеть неполадки, неряшливость, направлять действия детей в правильную сторону.

Обучение проходит в игровой форме, через игру лучше и быстрее познаются культурно – гигиенические навыки. Детям предлагались сюжетно – ролевые игры. В сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» дети закрепляли навыки общения между собой, расчесывания, завязывания бантиков. В игре «Семья» и «Детский сад» - дети закрепляют навыки поведения, режимные моменты. Организовывались дидактические игры, в играх закреплялись знания детей о предметах пользования в ванной комнате: найти предметы для чистки зубов, мытья рук, лица мылом, расчесывания головы и т.д.

Детям постоянно рассказывается, почему очень важно быть чистым, опрятным, аккуратным, причесанным, вежливым человеком.

Чтобы детям прививались КГН, необходимо создавать для этого все возможные условия, повышать интерес детей за счёт художественных произведений, сюжетно – ролевых игр, дидактических, наглядных пособий, и конечно, прикладывать умение правильно и осознанно в различных формах, доступных для детей прививать культурно – гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что при систематической работе взрослых, сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основно...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя СРЕДНЕЙ группы).

Главная задача воспитателя охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей, а для этого нужно знат...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, принося...

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...