Беседы с детьми подготовительной к школе группы о народной игрушке
консультация (подготовительная группа)

Лариса Алексеевна Евграфова

В статье рассматривается народная игрушка, как неисчерпаемый источник педагогического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_narodnoy_igrushkeword.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы с детьми подготовительной к школе группе о народной игрушке

Воспитатель ГБОУ СОШ с. Пискалы Евграфова Лариса Алексеевна

Подготовительная к школе группа, имея некоторый опыт, психологически готова к восприятию более сложных по содержанию и замыслу произведений изобразительного искусства.

Для бесед с детьми о народной игрушке, о произведениях народного декоративно – прикладного искусства, мы отбираем большее количество предметов, и более сложные по содержанию. Так, для рассмотрения каргопольской игрушки, дополнительно предлагаются такие , как «тройка», «старичок поит коня». Из богородских -.«медведь под душем», «медведь – музыкант», а также богородская скульптура – «конь». Знакомство происходит как в образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Уже в предыдущих группах дошкольники познакомились с изделиями различных промыслов. В подготовительной к школе группе знания расширяются, углубляются, уточнятся. Знакомство с дымковской игрушкой проходит во время лепки. На рисовании дети расписывают ранее вылепленные ими игрушки; рассматривают, как ложится узор на объем.

        Далее, мы знакомим ребят с хохломской посудой. Знакомим с более сложными элементами, присущими данной росписи («кудрина»), с разными типами («верховая», «фоновая»), характерными цветами, присущему данному орнаменту (красный и черный), придающими теплоту и мягкость искусственному золоту, усиливающими его сияние. Детей подготовительной к школе группы можно познакомить и с некоторыми другими промыслами: кружевоплетением (вологодским, елецким), вышивкой; рассказать о павловскопосадских платках.

        В процессе самостоятельной художественной деятельности дети, имея уже определенные навыки, рисуют элементы декораций, костюмов для театрализованной деятельности, изготавливают подарки для малышей и взрослых.

Занятия, по знакомству детей с искусством тесно связаны с ознакомлением с художественной литературой. В этом плане полезно предложить задание: самими проиллюстрировать полюбившуюся книгу. Так расширяются представления детей  о тех изобразительных средствах, которые используют художники.

        Знакомство детей с изобразительным искусством проходит в тесном контакте с родителями. Они первые воспитатели своих детей, первые помощники педагога. Полезно, чтобы родители всегда были в курсе того, как проходит знакомство с искусством в детском саду. В родительском уголке мы постоянно устраиваем выставки поделок и детских рисунков. В папки – передвижки собираем материал об эстетическом воспитании – список литературы; короткие справки о видах промысловой деятельности; справки о художниках, народных мастерах.

        Таким образом, целенаправленная работа  в тесной связи с родителями, поможет нам хорошо подготовить детей к школе.

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Воспитатель ГБОУ СОШ с. Пискалы Евграфова Лариса Алексеевна

Тема: Знакомство со звуками К Кь, буквой К. 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Цель: актуализировать знания о звуках К и Кь и букве К.

Задачи:

Речевое развитие: автоматизация звуков к и кь; упражнять в умении делать звуко – буквенный анализ; формировать умение образовывать притяжательные местоимения.

Познавательное развитие: расширить и закрепить знание детей о птицах; формировать умение воссоздавать букву из частей.

Физическое развитие: формировать умение в двигательной активности; координация речи с движением.

Социально – коммуникативное: совершенствовать умение детей договариваться для совместной деятельности; ответственного отношения к выполнению задания; формировать у детей умение использовать нетрадиционные средства для декора изделий из пластилина.

Художественно – эстетическое: формировать у детей умение использовать нетрадиционные средства для декора поделок из пластилина.

Методы и приемы:

Практические: дидактические игры; игровая ситуация; интерактивные технологии «Карусель»; «Аквариум», «Интервью»; пальчиковая гимнастика; лепка буквы К из пластилина.

Наглядные: рассматривание картинок с изображением птиц; облака изготовленные в форме животных и птиц.

Словесные: беседа; диалоги; вопросы; речевые игры.

Материалы и оборудование: ноутбук; картинки с изображением облаков виде животных и птиц; фишки для проведения звуко – буквенного анализа слова (синие, зеленые, красные); материал для изготовления букв (пластилин, семечки, бусинки).

Содержание

1 Организационный момент

В: Ребята, посмотрите – за окном дует ветер, качаются ветки деревьев. Посмотрите, какие облака занес к нам сегодня ветер, кого они вам напоминают?

(дети находят сходство контура облаков с животным или птицей)

В: догадайтесь, какая из птиц так подает голос: ку – ку (кукушка), ко – ко ко (курица), кар – кар (ворона), ку – ка – ре – ку (петух), крак – крак (грач).

Птицы решили сегодня поиграть с вами и загадать различные загадки, ребусы.

1 –е задание: какой звук чаще других встречался, когда птицы подавали голоса? (Звук К.). Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

В: произнесите звук К. Можно этот звук пропеть или протянуть? (Нет.)

В: значит, это звук гласный или согласный? (Согласный.)

В: проверьте, звук К звонкий или глухой? (Глухой.) Почему вы так решили? (Горлышко не дрожит, звук произносится без участия голоса.)

В: звук К согласный, значит, может быть мягким или твердым. Я назову слог с твердым К, а вы – слог с мягким К.

Ка (кя); ко (ке); ку (кю); кы (ки); кэ (ке).

2 – задание: Кукушка предлагает вам выполнить упражнение «Верни звук К в слово». Предлагаю выполнить это задание, используя технологию «Карусель».

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап

Мотивационный

В: эта птица – белобока

Хватает все, что видит глаз.

И даже вот она сегодня

Звук К похитила у нас.

Вы звук теперь скорей найдите.

В слова его опять верните.

В: что это за птица? Сорока.)

В: Давайте закружим сороку на нашей карусели.

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

2 этап

Организационный

В: Договоритесь, с кем в паре вы будете работать, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспомните правила сотрудничества

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

3 этап

Деятельностный

В6 Ребята, кто занял место во внутреннем круге, возьмите, пожалуйста, картинку, займите свои места. Вы будете называть то, что у вас нарисовано.

А кто стоит во внешнем круге – добавлять звук К в конце названного слова (вол – волк; рыба – рыбак; море- моряк)

Дети активно взаимодействуют друг с другом.

Дети, стоящие во внутреннем круге, называют слово.

Дети, стоящие во внешнем круге, добавляют звук К и произносят новое слово.

4 этап

Итоговый

В: Сороке понравилась наша карусель. «Катаясь», вы путем добавления звука К в конце слов получали новые слова.

Обсуждают и оценивают свое участие в общей работе.

3 –е задание (работа за столом)

В: Вы сумели отгадать птиц по контуру и по голосу. А знаете ли, вы, какая птица подбрасывает своих птенцов на воспитание другим птица? (Кукушка.)

Разбейте слово кукушка на слоги.

Давайте это слово зашифруем с помощью цветных фишек. (Дети проводят полный звуковой анализ, анализируя каждый звук.)

4 – задание. Представление буквы К.

На доске выставляется стилизованная буква К.

В: Кто отправился в полет, в клюве веточку несет? (Ласточка)

-Какую букву принесла нам ласточка? (Букву К.)

- Как вы считаете, буква К гласная или согласная? Докажите. (Звук, который она обозначает, встречает преграду.)

Интерактивная технология  «Работа в парах»

В: договоритесь, с кем в паре вы хотели бы сегодня поработать и выложить букву К.

- Решите, из какого материала вы будете выкладывать букву К (пуговицы, фасоль, семечки, нитки, палочки) и приступайте к работе.

-Выполнив задание, договоритесь в паре, кто будет отвечать. Необходимо рассказать, какую букву вы выложили, из какого материала.

5 – задание «Слоговый диктант»

В: выложите из букв слоги КА, КО, КУ, КЫ, АК, ОК, УК, ЫК.

Чтение слогов и составление из них слов.

Интерактивная технология «Аквариум»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап

Мотивационный

На стенах дома своего я буквы напишу.

Читать молоденьких скворчат, я научить хочу. (Вывешивается картинка скворца.)

Давайте, поможем скворцу, научить скворчат составлять слова из слогов. А делать мы это будем в «Аквариуме».

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

2 этап

Организационный

Договоритесь, кто с кем будет работать в группе; какая группа будет выполнять работу первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами.

Дети договариваются и делятся на две группы.

Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

3 этап

Деятельностный

В вашей группе надо соединить эти слоги таким образом, чтобы получились слова..

После того, как задание будет выполнено, договоритесь, кто будет зачитывать слова.

Дети, активно взаимодействуя, составляют слова из предложенных слогов. Договариваются, кто будет отвечать.

4 этап

Итоговый

Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно в группах, вы составили много слов и помогли скворцу.

Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод.

Интерактивная технология «Интервью»

В: Молодцы, ребята! Все птичьи загадки мы отгадали, на все вопросы ответили. А что вам понравилось? Что нового вы узнали, услышали? Расскажите нашему корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок – журналист задает вопросы.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой буквой обозначается звук К?

- Чем звук отличается от буквы?

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе «А ну – ка, девочки!»

Воспитатель ГБОУ СОШ с. Пискалы Евграфова Лариса Алексеевна

Цель: создать положительное эмоциональное настроение у детей, их мам, бабушек.

Оборудование: бусы, платки, туфли мам, фломастеры, трафареты с изображением девочек в платьях, проектор, конфеты, воздушные шары.

Под музыку дети заходят в зал, мальчики читают стихи.

  1. Наш зал сверкает весь огнями

Гостей любимых он позвал.

Веселья час разделят с нами

Улыбки наших милых дам.

  1. И мы подарим вам сегодня,

Радость, шутки и цветы,

Давайте мы начнем скорее

Весенний конкурс красоты!

Вместе: «А ну – кА, девочки!»

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня славный весенний день. Улыбается солнце, совсем скоро зажурчат ручьи. Своим веселым пением птицы напоминают нам о том, что пришла весна. Они поют в честь всех женщин: мам, бабушек, и конечно же девчонок. Ведь приближается замечательный праздник – Международный женский день 8 марта! Сегодня мы решили поздравить наших девочек и подготовили для них конкурс, который называется «А ну-ка, девочки!», в котором они покажут нам какие они ловкие, умелые, музыкальные. А вас, мальчики и уважаемые гости попрошу хлопать веселее и болеть за наших девочек!

Девочки выходят под музыку «Такие девочки как звезды».

Песня «Мамочка»

Вед. Ну, раз это конкурс, то должно быть и жюри. В жюри приглашены независимые судьи (..).Жюри будет внимательно следить за участницами и достойно их оценивать.

И так, 1-ый конкурс Знакомство»

Почтеннейшая публика! Прошу внимания! Девочки волнуются все в ожидании.

Первый тур мы объявляем - и знакомство начинаем!

Под музыку девочки выходят, встают в линию, читают стих, поклон..) под музыку проходят на места.

2 конкурс Интеллектуальный! Каждая девочка должна быстро и четко ответить на мой вопрос..

-Мама твоей мамы?

- Краска для ногтей?

-Кукла с голубыми волосами из театра Карабаса Барабаса?

-Спаситель мухи Цокотухи?

- На чем летала Баба Яга?

- Краска для губ?

-Утренняя еда?

-Дом мышки?

-Центр бублика?

-Жгучая трава.

Вед. Спасибо всем участницам, вы успешно справились с эти заданием, переходим к следующему конкурсу

3 конкурс «Дефиле» (приготовить сумочку, шарфик, шляпку, платок, бусы, туфли на каблуках)

Девочки встают в круг, под музыку ведущий дает одну вещь, музыка останавливается, вещь остается у девочки и т.д.

 Ну , а теперь юные модели, будут дефилировать!

Вед. Молодцы, справились и с этим заданием!

4 конкурс Я объявляю следующий конкурс «Прекрасная няня!

В нашей группе много малышей, за которыми в течение всего года так старательно ухаживали наши ребята. Сейчас я предлагаю нашим девочкам организовать игру для наших малышей.

Проводится музыкальная игра  «Цветочки собираем».

Спасибо, девочки, молодцы!

5 конкурс  «Визажисты» Каждая участница получает плакат с нарисованным силуэтом девочки: вместо лица пустое пространство. Получает фломастеры и карандаши. Задача каждой - разрисовать и накрасить нарисованных девочек.

Вед. Ну а теперь пришла пора поиграть нам детвора! Девочкам нашим на смену выйдут мальчики - джентельмены! Мамам дома они помогают, косынку да фартук они надевают.

Конкурс « Кто быстрее наденет фартук и косынку».

Пока девочки стараются, мы продолжим нашу игру. «Что маме подарить?»

Что подарим нашей маме?

Догадайтесь дети сами.

Дайте срочно мне совет,

Какой нужен ей предмет.

Вещь полезная – тогда

Громко крикнем слово Да!

Если мамочке предмет

Не подходит – крикнем НЕТ!

Милицейский пистолет..

А коробочка конфет..

Туалетная вода..

Новая сковорода..

Билет в театр на балет..

Кожаный бронежилет..

Набор ниток для шитья..

Ну а пена для бритья..

В кухню новый табурет..

А от папочки привет?

Девочки показывают свои работы зрителям и передают жюри для оценки..

6 конкурс. Каждая женщина должна уметь все: стирать, гладить, штопать готовить, Всему этому нужно учиться с детства. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Сейчас мы проверим мастерство и ловкость наших девочек. Следующий конкурс называется «Развесь белье.» Для конкурса нам нужны мальчики помощники. Задача девочек развесить красиво белье и закрепить прищепками.

7 конкурс. Мама- это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. Сейчас я приглашаю мам наших конкурсанток. Девочки с завязанными глазами должны найти свою маму по рукам.

8 конкурс. И заключительный конкурс танцевальный. Я приглашаю на танец всех ребят. Жюри внимательно посмотрит и оценит, кто из конкурсанток окажется лучшей.

Игра танец.

Спасибо всем.

Жюри подводит итоги

Дети выстраиваются полукругом Стихи, песня  «Мамочка моя милая»

Наш конкурс «А ну- к девочки подошел к концу». Все участницы творчески подошли к каждому конкурсу, и теперь слово жюри.

Награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми подготовительной к школе группы "Разноцветная зима"

Беседа с детьми подготовительной к школе группы какая бывает зима по цвету....

Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Феодор Ушаков – великий адмирал»

Рассказ о талантливом флотоводце адмирале Феодоре Ушакове...

Тематическая беседа с детьми подготовительной к школе группы "Великий пост".

Задуматься над своим поведением никогда ни поздно и никогда ни рано....

Беседа с детьми подготовительной к школе группе "Я здоровье берегу"

Воспитание любви к здоровому образу жизни у детей желательно прививать как можно раньше, потому, что привычки, которые мы усвоили с детства, как правило, остаются с нами на всю жизнь....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Беседа с детьми подготовительной к школе группе "День Победы"

Беседа с детьми подготовительной к школе группе "День Победы"...

Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Феодор Ушаков – великий адмирал»

Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Феодор Ушаков – великий адмирал»...