Сердцу милая сторона
проект (подготовительная группа)

У нас в Курском крае есть свои удивительные места. Ведь Курская область обладает уникальными природными ресурсами, имеет к тому же удобное географическое положение и выделяется большим количеством историко-архитектурных и этнографических памятников. Поэтому неудивительно, что она может привлекать внимание туристов. А чтобы понять всю Россию, нужно начинать с изучения своей малой родины. Чем больше мы знаем о богатстве своей земли, тем глубже проникаемся любовью к своей малой родине.  Курский край богат заслуживающими внимания памятниками культуры и истории. В селе Красниково  Пристенского района есть уникальная, единственная в России действующая водяная мельница. Создана она была еще в 18 веке, причем без единого гвоздя. Мельница является объектом культурного наследия регионального значения. На территории, прилегающей к мельнице, появится туристическая инфраструктура.

Раньше считали, что наша мельница уникальная для Черноземья,  является образцом деревянного зодчества. Недавно же выяснилось, что водяных мельниц девятнадцатого века, полностью сохранившихся, кроме мельницы в Красниково, больше в России нет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18»

Проект: «Сердцу милая сторона»

Подготовила: Горлова Г. А.

педагог дополнительного образования

по духовно – нравственному воспитанию

Курск 2022

Паспорт проекта

Название: «Сердцу милая сторона»

Тип проекта: исследовательский

Вид проекта: краткосрочный.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к традициям своего народа.

Продукт проекта: мультимедийная презентация.

Сроки реализации: 10.01.22г. - 28.02.22г.

Участники проекта: дети 6-7лет, их родители, воспитатели, педагоги.

Предмет исследования: Красниковская водяная мельница.

Цель проекта:

Провести виртуальную экскурсию и познакомиться с историческим и культурным наследием Курской области.

Задачи:

  1. Сбор, изучение и анализ информации.
  2. Развитие интереса к историческому и культурному наследию нашей области.

Проведение виртуальной экскурсии в удивительное место родного края.

Гипотеза проекта

 

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. 

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проектная работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников.

Для детей:
- Расширять знания детей о Курском крае;
- Узнать об исторических памятниках и достопримечательностях, которыми
богат наш родной город;

Воспитывать интерес к истории своей малой Родины;

Для родителей:
- Дать представление родителям о значимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Для педагога:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

Повысить уровень педагогического мастерства.

Предполагаемые результаты  проекта

для детей:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
  • Формирование чувств национального достоинства;
  • Расширена развивающая предметно-пространственная среда.

для педагогов:

  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
  • Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей;

Имеют представление о значимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
-  Имеют активную позицию  в совместной деятельности с детьми.
- Обогащены  воспитательными  умениями при работе с детьми в рамках проекта.

  • Этапы проекта разработки и реализации:

I этап – подготовительный:
- Выбор тематики проекта, подборка материалов и литературы.

II этап – основной:

  • - Центр «Читаем вместе»: произведения курских авторов - Асеева Н. Н., Воробьева К. Д., Гайдара А. П., и Фета А. А.
  • фотоальбом «Курск – город,  которым горжусь!»;
  •  памятный альбом рисунков «Малая Родина – Курск дорогой!»;
  •  дидактические и развивающие игры – ««Знатоки родного края», «Люби и знай свой Курский край», «Точь в точь (собери картинку)»
  • Цикл занятий-путешествий по родному городу с включением виртуальной экскурсии.
    Проведение досуга: чтение стихов о Курске.
  • III этап – практический:
  • С детьми:
  • - Проведение мероприятий с детьми по ознакомлению с историческими памятниками  
  • - Беседы с элементами диалога.
  • С родителями:
  • - Выставки литературы о курском крае для родителей.
  • С педагогами и сотрудниками ДОУ:
  • - Консультации.
  • - Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для  работы с детьми.

IV этап – аналитический

  • - подведение итогов проекта.

Актуальность: Люди всегда бережно охраняли достижения своих цивилизаций. Память об этих достижениях дошла и до наших дней, став достоянием всемирной истории.

У нас в Курском крае есть свои удивительные места. Ведь Курская область обладает уникальными природными ресурсами, имеет к тому же удобное географическое положение и выделяется большим количеством историко-архитектурных и этнографических памятников. Поэтому неудивительно, что она может привлекать внимание туристов. А чтобы понять всю Россию, нужно начинать с изучения своей малой родины. Чем больше мы знаем о богатстве своей земли, тем глубже проникаемся любовью к своей малой родине.  Курский край богат заслуживающими внимания памятниками культуры и истории. В селе Красниково  Пристенского района есть уникальная, единственная в России действующая водяная мельница. Создана она была еще в 18 веке, причем без единого гвоздя. Мельница является объектом культурного наследия регионального значения. На территории, прилегающей к мельнице, появится туристическая инфраструктура.

Раньше считали, что наша мельница уникальная для Черноземья,  является образцом деревянного зодчества. Недавно же выяснилось, что водяных мельниц девятнадцатого века, полностью сохранившихся, кроме мельницы в Красниково, больше в России нет

Я проведу виртуальную экскурсию и расскажу об удивительном месте нашего края.

«Кипит вода, ревёт ручьём…»

 Эту строку из стихотворения Ивана Тургенева стоит продолжить

«…На мельнице, и стук и гром,

Колёса то в воде шумят,

А брызги вверх огнём летят…

Можно  ли где – нибудь увидеть время, увидеть как оно выглядет. Старинная мельница в селе Красникова подходит для этого как нельзя лучше. Почти полтора столетия  без остановки бежит вода по деревянному жёлобу к её лопастям огромного  колеса. Жернова наполняют сказочным скриом укромную заводь тихой речушки.

Такого чудного места наверное больше и нет в Центральном Черноземье. По всей России мало где остались такие долгожительницы. Но наша красавица – мельница самай древняя, построена в 1861 году. Со временем она потемнела, не приносит прибыли, но она есть  и она жива.

Мельница вернулась в рабочее состояние, сейчас становится популярны сельский туризм. Туристы, которые будут посещать этот уголок смогут не только любоваться видом, но и смогут изучать устройство, есть пироги из муки, которой будет изготовлена здесь и кататься на лодках.. При реконструкции было много трудностей, долго не удавалось запустить мельницу, но в 2014 году работы были завершены, мельница приобрела свой первоначальный вид, но  с элементами современного ланшафтного дизайна.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

И. Кончаловская

К горизонту уводит нас мостик,

Далеко убегает река…

Столько места для сщастья и воли,

Что хватило бы всем на века

Водяная мельница, прошлого прогресс,

Водопадом вертится колесо чудес,

Скрипя, грустно песню поют жернова,

Белоснежною пыльцою сыплется мука,,

Вновь рекою сыплется из мешков зерно,

Вода вращает лопатку – колесо,

И пока за лесом живёт родничок,

Мельница подарит нам хлебушка кусок.

Полтора века мельница скрипит,

И во всей округе бурно жизнь кипит,

Не боится «кризы» - жил бы родник.

Из глубины в 17-19 веках, в сельской местносьт, где быа хотя бы небольшая река,  где можно было бы построить платину, строили всегда и водяную мельницу. Из ближайших селений тянулись подводы с зерном, а обратно со свежей мукой. Лошади и возницы были слегка «препудрены» белым, и это было одним из символом сельского благополучия. Дорога  всегда шла через плотину около мельницы, из  омута всегда можно было наловить рыбы, в пруду плавали утки, гуси на заливных лугах зеленела трава.

По подсчётам историков в серединке XX века на тысячу жителей приходилась одна водяная мельница в центральной и северной части России. В Курской  губернии  - это было не далеко от истины.

Немеого о мельницах.

На реках с крутыми берегами строились мельницы с запрудами и подачей воды на колесо сверху (верхний бой). На широких реках возле низких берегов наоборот строились с нижним боем и колесом, размещенным к воде не вертикально, а горизонтально. При этом водяная мельница стояла в стороне. Вода подводилась к колесу по деревянным желобам. Наиболее  ответственный элемент в мельнице – это колесо, оно могло в диаметре быть 4 метров. К мощному горизонтальному валу – оси спицами прикреплялись  два деревянных обода, расстояние между ними было 50 см.. Внутри обшивали досками, а снаружи, между ободами вставляли перегородки (лопатки), получались своеобразные ковши, которые располагались один над другим вдоль колеса. При падении воды сверху в ковш, она колесо приводила в движение, а вместе с ним и горизонтальный вал. Крупные мельницы имели несколько  колёс. Внутри мельницы к валу крепили колесо, которое специальными зубьями соединялось с горизонтальной шестерней. Для мельчайшиъ механизмов характерны: Точный расчёт всех элементов. И качество работы. Строили мельницы местные опытные мастера,  В старину, что бы не произошло самовозгорания, при трении деревянных частей мельничного механизма, мельники смазывали их свиным салом.

Сердце мельницы – это жернова. Вертикальная ось от шестерни проходила через  отверстие  в центре нижнего камня (лежак) и на глухо крепилось к верхнему (бегун). Нижний камень оставался неподвижный . а вращался только верхний. Жернова отгораживались кожухом. Жерновые камни должны были быть особого свойства . От них требовалась прочность, вязкость и пористость. Часто жернова привозились из другой местности, т.к., мастера – каменотёсы некоторых местностей специализировались на изготовлении жерновов. Производительность мельницы зависела от  размера камня и скорости вращения . Жернова были диаметром о 50 до 120 сантимеиров. На моловодных речках становили небольшой бегун и скорость вращения в пределах 60 оборотов в минуту. Так постав мог размалывать от 16 – 64 кг. в час. Водяные мельницы строились как правло из дерева. Часть располагалась  на сваях над водой, а позже стали подводить каменный фундамент. Рабочее помещение мельниц было двухэтажным. На верху находился лоток для засыпки зерна. Внизу  - ларь для муки и ступы с пестами для дробления зерна на крупу. Рядом лежали деревянные совки для засыпанич муки. По стенам висели различные веревки и шнурки  для завязывания мешков с мукой. Пучки трав. Напор воды можно было регулировать на плотине специальной заслонкой.

Плотина - это  преграда. Когда плотные слои  дёрна выкладывались слой за слоем. Укреплялись жердями и кольями. В дно вбивались дубовые сваи и  укрепляли камнями. Считалось , что на каждом водоёме , где была мельница, жили водяные. Мельница переходила по наследству к сыну мельника, который и перенимал все знания. Мельник ничего не делал просто так, что бы не терять своей силы. Даже не разговаривал и не прощался с крестьянами. Возле мельницы было шумно, крестьяне привозили зерно на помол. Мешки с зерном взвешивались и складывались в стопку. На втором этаже открывалось окно, спускалась цепь с петлёй на конце. Петля накидывалась на мешок и с помощью специальной лебёдки поднимались на второй этаж. Молоть приезжали вдвоём. Один крестьянин наверху, после команды мельника «Засыпай» засыпал зерно в лоток. Зерно попадало в отверстие в жерновеи размаловылось.Внизу необходимо было подставлять мешки под струйку муки. После команды «Отгортывай» необходимо было убрать мешок и закрьть заслонкой отверстие. Дальше сыпалась мука следующего крестьянина. Жернова не должны работать в холостую. В мельнице было два жернова, один для грубого помола, другой для мелкого. Мука грубого помола не пригодна была для блинов. Её мололи ещё раз. Мешки взвешивались на весах, часть муки мельник брал часть муки в качестве платы за работу.

Красниковская мельница, которой уже больше 150 лет была сооружена в середине 19 века. Дата рождения была прописана детским подчерком на стенде в школьном музее. Если бы ни это, то и счёт годам был бы позабыт. Глазова мельница стояла на урезе крутого берега с того времени, когда нас еще не было. Но кто такой Глазов, местные старики уже не помнят, хотя целая эпоха  красниковской истории названа: «глазовские времена». На речушке Крюк была сделана запруда из из пары десятков забитых моренных дубовых свай . Дуб за всё время стал прочнее гранита. Жернова были сделаны из гранита, а домик мельника, одним боком вросший в обрывистый берег, за длинную жизнь подновляли.

Ходовая часть сохранилась со времени постройки. За всё время  до реконструкции было только заменено сломанное деревянное колесо на металлическое. Местные жители волновались, вдруг не смогут починить?  Ещё до революции мельницу по одной из версий, выкупил  у семьи строителей батрак Фома Тетянец. Его предки были поляки,, а по другой, была отдана в приданое дочери .

После революции, мельница досталась колхозу, а «кулака» Тетянеца сослали в Сибирь. Мельница не была остановлена ни после электрической мукомольни, ни  когда сам колхоз после перестройки был признан банкротом. А несколько лет назад из Самары приезжал сын последнего владельца Вячеслав Фомич Тетянец.  Он уже старик, получил ранение в 43 году, ему всю жизнь снился поросший ивами пруд возле дубовой отеческой меленки. И на девятом десятке жизни решил навестить наследие предков. Мельница исправно трудилась и мука была всё так же хороша.

Местной детворе мельница заменяла аквапарк.  Когда не было муки, чтобы колесо не крутилось в холостую, вода сливалась по специальному водоотводу. Говорят , 4 –метровый водопад – лучший гидромассаж.  Раньше вода переливалась через плотину, а сейчас через металлическую трубу. Ныряние через неё стало сдешним развлечением, когда проплывают через неё три метра, захватывает дух, не хуже чем от американских горок.

Работала мельница до 2000, потом , без хозяйского пригляда стала разрушаться. Раньше строение напоминало сказку, то теперь жилище Бабы – Яги.

С 2003 года по рекомендаци  Министерства культуры постановлением губернатора Курской области мельница в селе Красниково была включена в единый государственны реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации. Долгое время  не проводилось  никаких реставрационных работ, и она полностью разрушилась. Благодаря местным жителям, их любви к родному месту, они поддерживали , чтобы передать будущему поколению.

С недавнего времени в России востанавливают водяные мельницы в исторических местах. Теперь мельница является частью Курского областного краеведческого музея. Идёт реконструкция.  Впервые о реконструкции стало известно сот 25 мая 2012 года.

Теперь каждую субботу и воскресенье с начала мая и до конца октября посетители смогут увидеть и услышать Мельничное волшебство. Мельник сыграет вам на балалайке, споет частушки, расскажет мельничные истории, проведет игровые программы.

В настоящее время рядом с Водяной мельницей создается «Этнографический центр Курской области». Комплекс, в котором переплетаются мемориальные постройки прошлого и позапрошлого века и строения, воссозданные по традиционным канонам, позволит окунуться в прошлое. Турист, пересекая условные границы этнографического центра, как будто на «машине времени» перенесётся на несколько столетий назад, где он гуляет по курской деревне, слышит местный говор, видит деревенских жителей в национальной одежде.

А для самых маленьких посетителей на мельнице будет организован настоящий кукольный театр.

Литература

1. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6

2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.

3.Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004

4. «Встреча с Курском» В. Левченко, Т. Грива АП «Курск»

5.  История и современность Курского края региональное учебное пособие Курск 1998г. под общей редакцией профессора Б.Н. Королева.

6.  «С любовью к родному городу». Сборник методических материалов из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений города Курска МУ «научно-методический центр города Курска» Курск 2005 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Познание" (экология) Тема: "Сердцу милый уголок", подготовительная к школе группа.

Нод. Познание. В данном материале дети знакомятся с жемчужиной марийского края - заповедником "Большая Кокшага, его представителями флоры и фауны....

Паспорт проекта "Сердцу милая станица"

Детско-взрослый познавательный долгосрочный проект о станице Стародеревянковская....

"Нет деревца сердцу милей"

С самых ранних лет, совершенствуя речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях, необходимо воспитывать любовь и бережное отношение к природе; прививать любовь к истокам русской народно...

Учебно-методическое пособие "Сердцу милый уголок. Ярцево"

Учебно-методическое о достопримечательностях города Ярцево Смоленской области в виде карточек с фотографиями и кратким описанием...

"Сердцу милый и родной- вот такой Мичуринск мой!"

Краеведческое занимательное занятие, целью которого является знакомство с достопримечательностями родного города-Мичуринска....

Сердцу милые места

В нашей дошкольной образовательной организации № 7 города Свободного проходил познавательный проект «Сердцу милые места!» с 1 мая 2017 года по 12 августа 2017 года, посвященный 105-летию н...