Познавательно - творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.03-26.03_skoro_v_shkolu.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»
Проект в подготовительной группе «Скоро в школу!»
Подготовила:
О. Н. Пасынкова
г. Североуральск
2020 г.
Актуальность
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели 15.03 – 02.04).
Состав участников проекта: воспитатель группы, воспитанники подготовительной группы, родители.
Продукт проекта:
- Схема-маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);
- Совместное мероприятие родителей и детей подготовительной группы «Школьная жизнь». Конспекты, дидактические игры.
Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности
Цель проекта:
- формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного отношения к школьной жизни.
- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- воспитывать положительные качества в детях.
- воспитывать умение слушать взрослых и детей.
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в общественных местах
Обучающие:
- формировать представления детей о школе и её значении.
- активизировать словарный запас.
Развивающие:
- развивать творчески активную личность.
- развивать навык общения.
- развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление).
Предполагаемый результат:
- Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
- Подготовка руки к письму;
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций.
- речевое развитие: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение стихотворений о цифрах.
- социально-коммуникативное развитие: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры.
- художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация.
Средства и оборудование:
- Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
- Методические: Дидактические игры, конспекты бесед, занятий, книги.
- Организационные: столы, краски, пластилин, бумага, клей, ножницы, счетные палочки
Работа с родителями:
- объединить усилия ДОУ и родителей в подготовке детей к обучению в школе.
- уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка.
- Фотоколлаж: «Мы тоже были школьниками».
- Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
- Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
- Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей, будущих первоклассников».
Этапы проекта «Скоро в школу»
Этапы проекта, | Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту | Деятельность детей |
1 этап подготовительный | Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей: Предложить рассмотреть картину с изображением школы и школьной жизни. | Принимают задачу проекта. |
- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме; | Планируют с воспитателем как они будут готовить маршрут «Путь от дома до школы», используя разнообразные формы: аппликация, рисование | |
2 этап основной | Беседы: «Как построит свой день». Составление режима дня, «Каким ты представляешь себя в школе», «Чем школа отличается от детского сада», Беседа о школе и правилах поведения в школе. Чтение художественной литературы: «Что такое школа?» Л.А.Арсенова М.Зощенко «Пора вставать». «В школу» А.Барто, «Три звонка» А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз, «Читалочка» В.Берестов, «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин, чтение стихотворений о цифрах. Дидактические игры: Лото «Школьные принадлежности», «Собери портфель», «Расшифруй слова», настольная игра «Собери из частей школьный предмет»: «Читаем предложения», «Логический поезд», читаем по буквам», «Числовые домики»,«Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности». Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека». | |
3 этап | Выставка совместного творчества с родителями фотоколлаж «Мы были школьниками», составление маршрута «Путь от дома до школы», совместное мероприятие с родителями «Школьная жизнь» |
|
Перспективный план по проекту: «Скоро в школу»
| Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями | |||
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Индивидуальная деятельность с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу | ||||||
1 неделя | Просмотр презентации «Школа». | Лото «Школьные принадлежности», | Сюжетно-ролевые игры «Школа», | Рассматривание картины «Школа» | Проинформировать родителей о проведении проекта. | |
Задача: расширять представления детей о школе | ||||||
2 неделя | Беседа «Каким ты представляешь себя в школе». | Дидактические игры: «Читаем предложения», «Логический поезд». Составление рассказа по картине «В школу». | Сюжетно-ролевые игры «Школьная библиотека», | Слушание детских песен «Первый раз в первый класс». | Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников». | |
Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе | ||||||
3 неделя | Беседа«Как построит свой день». Составление режима дня. Чтение «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин | Дидактические игры: «Читаем по буквам», «Числовые домики», «Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности». | Просмотр мультфильма «Остров ошибок». | Слушание детских песен «Первоклашка» | Памятка для родителей «Скоро в школу». Приложение № 4 |
Приложение №1
Анкета для родителей
«Ваш ребенок скоро станет школьником»
ФИО (ребенка) __________________________________________________________________
Год рождения ребенка _______________ Возраст _____
1.В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?
В 6 лет, потому что
· друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и ребенку будет легче освоиться в школе в уже привычной компании;
· ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в саду уже известен ребенку;
· интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку исполнится 7 лет;
· ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;
· другие причины (укажите какие) __________________________________________________________________
В 7 лет, потому что
· в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;
· в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;
·в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учеба;
· другие причины (укажите какие) ___________________________________________________________________
2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению? (можно выбрать несколько пунктов)
·здоровье, физическая выносливость;
· умение общаться со сверстниками;
· умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
· отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
· умение читать;
· способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;
· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;
· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
· логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
·другое (укажите что) _______________________________________________________________
3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обучению? Почему? __________________________________________________________________
4. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?
- да; - нет, т.к.__________________________________________________________
(укажите причины).
5. Выбрана ли вами школа, в которой будет учиться ваш ребенок?
- да; - нет, т.к. _____________________________________________________
Если да, то что повлияло на ваш выбор:
- близость к местожительству вашей семьи;
- специфика школы (углубленное изучение иностранных языков и т. п.);
- применяемые в школе специальные программы обучения;
- рекомендация знакомых;
- другие причины ____________________________________________________
(укажите какие)
Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребенка; рекомендации работающих в настоящее время с ребенком педагогов;
- да; - нет, т. к. ______________________________________________________
(укажите причины)
6. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?
- да;- нет, т. к. ______________________________________________________
(укажите причины)
7. Считаете ли вы, что ваша семья материально готова к поступлению ребенка в школу?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим.
8. Располагаете ли необходимыми средствами для покупки всех необходимых ребенку учебников?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим.
9. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим
10. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребенка на занятия и встречать его из школы?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим.
11. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим.
12. Планируете ли вы выделить ребенку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?
- да; - нет, т. к. ________________________________________________________
(укажите причины)
еще не задумывались над этим __________________________________________
13. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?
- да; - нет, т. к. ______________________________________________________
(укажите причины)
еще не задумывались над этим.
Приложение №2
Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Поставьте знак + против высказываний, с которыми Вы согласны. Те ответы, которые остались пустыми – это план вашей работы с ребенком до 1 сентября и всю первую четверть.
1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
3.Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?
9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10.Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?
12.Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15.Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Если Вы ответили "ДА", то поставьте 1 балл, если Вы написали "НЕТ", то поставьте 0 , затем сложите все ответы.
Количество утвердительных ответов составляет:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.
Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше- почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Уважаемые родители! Результаты могут вас разочаровать.
Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Если Ваш ребенок готовится стать учеником, Вы можете предложить ему следующую анкету.
Попросите ребенка выразить своё отношение к содержащимся в ней утверждениям, знаками «+» или «-» зафиксируйте его ответы. Это поможет Вам лучше узнать мотивы, которыми руководствуются Ваш малыш при поступлении в школу.
Приложение № 3
Анкета «Я - первоклассник»
1.Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.
2.Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3.Я буду приглашать на день рождения весь класс.
4.Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5.Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.
6.Мне интересно, что в школе дают на завтрак.
7.Самое лучшее в школе, это каникулы.
8.Мне кажется, что в школе интереснее, чем в саду (дома).
9.Главное, что в школу носят рюкзак с книгами, тетрадками, ручками и карандашами.
10.Хочу всему научиться.
11.Не хочу ходить в детский сад.
12.Я хочу в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.
13.Если бы я мог (могла), я пошел (пошла) бы в школу ещё в прошлом году.
Если ребенок согласился с пунктами:
2,4,5,8,10,13 – ребенок понимает, что такое школа, относится к ней положительно, хочет туда идти, будет учиться с интересом - мотивация сформирована;
1,3,6,7,9,11 – он хочет в школу, но привлекает пока она не учебой, а новыми друзьями и играми - мотивация не сформирована!.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредотачиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе детского сада «Скоро в школу»
Описание: Данный проект рассчитан для детей 6-7 лет, воспитателей, родителей. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготов...
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу» Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также ро...
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»
Тема проекта: «Скоро в школу»Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в в...
Творческо- информационный проект в подготовительной группе «Скоро в школу»
Цель: формировать у детей подготовительной группы представлений о школьной жизни.Актуальность темы.Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кард...
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок от...
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе детского сада «Скоро в школу»
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе детского сада «Скоро в школу»...
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе детского сада «Скоро в школу»
Краткосрочный проект "Скоро в школу"...