Практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «Профессии прошлого – профессии будущего».
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Пасынкова Ольга Николаевна

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно.

 Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире, в связи с этим и был разработан проект «Профессии прошлого – профессии будущего».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» г. Североуральск

Практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста

«Профессии прошлого – профессии будущего»

Подготовила:

О. Н. Пасынкова

2021 г.

По доминирующей в проекте деятельности: информационно – практико-ориентированный, игровой¸ творческий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный.

По профилю знаний: область социализация.

Участники проекта: педагог группы, дети подготовительной группы, специалисты детского сада, окружающий социум.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, худ. творчество.

Актуальность 

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, с основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих знаний является важным звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире, в связи с этим и был разработан проект «Профессии прошлого – профессии будущего».

Проблема 

-Кем и где работают мои родители? -Какие профессии популярны в нашем городе? -Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?

Цель проекта: 

Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий взрослых и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

Задачи проекта: 

-Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

-Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нём.

-Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых.

-Познакомить детей с трудовыми действиями взрослых, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.

-Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

-Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых. Формы реализации проекта: 

- познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- труд на участке ДОУ;

- развитие познавательного интереса, мышления, творческого воображения и коммуникативных навыков;

- активизация речи, словаря; - развитие творческих способностей детей. Деятельность педагога: 

- беседы;

-познавательные рассказы воспитателя;

-интегрированные занятия;

- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);

-использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.

Деятельность детей: 

-речевые игры, описательные рассказы;

-дидактические игры с предметными картинками;

-сюжетно - ролевые игры;

- художественно-продуктивная деятельность.

Ожидаемые результаты 

Дети знают:

-Название и назначение разных профессий;

-Значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий;

-Атрибуты, особенности профессиональной форменной одежды разных профессий;

-Профессии своих родителей.

Дети умеют:

-Понимать значение труда людей разных профессий;

-Ценить результаты труда людей разных профессий;

-Использовать активный словарь по теме;

-Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.

Этапы реализации проекта: I этап «Подготовительный» 

Что я знаю - О профессиях работников детского сада.

Что я хочу узнать - Я хочу больше узнать о профессии моих родителей, других профессиях прошлого, и будущего.

В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями, организация предметно – развивающей среды, подбор художественной литературы, подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок, изготовление и пополнение атрибутов для различных сюжетно-ролевых игр, подбор дидактических, словесных, настольных игр.

II этап – Основной 

-Проведение целевых экскурсий в библиотеку, школу, пекарню.

- Рассматривание иллюстраций, карточек с изображением разных профессий.

-Просмотр презентаций о профессиях: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»; «Профессии старой России»; «Очень интересные разные профессии»; «Угадай профессию».

-НОД: «Кто где работает» «Мамы разные нужны, мамы всякие важны!» «Очень интересные разные профессии».

- Беседы: «Современные профессии», «Профессии моих родителей», «Профессии будущего».

-Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

-Составление рассказов на тему «Профессия моей мамы»

-Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа –милиционер» В. Маяковский «Кем быть» С. Михалков «А что у вас?» К. Чуковский «Айболит» П. Мумин «У нас рабочая семья» С Маршак «Почта» С. Баруздин «Кто построил этот дом»

-Загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.

-Организация дидактических, словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр.

-Продуктивная деятельность:

- Рисование по замыслу: «Кем ты хочешь быть», конкурс рисунков «Интересный мир профессий».

III этап – заключительный

Презентация проекта: Инсценирование произведения С. Михалкова «А что у вас?» (выступление перед воспитанниками других групп).

Итоги: Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. У детей пробудился активный интерес к познанию различных профессий.

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться:

-Дети знают место работы родителей, профессию; испытывают гордость и уважение к труду взрослых.

-Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду и с удовольствием их выполняют;

-Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями прошлого.

-Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

-Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.

-У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат понравившуюся профессию.

Вывод: 

В результате проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к профессиям. Данный проект получился ярким, практическим, познавательным. Все дети активно участвовали в проекте, были прочитаны стихи, рассмотрены фотоиллюстрации, закреплены навыки рисования. Дети пополнили словарный запас новыми словами. Я считаю, что проект достиг поставленной цели.

Рефлексивный компонент: 

Полноценное развитие ребенка-дошкольника должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности, что было учтено при организации и проведении данного проекта. При планировании проекта был учтен принцип интеграции образовательных областей. Данная проектная деятельность максимально способствовала раскрытию творческого потенциала ребенка. Воспитательно-образовательный процесс вовремя НОД выстраивался на основе создания психологического комфорта у детей с применением данных технологий, что позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников; развитию коммуникативных навыков, удовлетворения потребности в двигательной активности дошкольника. Все части проекта были тесно взаимосвязаны друг с другом, что способствовало поддержанию интереса у детей на протяжении всего проекта. Каждому ребёнку дана возможность участвовать в проекте, добивалась, чтобы у каждого ребенка получился результат. Длительность НОД была выражена в соответствии с санитарными нормами и правилами, а также с возрастными особенностями детей. Программный материал был подобран в соответствии с ФГОС ДО. Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи реализованы полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"АЛЛЕЯ СЛАВЫ" Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, посвященный 70-летию Великой Победы.

Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважитель...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Измерение массы предметов"

Проект  разработан и проведен с детьми. Показал соответствие игр и  материалам возрасту.  Содержит  нестандартные подходы и решения в приобретении новых знаний, а так же  авто...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Мир эмоций"

Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирова...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «По страницам сказочного мира»

Недаром дети любят сказку.Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца....

Долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пластилиновые чудеса»

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилино...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Подготовка детей к школе с помощью кинезиологических упражнений"

Цель: создание условий для внедрения универсального метода кинезиологии для подготовки детей к школе.Задачи:•Развивать мелкую моторику кистей рук;•Развивать координацию и общую моторику ребе...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «По страницам сказочного мира»

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-­нравственного развития ребенка, ко...