План работы по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей с ЗПР с помощью оригами»
методическая разработка

Смирнова Ольга Александровна

План работы по самообразованию

 

Тема:

«Развитие творческих способностей у

 детей с ЗПР с помощью оригами»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Радуга»

План работы по самообразованию

Тема:

«Развитие творческих способностей у

 детей с ЗПР с помощью оригами»

                                                                                                                                 Воспитатель

группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР:

                                                                                                                                                     Смирнова

Ольга

Александровна

27.08.2021 г.

Актуальность:

      Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

      Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

     Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20-30 минут, 1 раз в неделю.

Цель: 

Развитие  творческих способностей у детей с ЗПР.

Задачи:

  • Изучить методическую литературу.
  • Разработать и реализовать перспективный план работы.
  • Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.
  • Мониторинг развития мелкой моторики рук

Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Обработка и анализ результатов:

  1. 0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
  2. 1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
  3. 2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

  • - Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
  • - Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
  • - Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук

    1 блок

1. Упражнения на координацию движений

2. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.

3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

   2 блок.

Работа с бумагой

1. Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).

2. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

   3 блок

1.Упражнения на дорисовывание.

2. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

Перспективный план

Раздел плана

Содержание работы

Формы работы

сроки

1

Теорети-

ческий

 Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя

Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами

Сентябрь-

октябрь

 

Практи-

ческий

Разработать
общие правила при обучении технике оригами

 

Сентябрь

Выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга
беседы.

Мониторинг

Октябрь.
(1 неделя)

Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье)

Занятия

Сентябрь -май

Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий.

Разработать комплекс упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук.

Октябрь - январь

Повторно выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Май 2022г.

мониторинг

май

Работа с родителями

Консультации
для родителей:

На тему:

«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».

Октябрь

«Оригами и психология».

Декабрь

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Март

Работа с детьми

Занятия с детьми.
1раз в неделю

Тематика  занятий по оригами перекликается с темами недели на учебный год

Октябрь – май

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-драматического искусства".

Цели, задачи: Знакомить детей с искусством театра.- Расширять представление об особенностях сценического искусства.- Развивать творческое воображение.- Обогащать музыкальные впечатления.- развивать ху...

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...

План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»....

План работы по теме "Развитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами".

План работы по теме  «Развитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами» педагога : Селиверстовой Ирины Николаевны.  Цель:  ·...

План работы по самообразованию «Развитие креативности у детей старшей группы с помощью оригами»

Тема: Развитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами.Цель:• Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей подготов...