Шахматный брейн-ринг
материал
Цель: выявление уровня сформированной теоретических знаний, методических и практических умений педагогов в области шахмат.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Материалы и оборудование: два стола для команд, песочные часы, заготовленные таблички для названия команд, сигнальный флажок, листочки с заданиями, ручка, 2 мешочка с шахматными фигурами, шахматная доска, компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, медали на каждую команду, фигуры шахматные для очков.
В игре учувствуют команды по 5 человек.
Предварительная работа: команды делятся с помощью пешек на две команды: «Белая пешка», «Черная пешка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnyy_breyn-ring_itogovyy.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматный брейн-ринг.
Цель: выявление уровня сформированной теоретических знаний, методических и практических умений педагогов в области шахмат.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Материалы и оборудование: два стола для команд, песочные часы, заготовленные таблички для названия команд, сигнальный флажок, листочки с заданиями, ручка, 2 мешочка с шахматными фигурами, шахматная доска, компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, медали на каждую команду, фигуры шахматные для очков.
В игре учувствуют команды по 5 человек.
Предварительная работа: команды делятся с помощью пешек на две команды: «Белая пешка», «Черная пешка»
Ход семинара
Добрый день уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на семинаре – практикуме, посвященному шахматному образованию в ДОУ. Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. А интеллектуальное развитие дошкольника - важнейшая составная часть общего развития.
Поскольку игра в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную, То целью нашей работы по обучению детей игре в шахматы на этапе дошкольного детства в нашей работе является формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы; развитие любознательности, интеллектуальных способностей и потребности в приобретении - усвоение детьми начальных представлениях о правилах игры в шахматы, основных шахматных понятий и правил взаимодействия с партнером во время игры в шахматы.
В нашем учреждении обучение детей игре в шахматы реализуется через совместную деятельность в средней, старшей и подготовительной группах и интегрируется со всеми образовательными областями: физическое, социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
Для обучения детей игре в шахматы используем разные методы и приёмы:
1. Игровой метод (и подвижные игры, инсценировки и т.д.)
2. Словесный метод (беседы; вопросы к детям, чтение стихов, потешек, сказок и т.д.);
3. Наглядный метод (рассматривание иллюстрации, презентации),
4. Практический метод (дидактические игры, решение дидактических задач, викторины, брейн-ринг);
Выбор методов и приемов зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей детей, формы организации обучения, оснащенности педагогического процесса и личности воспитателя.
Процесс обучения детей игре в шахматы проходит в несколько этапов:
- Знакомство с шахматной доской.
- Знакомство с фигурами и пешками.
- Обучение правилам шахматной игры.
- Решение шахматных задач и этюдов.
- Игра в шахматы.
А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться на брейн –ринг «Шахматная страна».
«Шахматный брейн-ринг» способствует развитию внимания, нестандартного мышления, качественное закрепление пройденного материала. Также помимо дидактической нагрузки способствует творческому разностороннему развитию детей. Дети учатся мыслить самостоятельно, что очень важно в шахматах, идет развитие памяти, внимания, наблюдательности. В следствии учебно-тренировочный процесс становится более продуктивным.
Как и в каждом брейн – ринге у нас есть жюри, которое беспристрастно будет следить за ходом игры и в конце объявит лучшую команду.
Разрешите представить вам наше жюри:
По ходу игры за каждую вашу победу в очередном задании вам будет даваться фигура. У какой команды будет большое количество фигур по окончании игры, то та команда и будет победителем.
Итак, все участники этой удивительной игры готовы, и мы можем начать нашу игру – интеллектуальное сражение между командами. Разрешите представить вам наши команды
1. Представление команд:
Наши команды команда «Белая пешка» и команда «Черная пешка». Поприветствуем их.
В каждой партии разыгрывается одно очко. Время на обсуждение 30 секунд. После того как будет задан вопрос и дан сигнал «время», капитан команды, которая знает ответ, поднимает сигнальный флажок и отвечает.
В случае если у команды нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде. Но уже 10 секунд. По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда дает неправильный ответ, счет остается прежним. Итак, команды готовы? После того, как команда даст ответ, на экране вы увидите правильный ответ.
В шахматах сражение между соперниками называется партия, мы тоже каждый этап нашего сражения будем называть партией.
1-я партия. Разминка – вопросы из шахматной шкатулки.
У вас на листочках написаны вопросы, вам дается 1 минута, чтобы обсудить и дать ответы на эти вопросы. После того как закончится время, ответы передаются жюри, которое оценивает правильность выполнения задания.
- В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена? (шахматы).
- Как называют партию по быстрым шахматам? (Блиц.)
- Какая страна считается родиной шахмат? (Индия)
- Как переводятся на русский язык название игры «шахматы»? Слово шахматы в переводе с древнеперсидского языка означает "король умер".
- Какое слово хорошо знакомо не только студентам театральных вузов, музыкантам, художникам, но и шахматистам? (Этюд.)
Ведущий: вот и подошла к концу наша первая партия. И я предоставляю слово нашему компетентному жюри для объявления результатов.
Жюри:
2-я партия. Шахматная доска.
Сейчас каждой команде по очереди будет задан вопрос. За каждый правильный ответ команде будет присвоено очко.
- Как называется место, где ведется шахматное сражение (шахматная доска)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько полей имеет центр шахматной доски? (4)
- Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной? (Слон.)
- Не только шахматная фигура, но город России на реке Тобол. (Тура.)
- В боксе – нокдаун, а в шахматах – … (Шах.)
- Сколько видов рокировок существует в классических шахматах? (Два.)
- Сколько очков получает шахматист за ничью в партии на официальных соревнованиях? (0,5 – пол-очка.)
- Какая профессия роднит российского шахматиста Алёхина А.А. и российского композитора П.И. Чайковского? (Юрист. И Алёхин, и Чайковский были юристами, учились в Императорском училище правоведения, что на Фонтанке.)
- Лёша выиграл 2 партии, Валя проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно? (Три.)
Слово жюри.
3-я партия. Игра «Лабиринт»
4-я партия. Шахматный тест.
Сейчас я буду зачитывать вопросы и варианты ответов. Если команда знает правильный ответ, то поднимает сигнальный флажок. Если команда дала неправильный ответ, то у остальных появляется шанс дать правильный ответ и получить пешку.
Что можно сказать о шахматисте?
а) Ходит сидя; б) Бежит лёжа;
в) Ползает стоя; г) Плывёт летая.
Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?
а) Отобрал корону; б) Свергнул с трона;
в) Вырвал мантию; г) Выхватил скипетр
Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?
а) Лопатка; б) Вилка;
в) Ложка; г) Нож.
Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы?
а) Правой; б) Левой;
в) Любой; г) Той, которой сделали ход
Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?
а) Гарри Каспаров; б) Марат Сафин;
в) Владимир Крамник; г) Руслан Пономарёв
Сколько ходов в самой быстрой партии, которая заканчивается матом?
а) пять; б) три ;
в) два; г) один.
Ведущий: вот и подошла к концу наша третья партия. Слово предоставляется жюри.
5-я партия. Шахматный кодекс.
Вам предложено начало предложений кодекса шахматиста, вам нужно его закончить. Время 1 минута. После того как закончится время, ответы передаются жюри, которое оценивает правильность выполнения задания.
- Перед началом партии, после ее окончания партнеры пожимают друг другу руки.
- Проиграл – пожми партнеру руку и поздравь его с победой.
- Шахматы любят тишину.
- Тронул фигуру – ходи.
- Сделал ход – назад не вернёшь.
- Сначала думай – потом ходи.
Ведущий: вот и подошла к концу наша четвертая партия. Слово предоставляется жюри.
Партия 6. Конкурс капитанов. Начальная позиция
Сейчас капитаны выйдут и расставят на шахматной доске фигуры в начальную позицию. За правильно выполненное задание команде присваивается очко.
Партия 7. «Чей след»
Ведущий: сейчас экране появится рисунок – след. Вам необходимо определить, какая фигура оставила след. На каждое задание будет дано время на обсуждение. Если команда знает правильный ответ, то поднимает сигнальный флажок. Если команда дала неправильный ответ, то у остальных появляется шанс дать правильный ответ и получить пешку.
Команды выполняют задание.
Вот наш брейн ринг «Шахматная страна» и подошел к концу. И пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам исполнить вместе с нашими ребятами песню «Шахматная страна»
По окончанию партии жюри объявляет результат.
Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд. В.В.Путин, Президент России
Я очень надеюсь, что вам понравилось сегодняшнее мероприятия.
8. Рефлексия.
- А теперь, уважаемые коллеги, выскажите, пожалуйста, свое отношение к нашему семинару – практикуму. Если вам понравилось наше мероприятие, то заселите в наш замок пешку с улыбкой. Если не понравилось – то грустную пешку. Если нам надо что – то доработать, то пешку с нейтральным выражением лица.
Спасибо за внимание. Мы очень рады, что вам все понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по обж "Игра брейн - ринг!" тема: Безопасность ребенка дома и на улице"
Обобщать и систематизировать знания детей по личной безопасности. Учить первой помощи в экстренных ситуациях....
Конспект развлечения по ПДД "Брейн-ринг"
Данный конспект позволяет : систематизировать знания детей о правилах дорожного движения ,закреплять умения различать дорожные знаки, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать навыки осо...
Экономический брейн - ринг
Конспект игры по экономическому воспитанию для старшей группы...
Математическая игра Брейн – ринг «Умники и Всезнайки»
Открытое занятие по математике в подготовительной группе...
сценарий игры "Брейн ринг "Ты, я, он, она - вместе дружная семья"
Настройки§1234567890-=Backspace Tabqwertyuiop[] Return capslockasdfghjkl;\'\ shift`zxcvbnm,./shift English Deutsch Español Françai...
Брейн - ринг по правилам дорожного движения
Для воспитателей детских садов....
мероприятие с родителями "Брейн - ринг"
увлекательное развлечение с родителями старшей группы...
- Мне нравится (1)