Статья "Модель современной предметно - пространственной развивающей образовательной среды"
статья (младшая группа)
Идеальная цель педагогического процесса, к которому стремится каждый воспитатель - воспитание всесторонне развитой личности и успешного ребёнка. Всё то, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации детей по всем психофизическим параметрам: создать позитивное настроение, организовать рациональный двигательный режим. Предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstredakt._1.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рянина Н.И.
Детский сад «Ивушка»
Структурное подразделение Детский сад «Светлячок»
Модель современной предметно - пространственной развивающей образовательной среды
«…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитее.»1.
Знакомство ребёнка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Всё привлекает внимание ребёнка, удивляет его, даёт пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-окружающей среды.
Идеальная цель педагогического процесса, к которому стремится каждый воспитатель - воспитание всесторонне развитой личности и успешного ребёнка. Всё то, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации детей по всем психофизическим параметрам: создать позитивное настроение, организовать рациональный двигательный режим. Предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Предметная развивающая среда – комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и во времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Известный французский педагог Селестен Френе считал, что благодаря среде ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствовала максимальному развитию личности.
С позиций психологического контекста, по мнению Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина развивающая среда - образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий С.Л.Новосёлова, Л.А.Парамонова, Е.В, Зворыгина С.А.Козлова, Т.А.Куликова подчеркнули в своих работах роль взрослых в фильтрации вредных воздействий среды на маленького ребёнка, который не может делать это самостоятельно.
Исходя из анализа работ учёных психологов, можно выделить главные компоненты развивающей среды. Центральное место занимает социальный компонент. Социальные психологи Е.А. Кузьин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов выделяют его основные характеристики среди которых: продуктивность взаимоотношений, взаимопонимание, удовлетворённость всех субъектов взаимоотношений и определяют степень участия в управлении образовательным процессом. В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования «к интегральной среде для всестороннего развития ребёнка».
Большинство специалистов широко используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новосёловой, которая доказывает то, что именно деятельность строит психику, бездеятельность ведёт к ограничению возможностей.
Итак, изучение и исследование формирования предметно-развивающей среды подтверждают его актуальность и обнаруживают следующие противоречия.
Любая инновационная среда без учёта личностно-ориентированного подхода к детям не даёт их успешного развития.
Чем разнообразнее деятельность детей, тем выше уровень их развития и динамичнее развитая предметно-пространственная среда.
Выделим ряд проблем в организации среды в ДОУ:
1. Сохранение формального подхода к определению способов организации пространства, его наполняемости, отбору игровых материалов. В этом случае среда воспринимается фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность, иногда однонаправленность. Формирование среды по наиболее знакомому или предпочтительному направлению педагога (например, художественно-творческой деятельности).
3. Жёсткое зонирование, статичность среды, её нерациональная организация дезорганизует детей. Приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
4. Нарушение эстетической гармонии, яркие цветовые решения приводят к усталости от такого рода среды.
5. Непонимание изменения пространства современного ребёнка, Появление новых игрушек и пособий (конструкторов «Лего», трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных игр (роботизированных и электронных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации создают принципиально отличную среду традиционной.
Поэтому виртуальная среда часто намного привлекательнее для современных дошкольников.
Необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учётом их интересов и субкультуры.
Чтобы этого достичь, необходимо обозначить основные направления развития идеи:
1. Максимальную реализацию образовательного потенциала среды группы и участка.
2. Разнообразие материалов. Оборудования для развития различных видов деятельности.
3. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и детей разного возраста) во всей группе, малых подгруппах.
4. Развивать двигательную активность детей. А также правильно организовывать релаксацию и отдых детей.
5. Укреплять здоровье детей, осуществлять коррекцию их развития.
Педагогу при этом открывается возможность занять разные позиции:
«воспитатель-экспериментатор» - вместе с детьми изменяет среду,
Вносит новизну, дополняет и обогащает в соответствии с запросами.
«воспитатель - тьютер» - выступает как советчик.
«воспитатель - конструктор» образовательного пространства - организует новые поведенческие ситуации.
«воспитатель-тренер»- побуждает детей к выполнению неоднократных действий в разных видах деятельности, доводит их до совершенства.
Предлагаю вашему вниманию презентацию модели предметно - развивающей среды.
Создание модели отвечает нормам СанПиНа и разработана она в соответствии с требованиями ФГОС ДО к созданию инновационной модели современной индивидуальной развивающей среды, обеспечивающую реализацию основной образовательной программы.
Учитывались ряд факторов, влияющих на формирование базисных психических процессов и побуждающих детей к творчеству.
- Соответствует возрасту детей.
- Отсутствует загромождение предметами.
- Включение элементов новизны, которую обеспечивает смена обстановки, согласно проектированию образовательной деятельности и учитывая интересы детей.
Модель предусматривает возрастную и гендерную составляющую. («Где?» «С кем?» и «во что» играть?)
Учитывает физиологическую и психологическую составляющую, которые удовлетворяют потребности и интересы детей в общении, в движении и познании.
Предусматривает свободное пространство, готовое к преобразованию, с «запасником ценных вещей и смелых методических идей».
Изучив современный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей мне удалось приблизить модель «до близкого» соответствия по требованиям ФГОС ДО: научиться определять условные границы «зоны актуального развития детей» (самому слабому не трудно находиться «в зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка). Обеспечив равные возможности развития детям с ограниченными возможностями и детям - инвалидам.
Развитию среды способствовало плодотворному и продуктивному сотрудничеству детей и взрослых.
Основополагающие принципы модели.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной-должна включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволять обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, и творческую активность всех категорий детей.
- трансформируемой - меняются интересы - изменяется среда.
- полифункциональной - возможность использования составляющих среды в разных видах деятельности и активности.
- вариативной - периодическая сменяемость игрового материала, появление новых игр, стимулирующих детей к развитию.
- доступной - свободный доступ во все помещения, ко всем игровым материалам и пособиям.
- безопасной все элементы среды должны соответствовать требованиям надёжности и безопасности их использования.
Инновационные качества представленного опыта по формированию развивающей среды:
Открытость среды для преобразования-представлена стеной творчества и мини-музеем «Осенних листьев»
Современность среды - отражают радиоуправляемые игрушки, детские планшеты.
Ориентированность на физическое развитие: всё пространство группы используется для развития основных движений и достижения максимального уровня двигательной активности в условиях ограниченного пространства.
Большое внимание уделяется использованию нестандартного оборудования и гендерный подход к распределению физической нагрузки. Особые условия для физкульт-минуток, комплексов упражнений профилактического и корригирующего характера, элементов ритмической гимнастики, организации релаксации и гимнастики для глаз представляет нам использование интерактивной доски.
Приспособленность для развития ролевых и режиссёрских игр. Очень важно развивать игровой опыт детей. Благодаря ему развиваются: потребность в общении и коммуникативные навыки. Развивается диалогическая речь, и знакомятся с азами культуры поведения. Здесь очень важно, чтобы маркеры игрового пространства и предметы оперирования соответствовали духу времени. (Широко используем макеты, платочные куклы и тантамарески)
Приспособленности к познавательному развитию. Дети гармонично развиваются, если созданы условия для расширения кругозора. Это схемы, мнемотаблицы и мнемодорожки, логические кубики, мозаика, вкладыши игровые упражнения на усвоения сенсорных понятий и эталонов. В интересной форме проходят игры и эксперименты: летбуки, сундучки ощущений, паровозик – анализатор, помогают детям самостоятельно повторить и проанализировать понравившиеся им опыты. Различные виды конструкторов помогают развивать пространственные преставления и логическое мышление. Читающая полочка поможет сформировать у детей любовь к книге, первые энциклопедические знания, которые помогут почувствовать себя поэтом, художником, экологом, натуралистом.
Формирование гендерной принадлежности Маркеры пространства мира и интересов девочек и мальчиков.
Ориентированность на творческое развитие. Ни что не украшает группу, как это делают рисунки и поделки, выполненные детьми.
Необходимо смелее устраивать индивидуальные выставки работ, а также вернисажи семейного творчества.
Элементы природы в среде - формируют у детей желание не только наблюдать, но и проявлять желание заботится о красоте и неповторимости природы родного края.
Комфортность среды отражает её эстетика. Правильная организация отдыха, место для уединения.
Приспособленность к профилактическим мероприятиям по снижению утомления детей и эмоционального неблагополучия. Широкое применение находим элементом песочной терапии, цветотерапии, комментированного рисования, сказкотерапии.
Информационное пространство для детей педагогов и родителей. Бессмысленно отрицать, что информационная эра диктует нам свои правила игры, игнорировать которые не возможно.
Мультимедийная база данных позволяет грамотно организовать все виды деятельности, найти новые подходы к повышению интереса у родителей к проектной деятельности в детском саду.
«Запасник ценных вещей и методических находок» укомплектован играми и игровыми пособиями, с любовью подаренные детям их воспитателями, творческими родителями и отзывчивыми бабушками и дедушками.
Таким образом, творческий подход к организации развивающей среды позволяет раскрыться каждому малышу в совместной или самостоятельной деятельности и найти применение своих способностей в создании продукта коллективного и индивидуального творческого продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду
Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...
Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду
Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...
Тема: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома»
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Организация развивающе...
«Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Предметно-пространственная развивающая среда в моей группе "Солнышко" построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна...
Реферат «Образовательная среда ребенка. От теории к практике» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда»
Итоговый реферат...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...