Парциальная программа кружка по развитию мелкой моторики рук у детей 1,6-3 лет «Мир в ладошке»
рабочая программа (младшая группа)

Шульгина Евгения Витальевна

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_po_melkoy_motorike_1_ml_gr.docx51.64 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                 Заведующий МКДОУ

Решение педагогического совета                               «Детский сад «Сказка»

№___ «___»__________20__год                                 ______И.И. Голобокова

Парциальная программа кружка

по развитию мелкой моторики рук

у детей 1,6-3 лет

 «Мир в ладошке»

2021-2022гг

разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.2014

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- Издание пятое(инновационное),

испр. и доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019

Составитель:

Воспитатель младшей группы

Шульгина Евгения Витальевна

Содержание программы:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

         

 1. 1. Пояснительная записка

  1. Актуальность 

3-4

  1. Цель и задачи программы

4-5

  1. Принципы организации образовательного процесса 

5-6

  1. Ожидаемые результаты

6

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы образовательной деятельности детей

6-7

2.2. Условия реализации Программы (особенности организации предметно-пространственной среды, кадровые условия).

7-8

2.3. Организация детей

8-9

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Разделы программы

9-11

3.2.. Взаимодействие с семьёй

11-12

3.3. Учебно-тематический план работы кружка.

12-14

3.4. Перечень программ и технологий.

15

I. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.1.1 Актуальность

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить общение со взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Актуальность: целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

1.1.2. Цель и задачи рабочей программы

Цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражнениях, пальчиковых играх  и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

• формирование практических умений и навыков;

• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

• развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• совершенствование движений рук;

• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

• развитие речи детей.

Воспитательные:

• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

• воспитывать внимательность к выполнению заданий;

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

• воспитывать и развивать художественный вкус.

1.1.3. Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

• индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)

• комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника

  1. 4. Ожидаемые результаты:

К концу года занятий в кружке дети должны знать: •

• некоторые виды бумаги;

• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

• несколько разных техник рисования;

• основные правила склеивания;

• понятие «конструктор»«мозаика»;

• некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);

• несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

Должны уметь:

• правильно держать кисть, карандаш;

• пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

• работать с трафаретами;

• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы образовательной деятельности детей.

Форма организации кружковой деятельности

Программа рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей от 1,6 до 3 лет.

Новизна:

  • • обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;
  • • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

• разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

- мелкая моторика;

- речевое развитие.

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Формы и режим занятий:

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах по 9 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

• регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

• совершенствовать внимание и память

 Т    • психические процессы тесно связаны с речью;

• вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультминутки в одном занятии составляет 3 минуты. В каждой физкультминутке содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

2.2. Условия реализации Программы (особенности организации предметно – пространственной среды, кадровые условия).

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Предметно-развивающая среда соответствует основным критериям помещения она:

• безопасна;

• комфортна;

• соответствует возрастным особенностям развития детей и их интересам;

• вариативна;

• информативна.

Предметно - развивающая среда представлена следующими компонентами:

  • Пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
  • «Волшебный мешочек» с мелкими предметами;
  • Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, массажные мячи, бусины, прищепки, шестигранные карандаши;
  • Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.
  • Мелкая мозаика;
  • Мелкий конструктор;
  • Разрезные картинки;
  • Шнуровки;
  • Информационные стенды для родителей (Консультации: «Ум на кончике пальцев», «Игры для развития мелкой моторики»).

Все компоненты находятся на уровне роста детей, в свободном доступе

2.3. Организация детей.

Данная программа разработана для реализации в условиях МКДОУ «Детский сад «Сказка.

Детский сад расположен в поселке, где отмечается большое количество семей имеющих низкий социальный статус (неблагополучные семьи, семьи с повышенной опекой…). В прямой зависимости от этого диагностируется повышенное количество детей имеющих речевые нарушения разной степени тяжести. О чем свидетельствуют данные проводимых обследований.

Обследование, проводимое в первые две недели сентября, позволяет определить степень ловкости рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста, наметить пути работы, по которым составляется план, подготавливается необходимый материал.

В ходе диагностики предлагаются детям три вида упражнений:

- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)

- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его)

- изолированные движения пальцами.

Для реализации поставленных задач используются различные формы работы.

Индивидуальные занятия:

Задачи и содержание работы по развитию пальчиковой моторики на индивидуальных занятий:

• развитие мелкой и ручной моторики;

• формирование зрительного и слухового внимания и восприятия;

• совершенствование речевых навыков;

• постановка или автоматизация звуков или коррекция искаженных звуков.

Подгрупповые:

Задачи и содержание работы по развитию мелкой и ручной моторики на подгрупповых занятиях:

• закрепление навыков произношения изученных звуков;

• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

• расширение лексического запаса в процессе выполнений игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

В совместную деятельность с детьми ставлю цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

В индивидуальной работе с детьми включаются задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Основным методом работы с детьми по данной проблеме являются пальчиковые игры, игры с использованием нетрадиционных технологий. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.

Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Разделы программы

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика

• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

• работа с бумагой (аппликация, конструирование)

• работа со шнурками, нитками

• рисование

• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

• лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

3.2. Взаимодействие с семьей.

 Я подошла к выводу, что эффективность деятельности с детьми возможна только при тесной поддержке родителей, взаимном сотрудничестве.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к обучению детей, развития детей, условий организации деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с педагогическим опытом в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в коррекционном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным обучению ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Важно формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Поэтому необходимо повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как добиться эффективности деятельности с ребенком, как развить мелкую моторику, речевые навыки.

Подготавливая план работы с детьми, выделяю первостепенно задачу установления доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательно отношусь к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договариваемся о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

С целью знакомства родителей с особенностями развития детей младшего дошкольного возраста проводятся выступления на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь», «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Так же регулярно проводятся индивидуальные консультации с родителями воспитанников с целью информирования об успехах и трудностях в работе с их детьми.

Подготовлены консультации по данной теме, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Ум на кончике пальце».

Проводятся индивидуальные беседы «Игры для развития моторики», где родители получают необходимые рекомендации; мастер-классы для родителей «Веселые пальчики», «Нетрадиционные технологии в логопедической практике».

3.3.Учебно-тематический план работы кружка:

Сентябрь

1неделя

Обследование: Диагностические упражнения: Здороваются пальчики правой и левой руки; здороваются пальчики только правой руки; кулак-ребро-ладонь; «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5-, 5-4-3-2-1); раскрашивание, вырезание.

2 неделя

Игра с массажным мячом:

«Веселый мяч». Цель: Развитие мелкой моторики рук, общей координации и пластичности движений.

3 неделя

Игра с зубной щеткой «За ягодами». Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие ручной умелости.

4 неделя

Пальчиковая гимнастика «Белочка» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Октябрь

1неделя

Шнуровка «Собери урожай в корзину». Цель: развитие мелкой моторики рук, умение выполнять действия по образцу.

2 неделя

Узоры из природного материала (шишки, ракушки, камни). Цель: развивать умение детей выкладывать узоры из различного природного материала, развитие мелкой моторики рук.

3 неделя

Пальчиковая игра «Капуста». Цель: развивать мелкую моторику рук.

4 неделя

Игры с мелким конструктором. Цель: развивать мелкую моторику рук, учить отгадывать детали конструктора.

Ноябрь

1 неделя

Рисование «Ежик» Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изодеятельности.

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом

3 неделя

Выкладывание фигурки из счетных палочек «Колос». Цель: совершенствовать мелкую моторику, развивать внимание, воображение.

4 неделя

Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).  Цель: развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Декабрь

1 неделя

Работа с пластилином «Колбаски и шарики». Цель: продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами, развивать мелкую моторику рук.

2 неделя

Рисование пальчиками на песке «Следы на песке». Цель: формировать представление о свойствах песка.

3 неделя

Д/и «Накорми мышку»- (горох, фасоль, пшено ,бусины). Цель: развивать мелкую моторику рук посредством игр с мелкими предметами.

4 неделя

Игра «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге ». Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Январь

2 неделя

Пальчиковая игра «Зайчик» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3 неделя

Пальчиковая игра «Зайка и уши». Цель: развивать мелкую моторику рук.

4 неделя

Игра с мячом су-джок «Ежик». Цель: учить выполнять движения с колючим мячом, развивать мелкую моторику рук.

Февраль

1 неделя

Игра «Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из салфеток.

2 неделя

Разрезные картинки «Зима». Цель: учить из деталей составлять картинку.

3 неделя

Аппликация готовых заготовок «Самолеты». Цель: учить из готовых заготовок при помощи показа взрослого составлять аппликацию.

4 неделя

Шнуровка «Украсим елочку». Цель: развитие мелкой моторики рук с использованием шнуровки.

Март

1 неделя

Аппликация «Цветы». Цель: продолжать знакомить с бумагой и клеем, учить составлять аппликацию.

2 неделя

Сматывание клубочков из шерстяных ниток «Помогаем бабушке». Цель: развивать мелкую моторику рук, учить сматывать шерстяные нитки.

3 неделя

Работа с цветными карандашами: раскраски. Цель: учить раскрашивать картинку, не вылазить за контур.

4 неделя

Игра с щетками «Елочка». Цель: развитие мелкой моторики рук.

Апрель

1 неделя

Су-джок «Самомассаж». Цель: развивать мелкую моторику рук при помощи массажного мяча.

2 неделя

Игры с мозаикой. Цель: развитие мелкой моторики рук.

3 неделя

«Выложи дорожку» - шнурки. Цель: развивать мелкую моторику рук, учить вылаживать дорожку из шнурков.

4 неделя

Пальчиковая игра «Фонарики». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

Май

1 неделя

Разрезные картинки. Цель:  формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

2 неделя

Дидактическая игра « Бусы для куклы»

Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.

3 неделя

Жестовые игры «Кулак-ребро- ладонь», «Кулачки». Цель: развивать мелкую моторику рук, учить выполнять упражнения по показу взрослого.

4 неделя

Су-джок «Раз – два – три – четыре – пять».

 Цель: формировать навыки выразительности и пластичности движений, развитие мелкой моторики рук.

3.4. Перечень программ и технологий.

Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

• Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

• Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.

• Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. –Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

• Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. –Тула: “Родничок”, 2001.

• Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

• Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. –Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.

• Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт –Петербург: 2005.40 с.

• Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...

Программа кружка по развитию мелкой моторики "Гибкие пальчики" для детей 2-3 лет

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальце. Чем больше уверенности в движения детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче ...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Весёлые ладошки"

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Весёлые ладошки" первая младшая группа....