Парциальная программа кружка по развитию мелкой моторики рук у детей 1,6-3 лет «Мир в ладошке»
рабочая программа (младшая группа)
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_po_melkoy_motorike_1_ml_gr.docx | 51.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующий МКДОУ
Решение педагогического совета «Детский сад «Сказка»
№___ «___»__________20__год ______И.И. Голобокова
Парциальная программа кружка
по развитию мелкой моторики рук
у детей 1,6-3 лет
«Мир в ладошке»
2021-2022гг
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.2014
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- Издание пятое(инновационное),
испр. и доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019
Составитель:
Воспитатель младшей группы
Шульгина Евгения Витальевна
Содержание программы:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|
1. 1. Пояснительная записка | |
| 3-4 |
| 4-5 |
| 5-6 |
| 6 |
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Формы образовательной деятельности детей | 6-7 |
2.2. Условия реализации Программы (особенности организации предметно-пространственной среды, кадровые условия). | 7-8 |
2.3. Организация детей | 8-9 |
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Разделы программы | 9-11 |
3.2.. Взаимодействие с семьёй | 11-12 |
3.3. Учебно-тематический план работы кружка. | 12-14 |
3.4. Перечень программ и технологий. | 15 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1 Актуальность
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить общение со взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Актуальность: целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
1.1.2. Цель и задачи рабочей программы
Цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражнениях, пальчиковых играх и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
• формирование практических умений и навыков;
• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
• развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
• совершенствование движений рук;
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
• развитие речи детей.
Воспитательные:
• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
• воспитывать внимательность к выполнению заданий;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
• воспитывать и развивать художественный вкус.
1.1.3. Принципы организации образовательного процесса
В основу программы положены принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
• индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
• комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника
- 4. Ожидаемые результаты:
К концу года занятий в кружке дети должны знать: •
• некоторые виды бумаги;
• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
• несколько разных техник рисования;
• основные правила склеивания;
• понятие «конструктор»; «мозаика»;
• некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);
• несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
• правильно держать кисть, карандаш;
• пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
• работать с трафаретами;
• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы образовательной деятельности детей.
Форма организации кружковой деятельности
Программа рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей от 1,6 до 3 лет.
Новизна:
- • обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;
- • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
- мелкая моторика;
- речевое развитие.
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Формы и режим занятий:
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах по 9 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
• регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
• совершенствовать внимание и память
Т • психические процессы тесно связаны с речью;
• вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультминутки в одном занятии составляет 3 минуты. В каждой физкультминутке содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
2.2. Условия реализации Программы (особенности организации предметно – пространственной среды, кадровые условия).
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Предметно-развивающая среда соответствует основным критериям помещения она:
• безопасна;
• комфортна;
• соответствует возрастным особенностям развития детей и их интересам;
• вариативна;
• информативна.
Предметно - развивающая среда представлена следующими компонентами:
- Пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами;
- Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, массажные мячи, бусины, прищепки, шестигранные карандаши;
- Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.
- Мелкая мозаика;
- Мелкий конструктор;
- Разрезные картинки;
- Шнуровки;
- Информационные стенды для родителей (Консультации: «Ум на кончике пальцев», «Игры для развития мелкой моторики»).
Все компоненты находятся на уровне роста детей, в свободном доступе
2.3. Организация детей.
Данная программа разработана для реализации в условиях МКДОУ «Детский сад «Сказка.
Детский сад расположен в поселке, где отмечается большое количество семей имеющих низкий социальный статус (неблагополучные семьи, семьи с повышенной опекой…). В прямой зависимости от этого диагностируется повышенное количество детей имеющих речевые нарушения разной степени тяжести. О чем свидетельствуют данные проводимых обследований.
Обследование, проводимое в первые две недели сентября, позволяет определить степень ловкости рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста, наметить пути работы, по которым составляется план, подготавливается необходимый материал.
В ходе диагностики предлагаются детям три вида упражнений:
- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)
- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его)
- изолированные движения пальцами.
Для реализации поставленных задач используются различные формы работы.
Индивидуальные занятия:
Задачи и содержание работы по развитию пальчиковой моторики на индивидуальных занятий:
• развитие мелкой и ручной моторики;
• формирование зрительного и слухового внимания и восприятия;
• совершенствование речевых навыков;
• постановка или автоматизация звуков или коррекция искаженных звуков.
Подгрупповые:
Задачи и содержание работы по развитию мелкой и ручной моторики на подгрупповых занятиях:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
• расширение лексического запаса в процессе выполнений игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
В совместную деятельность с детьми ставлю цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми включаются задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Основным методом работы с детьми по данной проблеме являются пальчиковые игры, игры с использованием нетрадиционных технологий. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Разделы программы
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
• работа с бумагой (аппликация, конструирование)
• работа со шнурками, нитками
• рисование
• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
• лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
3.2. Взаимодействие с семьей.
Я подошла к выводу, что эффективность деятельности с детьми возможна только при тесной поддержке родителей, взаимном сотрудничестве.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к обучению детей, развития детей, условий организации деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с педагогическим опытом в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в коррекционном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным обучению ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Важно формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Поэтому необходимо повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как добиться эффективности деятельности с ребенком, как развить мелкую моторику, речевые навыки.
Подготавливая план работы с детьми, выделяю первостепенно задачу установления доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательно отношусь к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договариваемся о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей младшего дошкольного возраста проводятся выступления на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь», «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Так же регулярно проводятся индивидуальные консультации с родителями воспитанников с целью информирования об успехах и трудностях в работе с их детьми.
Подготовлены консультации по данной теме, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Ум на кончике пальце».
Проводятся индивидуальные беседы «Игры для развития моторики», где родители получают необходимые рекомендации; мастер-классы для родителей «Веселые пальчики», «Нетрадиционные технологии в логопедической практике».
3.3.Учебно-тематический план работы кружка:
Сентябрь | 1неделя | Обследование: Диагностические упражнения: Здороваются пальчики правой и левой руки; здороваются пальчики только правой руки; кулак-ребро-ладонь; «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5-, 5-4-3-2-1); раскрашивание, вырезание. |
2 неделя | Игра с массажным мячом: «Веселый мяч». Цель: Развитие мелкой моторики рук, общей координации и пластичности движений. | |
3 неделя | Игра с зубной щеткой «За ягодами». Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие ручной умелости. | |
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Белочка» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. | |
Октябрь | 1неделя | Шнуровка «Собери урожай в корзину». Цель: развитие мелкой моторики рук, умение выполнять действия по образцу. |
2 неделя | Узоры из природного материала (шишки, ракушки, камни). Цель: развивать умение детей выкладывать узоры из различного природного материала, развитие мелкой моторики рук. | |
3 неделя | Пальчиковая игра «Капуста». Цель: развивать мелкую моторику рук. | |
4 неделя | Игры с мелким конструктором. Цель: развивать мелкую моторику рук, учить отгадывать детали конструктора. | |
Ноябрь | 1 неделя | Рисование «Ежик» Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изодеятельности. |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом | |
3 неделя | Выкладывание фигурки из счетных палочек «Колос». Цель: совершенствовать мелкую моторику, развивать внимание, воображение. | |
4 неделя | Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями). Цель: развитие мелкой моторики рук и координации движений. | |
Декабрь | 1 неделя | Работа с пластилином «Колбаски и шарики». Цель: продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами, развивать мелкую моторику рук. |
2 неделя | Рисование пальчиками на песке «Следы на песке». Цель: формировать представление о свойствах песка. | |
3 неделя | Д/и «Накорми мышку»- (горох, фасоль, пшено ,бусины). Цель: развивать мелкую моторику рук посредством игр с мелкими предметами. | |
4 неделя | Игра «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге ». Цель: Развивать мелкую моторику рук. | |
Январь | 2 неделя | Пальчиковая игра «Зайчик» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. |
3 неделя | Пальчиковая игра «Зайка и уши». Цель: развивать мелкую моторику рук. | |
4 неделя | Игра с мячом су-джок «Ежик». Цель: учить выполнять движения с колючим мячом, развивать мелкую моторику рук. | |
Февраль | 1 неделя | Игра «Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из салфеток. |
2 неделя | Разрезные картинки «Зима». Цель: учить из деталей составлять картинку. | |
3 неделя | Аппликация готовых заготовок «Самолеты». Цель: учить из готовых заготовок при помощи показа взрослого составлять аппликацию. | |
4 неделя | Шнуровка «Украсим елочку». Цель: развитие мелкой моторики рук с использованием шнуровки. | |
Март | 1 неделя | Аппликация «Цветы». Цель: продолжать знакомить с бумагой и клеем, учить составлять аппликацию. |
2 неделя | Сматывание клубочков из шерстяных ниток «Помогаем бабушке». Цель: развивать мелкую моторику рук, учить сматывать шерстяные нитки. | |
3 неделя | Работа с цветными карандашами: раскраски. Цель: учить раскрашивать картинку, не вылазить за контур. | |
4 неделя | Игра с щетками «Елочка». Цель: развитие мелкой моторики рук. | |
Апрель | 1 неделя | Су-джок «Самомассаж». Цель: развивать мелкую моторику рук при помощи массажного мяча. |
2 неделя | Игры с мозаикой. Цель: развитие мелкой моторики рук. | |
3 неделя | «Выложи дорожку» - шнурки. Цель: развивать мелкую моторику рук, учить вылаживать дорожку из шнурков. | |
4 неделя | Пальчиковая игра «Фонарики». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. | |
Май | 1 неделя | Разрезные картинки. Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. |
2 неделя | Дидактическая игра « Бусы для куклы» Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания. | |
3 неделя | Жестовые игры «Кулак-ребро- ладонь», «Кулачки». Цель: развивать мелкую моторику рук, учить выполнять упражнения по показу взрослого. | |
4 неделя | Су-джок «Раз – два – три – четыре – пять». Цель: формировать навыки выразительности и пластичности движений, развитие мелкой моторики рук. |
3.4. Перечень программ и технологий.
Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
• Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
• Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
• Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. –Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
• Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. –Тула: “Родничок”, 2001.
• Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
• Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. –Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
• Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт –Петербург: 2005.40 с.
• Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Творческая мастерская» для детей младшей группы.
Программа кружка по развитию мелкой моторики для младшей группы...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...
Программа кружка по развитию мелкой моторики "Гибкие пальчики" для детей 2-3 лет
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальце. Чем больше уверенности в движения детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Весёлые ладошки"
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Весёлые ладошки" первая младшая группа....