Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творчества у детей посредством проектной деятельности»
консультация
Консультация для воспитателей
на тему: «Развитие творчества у детей посредством проектной деятельности»
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.
Одним из эффективных средств решения данных задач наш педагогический коллектив считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС), влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств для развития интегративных качеств ребенка, и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.
Таким образом, метод проектов можно представить, как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Обратимся к истории возникновения проектного метода в педагогической науке. После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие ему уверовать в свои возможности. В этой связи становится популярная в разных странах социально – педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании». Реализация данной теории в практике воспитания и обучения требовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов». Один из основоположников метода проектов – американский педагог У.Х.Кальпатрик отмечал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению последующих опытов. Поэтому, обучение, отмечает он, должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана её реализации;
- оценку её выполнения.
Руководство самостоятельной деятельностью детей при решении этих проблем оставалось за взрослым.
У.Х.Кальпатрик выделял 4 вида проектов:
созидательный
производительный;
потребительский - рассчитанный на изготовление предметов потребления;
проблемный - преодолевающий интеллектуальные затруднения.
Использование этих проектов, по мнению У.Х. Кальпатрика, не только подготавливает ребёнка к жизни, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
Метод проектов нашёл своё отражение и в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В Игнатьева, В.Н.Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В.Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
В практике работы современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-познавательные проекты (исследовательско-творческий) совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
2.игровые проекты (ролево-игровые) предполагают использование элементов творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
3.информационно–практико-ориентированные проекты - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов схем, картотек, витражи и др.);
4.творческие проекты - оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда, детского дизайна;
5.досуговые проекты – спортивные и развлекательные мероприятия;
6.комплексные проекты – смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.
Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционные (повторяющиеся ежегодно, но каждый раз по-новому). Ни один традиционный проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание может оставаться прежним.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).
Существуют и другие виды проектов: межгрупповые; групповые; индивидуальные; исследовательские.
Работа над проектом включает деятельность педагога и деятельность детей и распределяется по этапам:
На первом этапе педагог формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу. Дети на данном этапе являются инициаторами проекта, заявляя интересующую проблему, или входят в проблему, выдвинутую педагогом, вживаются в игровую ситуацию, принимают и дополняют задачи проекта.
На втором этапе педагог помогает в решении выдвинутых задач, оказывает помощь в планировании деятельности, организует деятельность. Дети же объединяются в рабочие группы, распределяют задания. На данном этапе к реализации задач проекта подключаются родители.
На третьем этапе у детей идет активное накопление знаний, умений и навыков, педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.
На четвертом этапе педагог организует презентацию проекта, совместно с детьми оформляя продукт, полученный в ходе реализации проекта, а затем и представляя его зрителям или экспертам.
Важно чтобы проект, который исполняют дети, вызывал в них энтузиазм, увлекать их, шел от сердца. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Поэтому любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или родителей, дети должны выполнять самостоятельно: спланировать, выполнить, проанализировать, оценить. Для этого они должны отчетливо понимать цель проекта. Поэтому, как правило, самыми удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам. То, что на первый взгляд кажется простым и неинтересным для взрослых, для ребенка представляет повышенный интерес.
Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: метод проектов как педагогическая идея, технология и практика показывает нам, что роль детства не ограничивается подготовкой детей к будущей взрослой жизни. Детство само по себе является полноценным периодом человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.
Иными словами, детский сад – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на личном опыте ребенка. И одним из способов решения этой проблемы является метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_tvorchestvo_posredstvom_proektov.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
____________________________________________________________________________________
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД КОМБИИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА»
141600, Московская обл., г. Клин, Талицкий проезд, дом 47 Тел: 8(49624)2-36-76
Консультация для воспитателей
на тему: «Развитие творчества у детей посредством проектной деятельности»
Воспитатель:
Лебедева Ю.В.
Клин
2018
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.
Одним из эффективных средств решения данных задач наш педагогический коллектив считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС), влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств для развития интегративных качеств ребенка, и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.
Таким образом, метод проектов можно представить, как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Обратимся к истории возникновения проектного метода в педагогической науке. После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие ему уверовать в свои возможности. В этой связи становится популярная в разных странах социально – педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании». Реализация данной теории в практике воспитания и обучения требовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов». Один из основоположников метода проектов – американский педагог У.Х.Кальпатрик отмечал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению последующих опытов. Поэтому, обучение, отмечает он, должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана её реализации;
- оценку её выполнения.
Руководство самостоятельной деятельностью детей при решении этих проблем оставалось за взрослым.
У.Х.Кальпатрик выделял 4 вида проектов:
созидательный
производительный;
потребительский - рассчитанный на изготовление предметов потребления;
проблемный - преодолевающий интеллектуальные затруднения.
Использование этих проектов, по мнению У.Х. Кальпатрика, не только подготавливает ребёнка к жизни, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
Метод проектов нашёл своё отражение и в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В Игнатьева, В.Н.Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В.Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
В практике работы современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-познавательные проекты (исследовательско-творческий) совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
2.игровые проекты (ролево-игровые) предполагают использование элементов творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
3.информационно–практико-ориентированные проекты - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов схем, картотек, витражи и др.);
4.творческие проекты - оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда, детского дизайна;
5.досуговые проекты – спортивные и развлекательные мероприятия;
6.комплексные проекты – смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.
Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционные (повторяющиеся ежегодно, но каждый раз по-новому). Ни один традиционный проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание может оставаться прежним.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).
Существуют и другие виды проектов: межгрупповые; групповые; индивидуальные; исследовательские.
Работа над проектом включает деятельность педагога и деятельность детей и распределяется по этапам:
На первом этапе педагог формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу. Дети на данном этапе являются инициаторами проекта, заявляя интересующую проблему, или входят в проблему, выдвинутую педагогом, вживаются в игровую ситуацию, принимают и дополняют задачи проекта.
На втором этапе педагог помогает в решении выдвинутых задач, оказывает помощь в планировании деятельности, организует деятельность. Дети же объединяются в рабочие группы, распределяют задания. На данном этапе к реализации задач проекта подключаются родители.
На третьем этапе у детей идет активное накопление знаний, умений и навыков, педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.
На четвертом этапе педагог организует презентацию проекта, совместно с детьми оформляя продукт, полученный в ходе реализации проекта, а затем и представляя его зрителям или экспертам.
Важно чтобы проект, который исполняют дети, вызывал в них энтузиазм, увлекать их, шел от сердца. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Поэтому любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или родителей, дети должны выполнять самостоятельно: спланировать, выполнить, проанализировать, оценить. Для этого они должны отчетливо понимать цель проекта. Поэтому, как правило, самыми удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам. То, что на первый взгляд кажется простым и неинтересным для взрослых, для ребенка представляет повышенный интерес.
Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: метод проектов как педагогическая идея, технология и практика показывает нам, что роль детства не ограничивается подготовкой детей к будущей взрослой жизни. Детство само по себе является полноценным периодом человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.
Иными словами, детский сад – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на личном опыте ребенка. И одним из способов решения этой проблемы является метод проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности ...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Программа саморазвития воспитателя по теме "Развитие творчества старших дошкольников посредством нетрадиционных техник в аппликации"
Данный материал может быть полезен воспитателям, занимающимся художественно-эстетическим развитием дошкольников как приоритетным направлением в своей ра...
презентация «Развитие связной речи детей посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим первокластникам. Многие дети придя в класс, испытывают трудности у доски,затрудняются пересказать материал. очень важно научить детей в детск...
Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности»
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей посредством театрализованной деятельности».
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей посредством театрализованной деятельности»....