Инновационные подходы в работе с дошкольниками по парционной программе "Цвет творчества"
материал

Руденко Виктория Валентиновна

Формирование художественно - образного мышления средствами разных видов исскуств

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 2 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА

Инновационные подходы в работе с дошкольниками. Порционная программа «Цвет творчества» Н.В. Дубровская

Подготовила:

 воспитатель Руденко Виктория Валентиновна

г. Райчихинск 2022г.

Авторская парциальная программа «Цвет творчества» на сегодняшний день не имеет аналогов на отечественном рынке. Ее автор — Наталия Вадимовна Дубровская — петербургский художник, педагог-практик, яркий творческий человек. Занимаясь по предложенной программе, дети не просто научатся рисовать, лепить, создавать поделки, — они приобретут способность творчески и нестандартно мыслить.

 Парциальная программа «Цвет творчества» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях с целью формирования основ художественно-эстетического развития детей. Одной из задач, стоявшей перед автором, было создание как программного документа, помогающего педагогам организовать художественно-творческий процесс в ДОО, так и модели творческого задания для совместной деятельности взрослого и ребенка. Адресовано педагогам ДОО, образовательных центров, студий творческого развития, психологам и родителям детей дошкольников.

Цели построения программы. Через развитие максимально возможной

индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя

интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать

творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных

видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

 развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;

 формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;

 развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;

 формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;

 развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения

и фантазии, творческой активности, художественных способностей.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при

решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Существенным отличием программы «Цвет творчества» от других программ по изобразительной деятельности для дошкольников является представление новой модели задания, в основе которого — специально разработанные методы: «Творческий замысел», основанный на принципах вариативности, предоставляющих большие возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения; «Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно-образного восприятие цвета.

«Творческий замысел» — метод, выходящий за рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного художественно-эстетического воспитания личности; метод художественно-творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел» начинается со слова «представить...» Это ключевое слово. Ребенок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Эта идея, которая придумана ребенком, а взрослый только помогает ее развить. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:

 наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Эти частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности. У ребенка начинает развиваться наблюдательность;

 замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения;

 поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются

в процессе творческой работы.

«Ощущение цвета» — важное свойство цвета — это использование его

в целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению.

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных

аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Для всех возрастных групп ключевым в освоении программы является развитие способностей творческого воображения на основе восприятия цвета, что непосредственно будет способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, поискам новых форм для воплощения своего замысла.

Каждая тема по программе представлена в трех вариантах задания:

 «простое» - для группы детей от 20 до25 человек; ограниченное количеством изобразительного материала (например, только карандаши, или только краски или только бумага);

  «с усложнением» - для подгруппы детей от 8 до 10 человек; более сложная техника, требующая дополнительных материалов, помощи взрослого в выполнении каких-либо частей задания, например вырезании силуэтов, обводка контура;

 «сложное» - для индивидуального выполнения от одного до трех детей; (например, основной материал восковые мелки, акварель, а дополнением может служить тонкая гофрированная бумага, пластилин, блестки).

             В программе сформулированы и конкретизированы задачи по художественно-эстетическому развитию для детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Большое внимание уделено экспериментированию с различными изобразительными материалами.

            Программа состоит из трёх разделов (целевой, содержательный, организационный), которые состоят из пояснительного текста (цели, задачи, принципы, универсальность); характеристики возрастных ступеней (младший, средний, старший, подготовительный возраст); технологии применяемые в работе, особенности восприятия цвета детьми, рекомендации по организации изобразительной студии.

Автор для каждой группы (кроме группы детей от 2 до 3 лет) составила тематический план на год, представленный в виде таблицы.

Каждое задание подготовлено в форме подробного конспекта, цветной иллюстрации, рекомендаций по цветоотведению и представлено в трёх категориях: простое, с усложнением, сложное.

Парциальная программа «Цвет творчество» обеспечена комплект - модулем книг для её реализации, что является несомненным достоинством программы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

Инновационные подходы в работе по речевому развитию дошкольников посредством современных технологий

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности и оказыва...

Консультация для педагогов. Инновационные подходы в работе с дошкольниками.

Понятие «инновация» в переводе с  латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...