Проект по развитию мелкой маторики
проект (младшая группа)

Сафонова Елена Юрьевна

Развитие мелкой маторики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_melkoy_matoriki.docx86.81 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОЕКТ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРУШЕК

hello_html_m3043ffac.jpg

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в этот возрастной период интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. В связи с этим считаем необходимым оформление проекта «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и игрушек».

Цель: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и игрушек.

Задачи:

Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и игрушек.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Участники проекта: дети 1-ой младшей группы (20 человек), воспитатели, родители, педагог-психолог.

Тип проекта: индивидуальный, групповой, практико-ориентированный, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игрушка - предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект.

Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Любая игрушка в первую очередь должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно- голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне «удобны», комфортны - они успокаивают, не беспокоят - и только… Ребенку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. И конечно же важная роль игр и игрушки в формировании мелкой моторики ребенка неоспоримо.

В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. По мнению Грэйса Крайга мелкая моторика представляет собой умение использовать возможности рук и пальцев. Дудьев В. П. утверждает, что совокупность двигательных возможностей пальцевых движений, которые определяют успешность формирования навыков самообслуживания, трудовых, бытовых и других операций представляют собой мелкую моторику пальцев рук. В настоящее время многие педагоги и психологи считают, что мелкая моторика рук представляет собой совокупность скоординированных действий мышечной, нервной, костной и зачастую зрительной систем в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

ПОЭТАПНАЯ РАБОТА

Работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста должна проходить поэтапно. Следует обозначить следующие этапы:

  1. Подготовительный;
  2. Практический;
  3. Заключительный;

На подготовительном этапе необходимо:

− подобрать методическую литературу по теме, художественную литературу, дидактические, пальчиковые, подвижные игры, иллюстрации и т.д.;

− составить перспективный план мероприятий по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

− выявить уровень развития мелкой моторики у детей;

− взаимодействие с родителями – консультация «Значение мелкой моторики в развитие речи детей дошкольного возраста».

На практическом этапе необходимо следующее:

− реализовать разработанную систему работы по развитию мелкой моторики;

− повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей;

− оформление наглядного информационного материала в уголок для родителей;

− мониторинг развития мелкой моторики у детей группы.

На заключительном этапе проекта необходимы следующие мероприятия:

− обобщение итогов работы с родителями;

− анализ эффективности разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

− выставка творческих работ с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации.

Работа по развитию мелкой моторики у детей должна строиться на следующих принципах:

Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в группе, должен иметь привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют развитию мелкой моторики детей.

В процессе развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и игрушек необходимо использовать следующие методы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения. В раннем и младшем дошкольном возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, детям предлагается выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывается по мере необходимости дифференцированная помощь, даются единичные указания.

Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей данного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Необходимо использовать игровые приемы, которые помогают педагогу заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Развитие детей в этом возрастном этапе происходит быстро, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Для проведения обследования была использована диагностическая методика, предложенная программой дошкольного образования «Детство», методы и приёмы, прописанные в парциальных программах Куцаковой Л.В. Лыковой И.А., применялись задания, разработанные Кольцовой М.М. и Озерецким Н.О

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Упражнения на повторение фигур из пальцев.

1. «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

2. «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

3. «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

4. «Коза» (вытянуть вверх два пальца – указательный, и мизинец, большой палец удерживает средний и безымянный пальцы на ладони). Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики. 3 балла – с заданием справился; 2 балла – справился с помощью взрослого; 1 балл – с заданием не справился;

Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3 балла – с заданием справился; 1 балл – с заданием не справился.

Упражнения на дорисовывание.

1. Дорисовать прямую линию;

2. Дорисовать волнистую линию;

3. Дорисовать ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений обращается внимание на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

3 балла - «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; линия чёткая, ровная 2 балла - имеется не более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги, но линия чёткая, ровная. 1 балл - имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки наблюдаются «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту.

Оценку выполнения всех заданий даёт педагог, подсчитав общее количество баллов. По общему количеству баллов определяется уровень развития мелкой моторики рук и координации движений пальцев.

10 баллов и ниже (низкий уровень) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Малыши не умеют правильно держать карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.

11-18 баллов (средний уровень) – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков. Малыши умеют правильно держать карандаш, линии чёткие, ровные.

19-27 баллов (высокий уровень) – у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

В ходе проведения диагностической методики было выявлено:

  • 2 детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики, что составило 10 %;
  • 8 детей имеют средний уровень развития мелкой моторики, что составило 40 %.
  • 10 детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, что составило 50 %.

Данные результаты подтвердили необходимость работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

На основе изучения литературы по теме разработала перспективный план по развитию мелкой моторики (Приложение 1), по играм с песком (Приложение 2), систематизировала игры, дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом, оформила картотеку пальчиковых игр со стихами (Приложение 3).

Предметно – развивающая среда группы.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Развивающая среда должна окружать детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики. Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.

В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

Система работы по развитию мелкой моторики

Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям: пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Примеры: «Сорока – сорока», «Пальчики в лесу» и другие.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и другие.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например.

Дидактические игры:

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Цель: учить детей подражать движениям взрослого.

Материал: платки, коробки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения:

- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину).

- Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей,

«ищет» ручки).

- Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки).

- Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки).

- Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки).

Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.

Игра «Спрячь в ладошке»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры:

Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование. Маленький ребенок не может держать в ручке карандаш, можно использовать занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками. Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки или делайте совместно с ребёнком, а потом приклеивайте с помощью клея и кисти: для рисования пластилином понадобится плотная бумага или картон – лепим маленький шарик, кладём на бумагу и прижимаем пальчиком. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть ребёнок слепит из мягкого теста большой шарик, затем приплюснет его и сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть, пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками.

Работа с крупами. Запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп, но только под присмотром взрослых.

Работа с природными материалами: шишки, камушки, ракушки. Можно строить из них различного вида дорожки, заборчики, а также смешивать и перебирать их по группам.

Работа с кухонной утварью. Учимся правильно держать чашку, ложку, кормить кукол.

Различные емкости, пузырьки, коробочки. Работа с закручиванием и откручиванием крышечек. Складывание мелких предметов в коробочки и пузырьки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Взаимодействие с родителями одно из важных направлений работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. В рамках проекта для родителей подготовлены консультации.

1.«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание; мышление; координация; воображение; наблюдательность; зрительная и двигательная память; речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

- «Сорока-сорока...»,

- «Ладушки-ладушки...»,

- «Идет коза рогатая...»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,

- «Этот пальчик дедушка...» и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Какова же методика проведения этих игр?

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Например, стихотворение «Машина».

Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок

Гудит машина.

Тук-тук-тук - хлопки руками

Мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем - топать ногами

Он так быстро говорит.

Шины трутся о дорогу - потереть ладошки

Шу-шу-шу - они шуршат.

Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками

Та-та-та - вперед спешат

Стихотворение «Зайка».

Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки

Маленький зайка - садятся на корточки

Длинные ушки - ладошки к голове

Быстрые ножки - бег на месте

Деток боишься - обхватить себя руками,

Зайка-трусишка - изображая страх.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль - бобы).

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

- игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

- деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

− кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

− конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

- рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

- фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

- пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

- мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Умелыми пальцы становятся не сразу.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически

2.ИГРЫ «ПОКА МАМА НА КУХНЕ»

Все мы знаем, что слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит пока ещё неумелую и непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений, мамы закупают различные шнуровки, крупные мозаики и прочие умные игрушки и начинают заниматься с крохой. Но мы часто упускаем из виду очень простую и очевидную истину: среди обычных игр и простых бытовых действий - уйма по-настоящему бесценных упражнений, которые, к тому же, ещё и гораздо привлекательнее для ребёнка, нежели покупные игрушки.

«Маленький рисовальщик»

Сказать по правде, полноценно готовить на кухне в то момент, когда маленький «моторист» будет занят там своими играми, маме вряд ли удастся. Но уделить внимание и закипающему супу, и развивающемуся чаду, наверное, всё-таки получится.

Ведь под рукой есть замечательный, доступный всем и хорошо известный продукт для развития мелкой моторики рук — крупы. И, если вас не пугает перспектива собирать на полу пшено или горох, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ем по вкусу. Для начала высыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать «на холсте» пальчиком. Пусть он изобразит палочки, точечки и прочие - «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным, а всеми поочереди пальчиками и даже всей ладошкой. Пусть перебирает крупинки ручками и зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в кастрюльку можно прятать мелкие игрушки. Главное в подобных играх — не упустить момент, когда кроха переходит от созидательной деятельности к разрушительной и начинает всё разбрасывать на пол. Обычно это наступает через несколько минут после начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненно пользу крошечным пальчикам

Поиграем в Золушку.

Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешайте в мисочке по чуть - чуть гороха и фасоли и предложите карапузу рассортировать по тарелкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее. Можно взять и макароны разных видов, это не только стимулирует моторику, но и развивает мышление малыша, учит его анализировать.

Испекли мы колобок.

Если Вы лепите вареники или пельмени, то к этому занятию тоже привлекайте кроху. Ведь именно лепка — это лучшее средство для развития мелкой моторики рук. Даже самое обычное пельменное тесто так приятно разминать в ручках и размазывать по-столу. А лучше приготовьте для ребёнка специальное солёное тесто -его рецепт очень прост — 1 стакан соли «Экстра» смешиваем с одним стаканом муки, добавляем одну ложку растительного масла и полстакана воды. Хорошенько вымешиваете и кладёте в холодильник на пару часов. После этого оно готово к работе.

Что же может делать с тестом годовалый малыш? Прежде всего разминать его в ручках. Отщипывать маленькие кусочки теста и перекладывать из ручки в ручку, разминать и давить. Можно дать карапузу и кусок теста побольше. Пусть он запустит в миску обе ручки, потыкает его пальцами в своё удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.

Займёмся раскопками

А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в тесто пару мелких игрушек, например от киндер-сюрпризов. Увидите сколько упорства приложит Ваш малыш, чтобы отыскать свой клад. Если подобная игра малышу понравилась, можете спрятать предметы помельче - крупные пуговицы, например, только следите, чтобы ваш археолог не попытался слопать подобные предметы.

Блинчики и колбаски

Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки» - покажите, как сплющить кулачком или ладошкой кусочек теста. Пусть он похлопает ручкой слабее или сильнее, а потом попытается слепить пирожок, а Вы с одушевлением нахваливайте способности юного пекаря.

Предложите угостить кукол «ягодками» или «конфетками». Когда ребёнок освоится с тестом, попробуйте вместе скатать колобки и колбаски. Колбаски можно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пусть они будут корявые и неровные, помните, что Вы это всё делаете не ради конечного результата, а важен сам процесс.

Кухонные говорилки

Кухня - отличное место, чтобы пополнить словарный запас крохи и развивать его речь. Все ли предметы ему здесь знакомы? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужен холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка?

Перечислите по очереди всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет называет мама, другой - ребёнок. Так, постепенно кроха научится подбирать обобщающие слова к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, ложка — это посуда, а огурец, помидор, капуста. — это овощи. Кстати, об овощах. А благодаря своей яркой окраске, можно использовать их для изучения цветов. Например, дать ребёнку лимон и сказать - он жёлтый, а потом апельсин — он оранжевый и т.д. В процессе кухонных дел, постоянно разговаривайте с крохой. Тем для разговоров очень много: где и как растут фрукты и овощи, что кладём в борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло? Это не только развивает речь, но и расширяет знания об окружающем мире.

3. «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ, ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА»

1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки

Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На заключительном этапе реализации проекта проведена диагностика уровня развития мелкой моторики, которая показала положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей.

В ходе реализации проекта отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук. Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды игровой деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

О К Т Я Б Р Ь

Д/игра «Стержни и кольца»

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Д/игра "Цветные вкладыши".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

Пальчиковая гимнастика "Пальчики, здравствуйте!"

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Пальчиковая игра: «Домик»

Н О Я Б Р Ь

Д/игра "Чудесный мешочек".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Пальчиковая гимнастика "Овощи"

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого.

Пальчиковая игра: «Очки»

Д Е К А Б Р Ь

Перекладывание из одной емкости в другую.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев.

Д/игра "Сухой бассейн".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика "Фрукты".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей делать "корзиночку" ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.

Пальчиковая игра: « Улиточка»

Я Н В А Р Ь

Д/игра "Мозаика".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Упражнение "Елочка".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка.

Пальчиковая гимнастика "Новогодние игрушки".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Пальчиковая игра: «Мы считаем»

Ф Е В Р А Л Ь

Разбор красной и белой фасоли.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

Пальчиковая гимнастика "Помощник".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

Пальчиковая игра: «За работу »

М А РТ

Выкладывание "8 Марта".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

Пальчиковая гимнастика "Наши мамы"

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в "замочек".

Пальчиковая игра:

А П Р Е Л Ь

Выкладывание из палочек геометрических фигур.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.

Пальчиковая гимнастика "Домашние птицы".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.

М А Й

Д/игра "Чудесный мешочек".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.

Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.

Пальчиковая гимнастика "Наша армия".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРАМ С ПЕСКОМ

Сентябрь

«Сыпем, лепим»

Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.

Задачи: Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

Оборудование: Центр « Вода-песок», формочки для песка.

Октябрь

«Отпечатки наших рук»

Цель: Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

Задачи: Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

Оборудование: Песок, разноцветные камушки.

Ноябрь

«В гости к мышке»

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды и песка

Задачи: Формировать умение узнавать и называть основные цвета. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Оборудование: Центр «Вода-песок», дорожка, подвижная мышка, маленькие мышки по количеству детей, цветные коробочки, бочата – вкладыши, косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки, маленькие тарелочки.

Декабрь

«Речка и ручеёк»

Цель: Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

Задачи: Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

Оборудование: Песок, узкий и широкий совок, мерные стаканчики,

ведро с водой, большой и маленький бумажные кораблики.

Январь

«Норки для ежат»

Цель: Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Задачи: Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).

Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Оборудование: Игрушка-ёж, пластилиновые ежата по количеству детей, сосновые иголки в тарелочках. Центр «Вода- песок»

Февраль

«Горки для козлят»

Цель: Учить детей выкладывать форму из влажного песка.

Задачи: Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.

Развивать общую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Оборудование: Песок, набор деревянного театра « Волк и семеро козлят», ведёрки большие и маленькие.

Март

«Лисичка в гостях у ребят»

Цель: Закрепить умение определять свойства сухого ( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

Задачи: Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

Оборудование: Игрушка-Лисичка, шнур, крупные бусины 15шт., песок в прозрачных стаканах (по количеству детей), сита (по количеству детей), формочки, подносы, лейка с водой.

Апрель

«День рожденья куклы Маши»

Цель: Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.

Задачи: Приучать детей договаривать слова знакомой сказки

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

Оборудование: Песок, кукла – большая, настольный театр «Колобок»,

формочки, подносы, совки, большой строительный материал.

Май

«Мы ходили в огород»

Цель: Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

Задачи: Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Оборудование: Песок, кукла - дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совки (по кол-ву детей), лейка с водой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Картотека пальчиковых игр

для детей младшего дошкольного возраста

Пальчик

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Разминка

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.

Погладим котенка

Киса, кисонька, кисуля!

- Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

- И погладила рукой

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Ф. Фребель) Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наш малыш

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Шалун

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Качели

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

Веер

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер —

Пусть прохладою повеет. (Т. Сикачева)

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(Народная песенка)

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Детки

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные... (3. Александрова)

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички стану щебетать,

Будут пальчик вставать.

Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора! (М. Кальцова)

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

  • тебе обед варить,
  • тебе посуду мыть.
  • потом всем песни петь,
  • Песни петь да плясать,
  • Наших деток забавлять.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять —

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Мы считаем

Можно пальчики считать:

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке — опять:

Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

Утята

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

— Пи-пи-пи — не пищи!

— Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую! (Т. Сикачева)

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Воздушные щелчки

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза).

Коготочки

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Жук

Я веселый Майский жук.

Знаю все Сады вокруг,

Над лужайками Кружу,

А зовут меня Жу-жу... (А. Береснев)

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Комарик

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок.

Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).

Оса

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.

Большой братец

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

Человечек

«Топ-топ-топ!» — топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке

Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

Дождик

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить! (Народная потешка)

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Коза рогатая

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашку не ест,

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!.. (Народная потешка)

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

Зайчик

Зайка серый скачет ловко

В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Улиточка

У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

Кольцо

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Зайчик-кольцо

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое —

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Очки

— Что стряслось у тети Вали?

— У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали

— Очевидно, их украли! (С. Михалков)

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

Стульчик

«Стульчик» ты из рук сложи

И детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».

Флажок

Горит на солнышке Флажок,

Как будто я Огонь зажег. (А. Барто)

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Домик

Дом мы строим выше, выше!

Есть окошки в нем и крыша.

Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию мелкой маторики в старшей группе «Золотая рыбка» - «Прощание с осенью»

Конспект открытого занятия по развитию мелкой маторики в старшей группе «Золотая рыбка» - «Прощание с осенью»Шаброва Ольга Александровна, воспитатель Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольни...

Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику  рисования....

Консультация для родителей.Тема: "Развитие мелкой маторики детей младшего возраста средствами изобразительной деятельности"

Как часто мы слышим выраженияе "мелкая маторика".ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕЛКАЯ МАТОРИКА?Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких кистей рук....

Консультация для родителей.Тема: "Развитие мелкой маторики детей младшего возраста средствами изобразительной деятельности"

Как часто мы слышим выраженияе "мелкая маторика".ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕЛКАЯ МАТОРИКА?Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких кистей рук.При этом важно помнить о координации "рука-глаз".,т...

развитие мелкой маторики

Для чего нужна мелкая моторика, и как её развиватьКак часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей...

Консультация для педагогов на тему "Развитие мелкой маторики как один изфакторов развития речи у детей "

Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у детей»...