Картотека игр с матрёшками для детей раннего возраста
картотека

Мясникова Оксана Дмитриевна

В картотеку включены игры с народной игрушкой "Матрёшкой", направленные на формирование у детей представления о русской народной игрушке. Игры развивают у детей положительные эмоции. Способствуют развитию   речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, а так же познавательных интересов.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_matryoshkami.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с матрёшками для детей раннего возраста

Карточка № 1

«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»

Цель:

учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;

формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)

Игровые действия:

Педагог ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

Карточка № 2

«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»

Цель:

учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы;

совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук;

научить совмещать детали игрушки по рисунку.

Материал: (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки)

Игровые действия:

Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.

Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.

Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненьким голоском).

Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д.

Карточка № 3

Дидактическая игра

«НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ»

Дидактические задачи:

закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине;

воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Карточка № 4

Дидактическая игра

«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»

Дидактические задачи:

закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке,

закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения;

воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

Карточка № 5 

Речевая игра

«МАТРЕШКИ»

Цель:

научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький»;

распределять предметы на группы в зависимости от их размера.

Оборудование: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, один большой домик, 3 комнатных растения разной величины и небольшая игрушечная леечка.

Игра заключается в том, что ребятам необходимо распределить все предметы по размерам: на большие, средние, маленькие. Затем воспитатель спрашивает, почему дети для большой матрешки пододвинули большой стульчик и цветок, а для маленькой – маленький. Потом руководитель просит ребят закрыть глаза и в это время убирает один из предметов. Малышам нужно не просто отгадать, чего не хватает, а точно назвать, что исчезло, например средний стульчик или большая матрешка.

Пальчиковая игра с музыкальным сопровождением

«МЫ МАТРЕШКИ, ВОТ ТАКИЕ КРОШКИ»

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас розовые щечки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас модные прически.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас пестрые платочки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас красные сапожки.

Карточка № 6

Сенсорная игра

ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА

Цель:

Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине.

Формирование умения подбирать части предмета, совмещая в соответствии с рисунком.

Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: Расписная матрешка (высотой 8-10 см), вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная.

Педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку.

Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там?»

Открывает матрешку, достает вторую.

«В гости к тебе пришли две матрешки».

Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее.

Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.

Педагог предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка.

Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия.

В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок.

Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, воспитатель должна помочь ему.

Карточка № 7

Математическая игра

«ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ»

Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.

Настольно-печатная игра

«ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядем,

Поиграть мы к вам идем!

Карточка № 8

Дидактическая игра

«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»

Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер;

учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Материал: три разборные матрешки (высотой 10-12, 7-9, 4-6 см).

Разница в величине должна составлять 3-4 см.

Ах, матрешечки-матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с вами дети

В нашей группе поиграть.

Щечки яркие, платочки,

По подолу цветки.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики. (Н.Горчакова)

Карточка № 9

Сюжетная игра

«ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?»

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов.

Карточка № 10

Сюжетная подвижная игра

«ПРЯЧЕМ МАТРЕШКУ»

Цель: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Ход игры:

Взрослый прячет знакомую ребенку большую матрешку так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где матрешка? Ищи матрешку!», взрослый ищет ее вместе с детьми.

Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее.

После игры с матрешкой можно провести игру «Прятки».

Карточка № 11

Подвижная игра

«БЕГИТЕ К МАТРЕШКЕ!»

Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Взрослый с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».

Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»

Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед:

«Убегайте, убегайте!»

Дети садятся на стульчики.

«Отдохнули?» — спрашивает взрослый.

«Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?»

Карточка № 12

Подвижная игра

«ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ»

Цель: учить детей согласовывать детей со словами.

Шли матрешки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрены,

Три матрешки,

И одна матрешечка.

Я цветочек вышила

Жу-Жу услышала

Села пчелка на цветок

Все матрешки наутек.

Идут по кругу за матрешкой.

Подходят к домику

Вылетает пчелка

Догоняет.

Все убегают.

Карточка № 13

«МЫ – МАТРЕШКИ КРОШКИ»

Мы – матрешки (2 р). Вот какие крошки

Как у нас (2 р). Чистые ладошки.

Мы – матрешки (2 р). Вот какие крошки

Как у нас (2 р). Новые сапожки.

Мы – матрешки (2 р). Вот какие крошки

Поиграем, поиграем. На своих гармошках.

Мы матрешки (2 р). Вот какие крошки

Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.

Карточка № 14

Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Показывают свои ладошки.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Выставляют ножки, ручки на пояс.

Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону.

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.

Всё! (кланяются разводя руки в стороны)

Карточка № 15

ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ

Мы матрешки (2 р)

Невидны под платьем ножки

Очень длинный сарафан,

А на нем большой карман.

Топ-топ ножки,

Топ-топ ножки,

Ай да мы матрешки!

Ай да мы матрешки!

Мы матрешки (2 р)

Мы в карманах носим ложки

Чтобы весело плясать,

Громко ложками стучать

Хлоп-хлоп ложки,

Хлоп-хлоп ложки

Ай да мы матрешки!

Ай да мы матрешки!

Дети выставляют ноги на пяточки

Дети кружатся, топая ногами (топатушки)

Дети приседают (пружинка)

Стучат ложками.

Карточка № 17

Подвижная игра «Мы матрешки»

Цель: учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки. 

Ход игры:

 Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас чистые ладошки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые сапожки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые платочки.

мы матрешки, вот какие крошки.

побежали. побежали все мы по дорожке

Карточка № 16

Подвижная игра «Ой, что за народ?..»

Цель: учить детей двигаться стайкой, выполнять действия; убегая, не мешать товарищам.

Материал: большая матрешка.

Ход игры: Воспитатель медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону.

Воспитатель: Ой, что за народ

За матрешкой идет?

(Дети двигаются за воспитателем стайкой. Матрешка поворачивается.)

А-а! Вот какой народ!

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали.

(Дети убегают.)

Ой, что за народ

В барабаны громко бьет?

(Дети идут и говорят: «Бум! Бум! Бум!» Матрешка поворачивается.)

А-а! Вот какой народ!

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали,

(Дети убегают.)

Ой, что за народ

Тихо-тихо так идет!

(Дети идут крадучись. Матрешка поворачивается.)

А-а! Вот какой народ!

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали.

(Дети разбегаются.)

Можно продолжить игру, предлагать детям выполнять разные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Занимательный материал по формированию представлений о цвете, форме, размере предметов; на развитие мелкой моторики рук младших дошкольников...

Картотека игр по исследовательской деятельности детей раннего возраста

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, экспериментирование с вещами, в ходе которого  возникает простейшая катег...

Картотека рецептов приготовления блюд для детей раннего возраста.

В картотеке описываются рецепты приготовления блюд для детей  раннего возраста....

Картотека стихов и потешек для детей раннего возраста

В картотеке собраны стихи и потешки для детей 2-3 лет, которые можно использовать воспитателям в режимных моментах, на занятиях, а также родителям для чтения детям....

Коллекция дидактических игр по ФЭМП «Матрёшка» для детей раннего возраста

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

НОД по познавательному развитию "Матрёшки" для детей раннего возраста

НОД по познавательному развитию "Матрёшки" для детей раннего возраста...