Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в младшей группе
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
в первой младшей группе
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла).
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы).
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно.
- А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).
Игра «Кому это нужно?»
Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры
Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например, это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
Игра «Выбираем работу»
Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызвать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
В космонавты мы пойдём
И работу выбирать.
И ракеты поведём.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя).
В капитаны мы пойдём,
(Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.)
Корабли мы поведём.
В вертолётчики пойдём,
(Дети бегут и делают круговые движения над головой.)
Вертолёты поведём.
Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующую то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растениям? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птиц)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковёр)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное бельё.)
- Кого нужно купать? (Ребёнка.)
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель: Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры: Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например, ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.
Стирка
Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка - развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.
Мытьё посуды
Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй - с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.
Игра «Кто, где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.
Игра «Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель. Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель. Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
Игра «Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар.
Игра «Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т. д.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни…
Игра «Для человека, какой профессии — это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т. Д.
Игра «Кому, что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.
Игра «Хлопните в ладоши, если это надо для …
(название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Ход игры: Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.
Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Ход игры: Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
Игра «Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду,
Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты).
Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия)
Дворник зимой во дворе (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки) и т. д.
Игра «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Ход игры: Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
Игра «Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Ход игры: Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т. п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т. д.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т. д. (Дети угадывают действия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_trudovomu_vospitaniyu_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
в первой младшей группе
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла).
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы).
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно.
- А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).
Игра «Кому это нужно?»
Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры
Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например, это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
Игра «Выбираем работу»
Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызвать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
В космонавты мы пойдём
И работу выбирать.
И ракеты поведём.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя).
В капитаны мы пойдём,
(Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.)
Корабли мы поведём.
В вертолётчики пойдём,
(Дети бегут и делают круговые движения над головой.)
Вертолёты поведём.
Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующую то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растениям? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птиц)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковёр)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное бельё.)
- Кого нужно купать? (Ребёнка.)
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель: Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры: Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например, ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.
Стирка
Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка - развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.
Мытьё посуды
Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй - с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.
Игра «Кто, где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.
Игра «Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель. Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель. Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
Игра «Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар.
Игра «Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т. д.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни…
Игра «Для человека, какой профессии — это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т. Д.
Игра «Кому, что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.
Игра «Хлопните в ладоши, если это надо для …
(название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Ход игры: Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.
Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Ход игры: Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
Игра «Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду,
Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты).
Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия)
Дворник зимой во дворе (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки) и т. д.
Игра «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Ход игры: Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
Игра «Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Ход игры: Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т. п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т. д.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т. д. (Дети угадывают действия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека Дидактических игр по трудовому воспитанию Для детей 3-6 лет.
Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию....
Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию во второй младшей группе
В данном документе представлены : игры на ознакомления детей с хозяйственно - бытовым трудом; трудовые поручения; картотека игр по ознакомлению с трудом взрослых....
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитания для младшей группы
Методическое пособие для роботы с детьми 2 младшей группы...
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшей группы
Удобная картотека с подбором различных игр по сенсорному развитию детей младшей группы....
Картотека подвижных игр по трудовому воспитанию в младшей группе
Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры, игровые ситуации (Расскажем мишке: 1. «Как...
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в младшей группе
laquo;Где спрятался зайчик!»Цель:описать,назвать,растенияпохарактернымпризнакамиизсвязисокружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки орастениях.Правила игры: назвать ...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию в младшей группе.
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию в младшей группе....