Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшей группы
материал (младшая группа)
Удобная картотека с подбором различных игр по сенсорному развитию детей младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensornomu_vospitaniyu_detey_mladshey_gruppy.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшей группы
Выполнила: Мельникова Н.Р.
Красноярск, 2021
1 блок -Игры для развития зрительного восприятия:
Найди пару
Материал: разноцветные рукавички из ткани.
Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Игры с пробками
Материал: пробки разного цвета и размера.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Собери бусы
Материал: деревянные бусы разного цвета.
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Открой коробочку
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ;в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку!», познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной,с понятиями: одна, много.
Укрась ёлочку шарами
Материал: елочки из картона, круги разных цветов.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов,формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек?»
«Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.
«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета,
проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).
2 блок - Игры для развития слухового восприятия
Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
Усложнение: развивать восприятие цвета.
Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д.
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.
3 блок - Игры для развития обонятельного восприятия
Угадай на вкус
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.
Чем пахнет?
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.
Усложнение: упражнять в назывании цвета.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»
4 блок - Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки,геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза»,познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз,взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»
Пересыпалочки
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей,упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!»
Озорные ладошки
Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.
Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.
Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.
Тонет, не тонет
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки.Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».
Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.
Тактильная коробка
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т. д.Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т. д.
Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами,например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т. д.
Теплый – холодный
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т. п.).
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной.Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой
5 блок - Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий
Маленький секрет
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
Цель: упражнять детейв орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там?» Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет.Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»
Застёжки
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов,формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Закрути ленточку
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.
Цель:познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Усложнение:можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены,можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее?»
Поиграем с прищепками
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
Мягкий конструктор
Материал: салфетки универсальные, ножницы, карандаш, трафарет геометрических фигур.
Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.
Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Варианты игры:
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .
«Найди пару», «Найди такую же…» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Три квадрата» - научить детейсоотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Упражнения с прищепками
Занятия с прищепками развивают мускулатуру пальцев. Поначалу у ребенка вряд ли будет хватать сил, чтобы раскрыть прищепку. В таком случае, возьмите руку ребенка в свою и покажите, как захватывать предмет прищепкой. Но начать следует с заданий на снимание прищепок с различных поверхностей. Чтобы играть с прищепками было интереснее - задания можно тематически обыгрывать.
Собери урожай
Прикрепите к занавеске красные и желтые прищепки и скажите малышу, что ягодки созрели. Предложите ему собрать все ягодки.
Найди прищепки
Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все запрятавшиеся прищепки.
Учимся захватывать
Покажите малышу,как можно захватывать прищепками различные предметы: палочки, карандаши, веревочки, маленькие бумажные шарики, ластики, пуговицы, монетки и т. п.Помогайте малышу: когда он раскроет прищепку - вкладывайте в открывшееся пространство предмет.
Солнышко
Вырежьте из желтого картона круг, и пусть малыш прикрепляет к нему по краям желтые прищепки.
Цветок
Если вырезать круг поменьше (чем у солнышка, то получится цветок с лепестками из прищепок.
Ежик
Вырежьте из серого картона силуэт ёжика. А малышу надо будет нацепить ему на спинку прищепки.
Тучка
Вырежьте из голубого картона силуэт тучки. Внизу силуэта нужно прикреплять дождевые капли - синие прищепки.
Новогодняя елочка
Заготовьте из зеленого картона ёлочку. Предложите малышу украсить елочку разноцветными игрушками (прищепками).
Травка
Вырежьте длинную полоску земли из черного или зеленого картона. Сверху горизонтально расположенной полоски нужно прикреплять зеленые травинки (прищепки).
Репка
Вырежьте из желтого картона силуэт репки и покажите малышу, как прикрепить к нему ботву из зеленых прищепок. Точно таким же образом можно сделать ботву к морковке.
Грибочки
Вырежьте из картона несколько шляпок для грибов. А ребенку нужно прикреплять к шляпкам ножки - прищепки.
Бабочка и стрекоза
Вырежьте из цветного картона силуэты тельца бабочки и стрекозы. Малышу надо прикрепить на каждое насекомое по 4 крыла.
Хвосты
Прищепки могут выступать в роли хвостов.Достаточно вырезать различные силуэты: рыбки, птички, петушка, собачки, кошки и т. д.
Человечки
На плотной бумаге нарисуйте, а затем и вырежьте силуэты девочек и мальчиков (без рук и без ног, но в платьицах и рубашечках). Вместо ног и рук малышу нужно подставлять прищепки.
Кошка и собачка
Можно вырезать из картонасилуэты различных животных: собачек, кошек, жирафов, коров и т. д. и подставлять им вместо ног - прищепки.
Ушки
Прищепки могут играть роль ушек - например, у зайца. Нарисуйте и вырежьте силуэт зайца (без ушей). А затем предложите ребенку догадаться, чего не хватает у зайчика и доделать его.
Игры с тестом
Рецепт теста для лепки
Два стакана муки, один стакан мелкой соли, один стакан воды, 0,5 пакета пищевого красителя (он продаётся в наборах для окрашивания пасхальных яиц, две столовые ложки растительного масла.
Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, послушным. Хранить его лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Так оно сохраняет свои свойства довольно долго – больше месяца. С помощью красителей можно получить тесто розового, желтого, синего цвета.
«Шлёпаем ладошками»
Выложите тёплое тесто на разделочную доску или поднос, цвета теста и подноса не должны сливаться (лучше, если это будут контрастные цвета,например: поднос синий, а тесто розовое). Разомните тесто, пошлёпайте по нему рукой. Попросите малыша сделать то же, аккуратно, взяв за локоток, подведите его ручку к тесту. Сопровождайте свои и его действия стихами.
Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп; ты, ладошечка! Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп, моя крошечка! Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто.
«Достаём предметы из теста»
Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков, так, чтобы края спрятанных предметов были видны.Спросите: «Что тут спрятали? Давай посмотрим!» Аккуратно, с интересом начните доставать предметы, освобождая их из теста.
Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашёл малыш.Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребёнок достаёт предметы,а вы говорите: «Один каштан, ещё один каштан».
Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены,скажите: «Много каштанов».
«Оладушки»
Возьмите половину теста и разделите его на четыре-шесть кусочков. Скатайте из них шарики (колобки) и положите их перед малышом в один ряд. Рядом посадите куклу. Шлёпните ладонью по одному из шариков – он расплющится.Скажите: «Был колобок, а теперь получился оладушек. Сделай такой же оладушек сам, мы его отдадим куколке. Ешь, куколка, вкусный оладушек». Сначала можно расплющить шарики, хлопая по ним ладошкой. Более сложное задание для ребёнка около 2 лет: взять шарик в руки, размять его пальчиками, превращая в оладушек. Действия малыша сопровождаются чтением стихов.
Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели.
Шу-у-у-!. и улетели!
«Делаем блины»
Скатайте четвёртую часть теста в шар.Скажите: «Шар. Он круглый». Шлёпайте ладонями по тесту, придавливая и расплющивая его. «Посмотри, получается блинчик». Пусть малыш повторяет ваши движения. В этой игре ему придётся сильнее ударять по шару из теста. Прочитайте приговорку.
Стала Варя (имя ребёнка)
Гостей угощать:
И Ивану блин,
И Степану блин,
Да Андрею блин,
Да Матвею блин.
А Митрошечке –
Мятный пряничек!
Можно сделать блины из теста разного цвета, а потом сложить их стопкой.
«Оторвём кусок теста»
Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, а малыш отрывает от него кусочки и складывает их в определённое место (например, на тарелку).Скажите: «У меня был большой кусок теста, а ты (имя ребёнка) отрываешь маленькие кусочки».Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их – получился большой кусок»
«Дорожка»
Распределите тесто по тарелке, подносу. Теперь на нём можно делать аппликацию из различных материалов: каштанов, морских ракушек, больших пуговиц и т. д.Скажите: «Давай сделаем дорожку!» и начните выкладывать дорожку из одного какого-нибудь материала, например, каштанов, а ребёнок пусть продолжает её. Возьмите любую игрушку (кошечку, собачку, ёжика) и покажите, как она идёт по дорожке: «Топ-топ». Пусть малыш сам покажет, как по дорожке ходит его любимая игрушка.
«Отпечаток рук»
Тесто разомните и распределите на две тарелки: на одной оставьте свой отпечаток руки, на другой – помогите малышу оставить отпечаток его ручки.Спросите: «Где след от твоей руки? А где от маминой? У мамы большая рука, а у тебя маленькая».
Живопись с помощью пальцев
Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребёнка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребёнка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребёнка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребёнку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"
Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитания для младшей группы
Методическое пособие для роботы с детьми 2 младшей группы...
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие.Великое множество игр по сенсорному развитию помогает педагогам выбирать наибол...
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Картотека...
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие ...