Консультация Особенности развитие речи.
консультация (младшая группа)
Младший возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.
Этот период очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нем.
В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2года.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.
Очень важно обогащать активный и пассивный словарь ребенка используя:
существительные обозначающие название игрушек, предметы личной гигиены, одежды, мебели, посуды, овощей и фруктов, домашних и диких животных и т.д.
глаголы обозначающие действие: открывать, стирать, мыть т и т.д.
наречия: близко, темно, высоко и т.д.
прилагательные обозначающие цвет, величину, вкус предмета (красный, сладкий, маленький).
предлоги: в, на, с, у, под, из.
При своевременном и полноценном развитии словарь ребенка к трем годам составляет 1200 – 1500 слов. С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а так же о том, что взрослый выбрал, для совместных наблюдений. Дети 2-3 лет очень наблюдательны, ни один предмет, ни одно действие взрослого не останется не замеченным. Играя с малышом, рассматривая что-либо или даже что-то делая по дому, рассказывайте малышу, что вы делаете и зачем. Если ребенка это заинтересовало, ребенок начнет повторять слова и фразы за взрослым.
Как можно чаще нужно давать ребенку поручения, которые позволяют общаться посредством речи: «посмотри и расскажи мне, кто пришел», «спроси у папы и скажи мне, где маленькая, красная подушка».
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
Почаще читайте малышам книжки, рассматривайте картинке, рассказывайте сказки, пойте песенки, обсуждайте об увиденном и услышанном. «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладеет родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
(губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребёнку, доступны, желательно заранее разучены.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Можно выполнить артикуляционные упражнения под счёт, с хлопками, под музыку. Предлагаю вам выполнить несколько упражнений со мной вместе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для этого ребенок должен научиться делать достаточно сильный выдох через рот.
Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!). Мы вам предлагаем упражнения в игровой форме на выработку длительного непрерывного дыхания без участия голоса:
«Плывет, плывет кораблик».
Для того чтобы кораблик плыл, нужно дуть на него не торопясь,
Сложив губы трубочкой не надувая щек. Таким образом, нужно
Пригнать кораблик к другому краю.
«Греем ручки»
Выдыхание струи воздуха на ладони.
«Листья падают и кружатся»
Сдувание вырезанных из тонкой
цветной бумаги листьев деревьев.
«Горячий чай»
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на “пар”.
«Накорми животных»
На выдохе воздушной струёй загоняем шарик для пинг – понга в пастиживотных.
«Подуй на карандашик»
Ребёнку предлагается подуть сначала на круглый карандаш, который легко катится по столу, а затем в качестве усложнения на ребристый карандаш, который требует более сильной воздушной струи, чтобы стронуться с места.
«Трубочка»
Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
«Дудочка»
На выдохе дуем в дудочку.
«Мыльные пузыри»
Взрослый побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
Очень важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического слуха.
Фонематический слух — различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения в школе.
Для развития фонематического слуха в логопедии применяются специальные упражнения.
Некоторые из них мы вас хотим представить:
«Повтори»
Лошадка скачет: «но-но». Копая совочком песок, говорите:
«коп-коп». Машинка едет: «бип-бип». Изобразите, как упали кубики:
«бух». Бросая малышу мяч, произнесите: «оп-оп » Поезд едет: «ту-ту».
«Кто как кричит»
Ребенок голосом озвучивает: игрушки, животных, людей в различных ситуациях, героев сказок «Теремок», «Три медведя» и т.д.
Гуляя по улице прислушивайтесь к звукам природы, окружения, спросите у ребенка, что это за звуки? Все это способствует развитию фонематического слуха.
Важным в развитии речи малыша является и развитие мелкой моторики пальцев.
Почаще давайте ребенку такие игры, как: «Пирамидки», «вкладыши», «пазлы», «шнуровки».
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развитие речи. | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа» корпус 1-25
Консультация:
«Особенности развития речи детей младшего возраста»
Подготовил воспитатель:
Второй группы младшего возраста
Бизяева Оксана Николаевна
Д. Покровское 2022г
Младший возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.
Этот период очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нем.
В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2года.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.
Очень важно обогащать активный и пассивный словарь ребенка используя:
существительные обозначающие название игрушек, предметы личной гигиены, одежды, мебели, посуды, овощей и фруктов, домашних и диких животных и т.д.
глаголы обозначающие действие: открывать, стирать, мыть т и т.д.
наречия: близко, темно, высоко и т.д.
прилагательные обозначающие цвет, величину, вкус предмета (красный, сладкий, маленький).
предлоги: в, на, с, у, под, из.
При своевременном и полноценном развитии словарь ребенка к трем годам составляет 1200 – 1500 слов. С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а так же о том, что взрослый выбрал, для совместных наблюдений. Дети 2-3 лет очень наблюдательны, ни один предмет, ни одно действие взрослого не останется не замеченным. Играя с малышом, рассматривая что-либо или даже что-то делая по дому, рассказывайте малышу, что вы делаете и зачем. Если ребенка это заинтересовало, ребенок начнет повторять слова и фразы за взрослым.
Как можно чаще нужно давать ребенку поручения, которые позволяют общаться посредством речи: «посмотри и расскажи мне, кто пришел», «спроси у папы и скажи мне, где маленькая, красная подушка».
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
Почаще читайте малышам книжки, рассматривайте картинке, рассказывайте сказки, пойте песенки, обсуждайте об увиденном и услышанном. «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладеет родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
(губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребёнку, доступны, желательно заранее разучены.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Можно выполнить артикуляционные упражнения под счёт, с хлопками, под музыку. Предлагаю вам выполнить несколько упражнений со мной вместе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для этого ребенок должен научиться делать достаточно сильный выдох через рот.
Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!). Мы вам предлагаем упражнения в игровой форме на выработку длительного непрерывного дыхания без участия голоса:
«Плывет, плывет кораблик».
Для того чтобы кораблик плыл, нужно дуть на него не торопясь,
Сложив губы трубочкой не надувая щек. Таким образом, нужно
Пригнать кораблик к другому краю.
«Греем ручки»
Выдыхание струи воздуха на ладони.
«Листья падают и кружатся»
Сдувание вырезанных из тонкой
цветной бумаги листьев деревьев.
«Горячий чай»
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на “пар”.
«Накорми животных»
На выдохе воздушной струёй загоняем шарик для пинг – понга в пастиживотных.
«Подуй на карандашик»
Ребёнку предлагается подуть сначала на круглый карандаш, который легко катится по столу, а затем в качестве усложнения на ребристый карандаш, который требует более сильной воздушной струи, чтобы стронуться с места.
«Трубочка»
Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
«Дудочка»
На выдохе дуем в дудочку.
«Мыльные пузыри»
Взрослый побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
Очень важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического слуха.
Фонематический слух — различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения в школе.
Для развития фонематического слуха в логопедии применяются специальные упражнения.
Некоторые из них мы вас хотим представить:
«Повтори»
Лошадка скачет: «но-но». Копая совочком песок, говорите:
«коп-коп». Машинка едет: «бип-бип». Изобразите, как упали кубики:
«бух». Бросая малышу мяч, произнесите: «оп-оп » Поезд едет: «ту-ту».
«Кто как кричит»
Ребенок голосом озвучивает: игрушки, животных, людей в различных ситуациях, героев сказок «Теремок», «Три медведя» и т.д.
Гуляя по улице прислушивайтесь к звукам природы, окружения, спросите у ребенка, что это за звуки? Все это способствует развитию фонематического слуха.
Важным в развитии речи малыша является и развитие мелкой моторики пальцев.
Почаще давайте ребенку такие игры, как: «Пирамидки», «вкладыши», «пазлы», «шнуровки».
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация "Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Развивая речь - мы вступаем на путь познанияРазвивая мысль – мы приближаемся к знаниюА. П. Кондарев...
Консультация «Особенности развития речи детей 4–5 лет»
Консультация «Особенности развития речи детей 4–5 лет»...
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."
Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...
Консультация "Особенности развития речи детей 4-5 лет"
Консультация "Особенности развития речи детей 4-5 лет"...