Консультация «Особенности развития речи детей 4–5 лет»
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Особенности речи ребенка 4-5лет
В среднем, словарный запас детей в возрасте от 4 до 5 лет включает около 3000 слов. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Если трехлетний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то в возрасте 4-5 лет ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова (всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), ползук (червяк), мелкоскоп (микроскоп), кластырь (пластырь) и др.
Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребенка НЕЛЬЗЯ! Надо поправить, дать точные названия понятиям.
Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания ("Мама "окны" моет"); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом - домов, ручка - "ручков"); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных ("А у меня на "пальте" пуговица оторвалась"), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.
Милые ошибки в произношении детей, на которые некоторые родители не склонны обращать внимание, в школе при письме могут вылиться в серьезную проблему. Именно поэтому необходимо серьезно отнестись к развитию грамматического строя речи у ребенка в 4 года и всячески помочь ему в этом. К 5 годам Ваш ребёнок уже должен уметь говорить связно с редкими грамматическими ошибками!
У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Родителям и воспитателям следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и принять меры к устранению недостатков.
Практически все звуки, кроме [р] и [л] должны встать на место! Если речь отстает, а звуки неразборчивы – это сигнал для родителей, что нужно обратиться к неврологу и логопеду за консультацией. Чем раньше начать решать проблему, тем лучших результатов можно добиться!
Соблюдая несколько простых правил, Вы сможете предотвратить нарушения речи у своего ребенка:
- Почти все знают, что главным объектом для подражания являются взрослые. Не стоит разговаривать с малышом, подражая его языку. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.
- Поощряйте стремление задавать вопросы, старайтесь максимально доходчиво объяснять вашему чаду все, что его интересует. Хвалите его за любознательность.
- Постоянно общайтесь с малышом — разговаривайте с ним, рассказывайте ему обо всем, и, конечно, внимательно слушайте его, давайте ему возможность высказывать свои мысли, не перебивайте его. Каждый день читайте книги, стихи.
- Обеспечьте крохе возможность регулярно получать новые впечатления, общаться и играть с другими детьми. Расспрашивайте малыша о том, что он делал, когда вас не было рядом.
- Регулярно включайте карапузу записи с песенками, стихами, сказками и классической музыкой
- Не упускайте возможности проконсультироваться у логопеда, и, если логопед порекомендует, то и у невролога.
Желаю Вам успехов! И помните: Я ВСЕГДА ВАМ РАДА!
С Уважением, воспитатель
Алиметова Ханума Дадашевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей шестого года жизни. Консультация для родителей
В консультации раскрываются особенности речевого развития детей 6 лет, даются рекомендации родителям по развитию фонематического слуха детей....
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация "Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Развивая речь - мы вступаем на путь познанияРазвивая мысль – мы приближаемся к знаниюА. П. Кондарев...
Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."
Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь».
Консультация для воспитателей об особенностях развития речи в разных возрастных группах....
Консультация "Особенности развития речи детей 4-5 лет"
Консультация "Особенности развития речи детей 4-5 лет"...